Как относиться к неудачам ребенка в школе
Что делать, если у ребенка, которого вы видите в мечтах маленькой звездочкой, один промах за другим и он, как вам кажется, совсем не заинтересован в учебе, в голове – только компьютер и развлечения? В первую очередь, важно подумать, почему именно вам важно, чтобы ваш ребенок был непременно отличником? Почему неудачи вас тревожат?
Истинные причины тревог
Чаще всего, помимо действительно хороших побуждений, за призывами к отличию довольно много нашего взрослого страха и тщеславия. Мечтаний о том, чтобы ребенок продолжил наш «идеальный» образ или же подсознательного желания самоутвердиться за счет него. Но нужно ли продолжать наш звездный образ и звездный ли он? Полезно напоминать себе о том, что как бы мы себя ни возносили (и как бы нас ни хвалили другие), мы не безупречны. Зачем непременно нужна четкая копия нас? Так ли мы «круты», что наше падение с воображаемого пьедестала хорошего родителя и всесторонне успешного человека так уж важно?
Как только вы поймете, что это не так, то, заметив в собственном глазу бревно, вы сразу станете более мягким критиком, а большая часть вашей энергии направится на совершенствование себя. Некоторые родители, не признаваясь самим себе, размышляют иначе: «Пусть я не добиваюсь много в карьере, личной жизни и т.п., но мои дети – настоящие звезды». Если это ваш случай, лучше не выжимать успехи из детей и честно себе признаться в том, что, если вы слишком близко к сердцу воспринимаете простую тройку, за этим лозунгом скрывается ваше собственное желание чего-то добиться или утвердиться в глазах окружающих. Не перекладывайте эту работу на плечи ребенка.
Но, конечно, вы, любите своего ребенка. Вы хотите, чтобы у него было хорошее будущее, что он нашел себя. Как же все-таки реагировать, если он все время расстраивает вас плохими оценками? Для начала подумайте, какого приема хотели бы вы от мужа или жены после неудачного дня или в тяжелый период, когда очень хочется всего добиться, но ничего не удается? Когда плохо, то хочется горячего чая, супа, возможно, поплакаться или, наоборот, в зависимости от темперамента, замкнуться ненадолго в себе и «зализать раны». Отойти от болезненных ощущений, пережить в теплой, любящей атмосфере, получить поддержку, а потом – быть вдохновленным, когда стало легче, быть вдохновленным на свершения. Не упреками, но ощущением того, что тебя любят, в тебя верят.
Читать также:
Как же вдохновлять вашего мало интересующегося учебой ребенка (хотя вполне возможно, что вы просто не прочувствовали его как следует, и вам предстоит интересная работа в этом смысле)?
-
Будьте чутки к интересам ребенка. Если он любит математику и литературу, но не историю, то помогайте ему развиваться именно в этих областях, не «вытягивайте» его за уши на отличие в ненавистных ему предметах. Главное – чтобы он состоялся именно в том, в чем он талантлив.
-
Представьте, что все ваши худшие опасения насчет неудач вашего ребенка сбылис ь. Когда мы прорисовываем в воображении свои страхи и действия в нежелательной ситуации, мы внутренне расслабляемся и начинаем яснее думать, на мозг не давит ужас. Предположим, ваше чадо стало двоечником и не сделало карьеру. Будете ли вы его любить меньше? Нет? Когда вы поймете это, отпустите свой страх и осознаете, что будете любить своего школьника в любом случае, станет намного легче и вам, и ему. Он будет чувствовать себя любимым, несмотря на варианты развития событий, а вы сможете лучше соображать и «ориентироваться на местности».
-
Будьте педагогом и музой. Именно так. Вдохновляйте ребенка, увлекайте его учебой. Пробуйте заинтересовать его. Пусть у вас сначала будет не получаться. А вы пробуйте снова и снова, пока не получится. Будьте, как музыкант, пытающийся найти верную ноту. И вы найдете! Ко всем можно найти ключик. У каждого ребенка есть его нота, на которой ему будет интересно учиться, интересно узнавать новое. Пробуйте все новые подходы, чтобы увлечь его тем или иным занятием, самой учебой.
-
Не сравнивайте ребенка с другими, не ставьте никого в пример. Ваш ребенок, как и вы, не может быть лучше всех сразу. Но он, безусловно, в чем-то талантлив. В качестве вредного совета (как не надо делать) можете почитать стихотворение Сергея Михалкова «Недотепа».
-
Хвалите не за результаты, а за усилия. Это очень важный пункт. Ваш ребенок на что-то способен, на что-то пока не очень. Но, если вы видите, что он старается, то, поощряя усилия, воспитываете в нем волю и личность. Если же вам интересны только результаты, то вы можете воспитать человека, который не гнушается средствами в достижении целей
-
Объясняйте. Пусть ребенок поймет, зачем он учится, поймет, что учеба – это способ реализовать какие-то мечты, найти себя, делать то, что он по-настоящему умеет. Не бессмысленное хождение в школу из страха прессинга со стороны учителей и своей собственной семьи. Пусть он сам вместе с вами напишет свои причины, пункты, по которым ему хочется учиться, дайте ему несколько дней на это, пусть размышляет, а со временем – пополняет список.
-
Будьте строги, а не жестоки. В чем разница? Строгость – это выговорить, конструктивно (!) покритиковать, контролируя себя, внутри при этом чувствуя любовь. Жестокость – это сорваться, выместить на ребенке свою досаду, свою злость, бессилие. Строгий выговор – это, по сути, актерская игра любящего родителя, жестокость – война с ребенком. Что делать, если внутри «накипело»? Сделайте паузу, отложите разговор. Вы успокоитесь и подберете наиболее подходящие выражения.
-
Будьте примером сами. Когда у вас есть дети, это потрясающий стимул постоянного движения вперед – в интеллектуальном, моральном, любом смысле. Воспитание кого угодно – это, в первую очередь, воспитание себя.
-
Не сдавайтесь. Каждая неудача, каждая двойка или тройка – это вызов именно вам. Это испытание, которое надо пройти – принять ситуацию с любовью, контролировать себя внутренне, быть готовым снова и снова поощрять и вдохновлять ребенка, учиться терпению, закрывать глаза на упреки соседей, бабушек, учителей, которые требуют каждый своего и непременно срочно (а у ребенка свой темп). Неудачи и сложности – это возможность научиться по-настоящему любить, потому что любят не «за что-то», а вопреки всему.
Читайте также: