Дефект речи, отказ школы и пропущенные экзамены: мама о тернистом пути сына-школьника
Если у вас тоже есть чем поделиться, вы хотите высказаться на волнующую вас тему или ответить кому-то из наших колумнистов, пишите нам — лучшие тексты мы обязательно опубликуем на сайте!
Мой сын очень любил чтение. Так сильно, что даже лето не могло оторвать его от любимого занятия.
Иногда это меня огорчало, ведь парню нужен отдых, обычное детское веселье. Вот выгляну в окно, а там все такое душистое, яркое, красивое, солнце, птицы, тусовки подростков на каждом углу. И все такие беззаботные, счастливые. И понятно почему. Ведь многие дети ждут лета целый учебный год. Можно подольше поспать, забыть о времени на прогулке с друзьями. Это касалось всех вокруг, но только не моего сына.
Наши совместно прожитые истории заставили его рано повзрослеть.
Лет в 13 он уже принял ответственность за многое в своей жизни. И он понимал, что позаботиться о своем будущем необходимо самому. А книги развивали язык и интеллект, давали много осознаний и погружали в мир любимых героев. Поэтому Гриша с годами очень мало гулял и пропадал за чтением.
Когда выходил новый литературный бестселлер с его любимыми героями, он всегда просил меня немедленно раздобыть ему такую книгу. И я всегда с удовольствием на это соглашалась.
Тем временем близился ответственный момент – выбор нового учебного заведения. То, в котором учился Гриша, было слабоватым, а ведь нужно было думать о будущем, о поступлении в вуз. Поэтому однажды летом я решила прервать запойное чтение Григория серьезным разговором:
«Гриш, давай поговорим! Отвлекись от Гарри Поттера на время».
Гриша посмотрел на меня внимательно. Отложил книгу.
— Мужчине важно развивать мозги. Руки, конечно, тоже важны. Но я женщина, и вряд ли смогу научить тебя мужским хозяйским делам. А вот поспособствовать развитию мозга точно смогу, — сказала я.
— Ты о чем, мам? — с улыбкой спросил сын.
— Я об образовании. Нынешняя школа – не тот уровень, который тебе нужен. Чтобы в дальнейшем поступить в хороший вуз, надо перейти в другое образовательное учреждение. Что скажешь?
Сын оживился.
— Это интересно. Я был готов еще прошлом году! А куда?
—Ты знаешь, я решила, что ты уже достаточно взрослый и важно, чтобы ты пошел туда, где тебе будет интересно и полезно. Поэтому выбор учебного заведения я доверяю тебе, — сказала я и протянула ему брошюру с учебными заведениями города.
Реформа образования расширила этот список на несколько позиций, по сравнению с теми временами, когда я сама работала в образовании. Брошюра была красивой, красочной, с хорошей полиграфией, с понятным четким описанием.
Я полностью доверила этот процесс сыну. Он тщательно проанализировал список. Оценил профиль заведений и удаленность от дома и через два часа принял решение:
«Мам, я выбрал. Мне понравился этот лицей, но обучение платное. Ты сможешь его оплачивать?»
Я без сомнений согласилась. Возможность у меня была, стоимость меня устроила. И я поддержала своего ребенка в этом выборе. Кстати, наверное, поэтому мой взрослеющий сын всегда и во всем тоже меня поддерживал.
Я с облегчением вздохнула, когда он сделал выбор.
Вообще, путь образования у меня с Гришей был очень тернистым. В детсадовском возрасте у сына были выявлены дефекты речи, у него отсутствовало двенадцать звуков. Я нашла хорошего логопеда. Но динамика была медленной. Не все получалось. За год до школы, конечно, многое удалось исправить. Но особенности речи все еще были заметными.
Потом Гришку не взяли в школу с английским уклоном, в которую я хотела его пристроить. Отказали из-за дефектов дикции, а еще, как выяснилось, для попадания туда нужно было целый год накануне посещать подготовительные группы для будущих первоклассников. Чего мы не делали, ведь жили в другом районе. Позднее весь первый класс школы Гриша продолжал заниматься с логопедом.
Но что отличало этого парня, так это невероятная настойчивость, интерес к учебе и стремление стать лучше всех.
А Гриша уже в седьмом классе самостоятельно ездил в другой район города на курсы с углубленным изучением физики, математики и информатики.
Он очень усердно учился и с отличием сдал тестовую программу на зачисление. Но случилось непредвиденное, и из-за очередной командировки я не смогла вовремя подать документы для перевода в другую школу. И место Гриши занял другой мальчик.
Мне было очень стыдно перед сыном, что я не смогла оказаться в нужном месте в нужный час.
И Гриша потерял еще один учебный год.
А в конце седьмого класса, когда проводили экзамен, по результатам которого можно было перейти в другую школу, Гриша заболел и не смог присутствовать на испытании. Но я смогла убедить учителей предоставить возможность моему сыну все-таки сдать экзамен в дополнительный день. У него на руках были прекрасные баллы и отличное портфолио.
Я думала: «Наконец-то эти тернии закончились, и Гриша будет спокойно учиться в рейтинговой школе и поступит туда, куда желает».
В те дни я сформулировала для себя важное правило воспитания – предоставлять ребенку право выбора.
Нужно помнить, для чего мы растим детей. Для того чтобы они стали счастливыми реализованными людьми? Или для того, чтобы воплощать наши амбиции? Для меня ответ очевиден. Поэтому я считаю, что выбор надо дать сделать самому ребенку. Обеспечьте его необходимой информацией, обсудите возможности, перспективы, риски и отдайте ответственность за это решение именно ему, своему ребенку.
Фото: Depositphotos