Здоровье

К логопеду раньше шести лет: в каких случаях это необходимо

© Depositphotos

Есть популярное мнение, что к логопеду не стоит обращаться до того, как ребенку исполнится пять-шесть лет. Мол, до этого возраста многие проблемы решатся самостоятельно, а если нет – перед школой покажетесь. Но это не так, есть ряд случаев, когда консультация у врача-логопеда и работа с ним необходимы и в более раннем возрасте, поскольку без его помощи справиться просто нельзя.

Разобраться с этим вопросом помогла Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti.

Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте от 1 года до 3 лет

В возрасте от года до 3 лет происходит становление активной речи. Прогресс связан с тем, что ребенок начал много и самостоятельно ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет два-три слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж).

К логопеду необходимо идти в 2 года, если:

• ребенок не понимает речь взрослого,

• ребенок не произносит никаких звуков,

• ребенок не использует звукоподражание, не выговаривает простые слова,

• вы завели речевой дневник, а записать нечего.

К 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

Появляется потребность в словотворчестве. Ребенок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка: он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать.

К 3 годам малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

Если ребенок в возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, ему нужна консультация у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

К логопеду необходимо идти в 3 года, если:

• ребенок не строит предложения,

• ребенок говорит на своем языке,

• у него «каша во рту»,

• ребенок не выговаривает звуки а, о, у, и, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи.

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте 4 лет

В этот период можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания. Он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая грамматика, словарный запас, грамматика).

К логопеду необходимо идти в 4 года, если ребенок:

• не выговаривает звуки с, з, ц,

• пропускает или переставляет местами слоги,

• не знает цвета,

• путает названия животных, овощей и фруктов.

В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи), так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи).

© Depositphotos

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте 5 лет

В норме к 5 годам у ребенка должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Он должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр.

Свободная речь пятилетних детей включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется».

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

К логопеду необходимо идти в 5 лет, если ребенок:

• не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ,

• делает ошибки в окончаниях,

• не умеет пересказывать,

• отвечает на вопросы одним словом.

© Depositphotos

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте 6 лет

Шесть лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важнейших показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно уладить до школы, чтобы они не мешали учебе.

К логопеду необходимо идти в 6 лет, если ребенок:

• не выговаривает звуки р, л,

• не умеет определять первый и последний звуки в слове,

• не может запомнить буквы и выучить алфавит,

• не умеет рассказывать,

• не знает времена года,

• путает «направо» и «налево».

Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка могут отразиться на его психическом развитии, привести к замкнутости или нерешительности, снизить успеваемость, поэтому важно решать проблемы с речью, не дожидаясь последствий.

Фото: Depositphotos