Вырастить руководителя: как распознать и развить в ребенке лидера
О том, как привить ребенку лидерские навыки с детства, разбираемся вместе с Анной Орловой, генеральным директором благотворительного фонда для подрастающего поколения «Открывая Горизонты» при поддержке KFC. Также Анна является мамой троих детей, один из которых — приемный.
Лидерские навыки каждый понимает по-своему: для кого-то это умение вести за собой людей, для кого-то — способность брать на себя большую ответственность. Если говорить о лидере как о человеке, который обладает всеми этими навыками, то не каждый хочет им стать. Важно не навязывать ребенку лидерскую позицию, а помочь ему сделать собственный выбор.
Лидером рождаются или становятся
В моей жизни были разные примеры. Иногда ребенок до третьего класса очень застенчив, а потом раскрывает свой лидерский потенциал. Или, наоборот, до подросткового возраста мальчик — активист и лидер, а потом осознает, что ему нужно совершенно другое.
Есть и пример, когда подросток воспитывался в неблагополучной среде и был аутсайдером. Но после того, как он оказался в благоприятном окружении, начал проявлять лидерские качества и учился их развивать.
Как определить, есть ли у ребенка задатки лидера
Это можно сделать по-разному. За маленькими детьми достаточно просто наблюдать: например, как они ведут себя с братьями и сестрами, когда общаются в детском саду, нравится ли им роль ведущего в играх. Ребенку важно предлагать любые возможности, чтобы проявить себя и примерить разные роли. Чем больше он попробует, тем проще ему будет определить свой характер и жизненные цели.
В более старшем возрасте важно разговаривать с ребенком о том, нравится ли ему быть лидером, и предлагать идеи ролевых игр.
Например, можно предложить идеи по организации работы в классе. Мы так сделали с дочкой, когда она была в 5 классе: сначала обсудили, как можно было бы поздравить школьных преподавателей с Днем учителя, чтобы она могла решить с классом, как лучше все организовать.
Или можно дать ребенку задание — реализовать какой-то проект в семье. Например, мы придумали снять видеоролик о нашей семье и обсудили, что такое быть лидером этого проекта, что нужно сделать и как всех организовать, — это и была задача ребенка.
Кроме того, во время детского праздника у вас дома можно поставить перед ребенком задачу угостить всех детей или организовать команду для игры, то есть дать ему возможность «покомандовать».
Если он боится или делает, но неуверенно, то нужна ваша помощь, чтобы развить его лидерские навыки.
Если же он отказывается наотрез, значит, это, скорее всего, ему не подходит.
Семья может реагировать на поведение ребенка по-разному. Пока он маленький или уже подросший, но сталкивается со сложностями, важны поддержка и совет близких. А если лидерские качества уже проявились и ребенок чувствует себя уверенно, он может самостоятельно брать на себя задачи. В этой ситуации ребенку приходится договариваться со взрослыми о зонах ответственности, и это лучшая возможность для развития лидерских навыков в детстве.
С ребенком нужно разговаривать и наблюдать. Если застенчивость ему мешает чего-то добиться, тогда родителю стоит в это вмешаться и как-то помочь преодолеть это. Если же она ему жить не мешает, а просто является частью его личности, то и не нужно вмешиваться, пусть ребенок будет таким, какой он есть.
Почему важно развивать в ребенке лидерские качества
Не получив нужного опыта в детстве или подростковом возрасте, ребенок в будущем будет испытывать трудности. Например, он пойдет учиться на слесаря, но стать прорабом ему будет сложно, так как лидерская роль ему будет не свойственна. Именно поэтому важно понять психотип ребенка и развивать его таланты и навыки именно в детстве.
Лидер — это, прежде всего, тот, кто несет ответственность за себя. Эту черту нужно обязательно развивать в каждом ребенке.
Каждый должен понимать, что не мама решит, куда пойти учиться, где и как жить, а нужно самому быть лидером своей жизни. Ребенку нужно с детства давать возможность выбирать.
Мы в раннем возрасте записали младшего сына в несколько кружков, дали ему возможность многое попробовать, но в какой-то момент предложили выбрать и взять на себя ответственность за свой выбор. Он выбрал футбол, и мы предложили одно простое условие — он должен сам напоминать в пятницу о том, что нужно не забыть взять кроссовки. Если забыл напомнить, то на футбол он не попадает. Пару раз забыл, а на третий раз запомнил — теперь он всегда помнит о кроссовках, потому что для него это важно.
Связаны ли лидерские качества с успехами в хобби и учебе
Лидерство не всегда равно успехам или личным достижениям в какой-либо сфере. Например, в спортивной команде ребенок может быть лидером, но он не обязательно будет лучшим игроком.
Когда ребенок что-то делает хорошо, ему хочется за это получать признание. А роль лидера заключается в том, чтобы это замечать и признавать заслуги других. То есть лидер должен признать, что у одного человека получается лучше играть, у второго — лучше бросать мяч, а у третьего — лучше защищать.
Если сам лидер при этом будет выставлять свои достижения, то команда просто за ним не пойдет.
И я думаю, это одна из причин, почему в чисто творческих историях роль лидера не так очевидна.
Как воспитать лидера
Родители должны показывать, что занимаются тем, что им нравится.
Первые полгода после того, как меня назначили генеральным директором, я ходила и думала о том, как мне тяжело. У ребенка в такой ситуации складывается впечатление, что лидером быть плохо, потому что мама страдает. Но если мама довольна, хорошо выглядит, заряжена, замотивирована, то ребенок понимает, что это хорошо. Поэтому важно транслировать то, что ты хочешь до ребенка донести.
Нельзя говорить ребенку о том, что важно быть лидером, если ты при этом всем своим видом транслируешь обратное.
При этом если родитель сам не является лидером, ему просто нужен кто-то в помощь. Это может быть друг семьи, бабушка или дедушка, которые могут помочь развивать ребенку нужные качества. Такого человека можно найти, нужно подойти тщательно к его выбору и оценке и постоянно быть с ним в контакте.
Я хотела, чтобы моя дочь была лидером, но из этого ничего не выходило. А потом в какой-то момент все поменялось, когда появился наставник. Это более правильная история, и я считаю, что навязывания быть не должно.
Какие навыки нужно воспитывать в будущем лидере
Первое, с чего нужно начинать, — это работа над собой и своими эмоциями. Лидер — это человек, который много взаимодействует с другими людьми и сильно зависит от них. Если ребенок сильно переживает неудачи, ему будет очень тяжело, поскольку часто все зависит не только от него, но и от других. Люди точно будут ошибаться, поэтому ребенку нужно научиться работать с эмоциями, в том числе негативными, такими как разочарование.
Второй важный момент — это взаимодействие с людьми.
Нужно учить ребенка толерантности и навыкам общения, умению взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок-лидер должен понимать, что все люди разные и действовать с каждым нужно по-разному, чтобы мотивировать их на результат. Только таких лидеров ждет успех.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK