Вырастить алкоголика: 4 родительские ошибки, которые формируют у детей зависимость
Есть типичные родительские ошибки, которые в будущем приводят к зависимостям у выросших детей. Чтобы рассказать вам о них, «Летидор» поприсутствовал на семинаре «Как вырастить алкоголика, вырасти алкоголиком», который провела психолог Ирина Млодик в рамках конференции «Психология: вызовы современности».
Малый психический контейнер
Достаточно большой психический объем — это возможность адекватно справляться с неприятностями.
Человека с маленьким психическим объемом переполняет любое событие.
Что делает мать с малым психическим контейнером, когда происходит что-то страшное для нее? Она эвакуирует свои чувства и обрушивает их на ребенка.
Классический пример, который можно увидеть во многих дворах. Мама предупреждает малыша: «Не беги! Иди спокойно!», а ребенок все равно бежит, потому что ему это интересно. Но вдруг он падает, ему больно. А мама только подливает масла в огонь: она кричит, потому что ей страшно (она ведь за него беспокоится), а еще она гневается («Я ведь говорила, что нельзя бежать!»).
Такие дети вырастают и в будущем на консультациях у психолога признаются, что «мама — это последний человек, которому я расскажу о своих проблемах. Ей станет плохо, и мне придется не себе помогать, а спасать свою маму».
Родители с малым психическим объемом не только НЕ помогают детям формировать и расширять свою психику, они отягощают ее собственными чувствами.
Детям из таких семей сложно выдерживать эту жизнь, особенно когда они начинают взрослеть.
И горестные, и радостные события ребенок должен научиться переживать чувствами.
Для переработки этих чувств требуется вместительный психический контейнер. И в первую очередь таким он должен быть у значимых для ребенка взрослых.
Если человек не умеет проживать свои чувства, велики риски, что он начнет убегать от реальности с помощью алкоголя.
Продолжение статьи на следующей странице >>>
Фрустрация — это стресс, который мы испытываем, когда нам чего-то хочется, а нельзя.
Иногда родители должны отказывать ребенку в том, что он всеми силами пытается выпросить: «Сегодня ты уже съел достаточно конфет. Хватит!»
Читайте также
Или, например, ребенок уже погулял, но ему хочется еще, и он активно просит об этом родителей. Одна мама способна твердо сказать: «Достаточно, мы идем домой!» , а другая поддается капризам. Дети часто реагируют на запреты попытками изменить мнение мамы. А это всегда много чувств! И если у матери маленький эмоциональный контейнер, она часто поддается на эти капризы: «Ну ладно, пусть еще погуляет 10 минут. Какая разница?» или «Пусть съест еще одну конфетку, лишь бы не орал».
Этим самым она транслирует ребенку опасную идею: если тебе нельзя, но очень хочется, то можно.
На самом деле, она тоже не умеет принимать конечность удовольствий и переживать потери. И в такой семье ребенок не учится выдерживать фрустрацию.
Поэтому так важно не отступать: «Я понимаю, тебе хочется десятую конфетку, но нельзя, это слишком много». Справиться с отказом ребенку поможет подтверждение, что это не последняя в жизни конфета: «Сегодня хватит. Следующая будет завтра».
Зависимым людям очень сложно выдерживать фрустрацию. А ребенок, не умеющий справляться с фрустрацией, в свою очередь будет склонен к зависимостям.
Продолжение статьи на следующей странице >>>
Если в семье взрослые говорят одно, делают другое, показывают третье, а на самом деле происходит четвертое, ребенок не может понять, где реальность.
Взрослеющий ребенок пытается с помощью алкоголя обрести комфортную для себя реальность — и ею часто становится чувство опьянения.
Состояние подмены реальности подпитывается 4 основными ошибками воспитания.
• «Двойная бухгалтерия» (когда слова и действия родителей расходятся). Например, мама и папа пьют, а ребенку говорят: «Ты не пей, это вредно». Сами курят, но пугают: «Курение разрушает твои легкие!» Реальность теряется, если семья транслирует окружающим «Мы приличные интеллигентные люди», а при этом ребенок видит, что родители берут взятки, воруют, нарушают все правила, о которых сами же напоминают другим.
• Игнорирование проблем. Например, ребенок жалуется на что-то в школе, а в ответ слышит: «Да ладно тебе, это очень хорошая школа!»
Или в семье происходят ужасные вещи — насилие, оскорбления, а этого как будто никто не замечает: «У нас все нормально!» Но ведь ребенок видит, что это происходит, и ему не понятно, почему все на это закрывают глаза.
• Фальшивый оптимизм. Это сейчас очень распространено. Например, в семье тяжелая обстановка – мало денег, кто-то болеет или умирает… А все кругом твердят: «Мы молодцы! Мы справимся», «Бог нам поможет», «Все хорошо!», «Да ладно, зато скоро весна! Посмотри, какая погода за окном!»
Позитивное мышление очень важно, но не стоит путать его с фальшивым оптимизмом, когда вместо решения проблемы человек внушает себе, что все хорошо.
• Фабрика грез. Это случаи, когда на ребенка обрушивается слава и он начинает верить, что стал большим и значимым человеком. Но при этом не сделал в жизни важных шагов и вообще не понял, кто он есть на самом деле.
Разумеется, популярность не означает, что у ребенка в будущем возникнут проблемы с алкоголем.
Однако риски зависимости возрастают за счет попадания в фантазийную ситуацию, в которой дети так же, как в предыдущих группах, не могут понять, где на самом деле реальность.
Есть особая категория детей, подростков, которую в народе называют «мажоры». У них довольно благополучные родители, много денег, но часто именно эти дети движутся в сторону наркотической или алкогольной зависимости. Дело в том, что у них все есть, кроме осознания, кто они такие на самом деле и что в реальности делают в этой жизни.
Продолжение статьи на следующей странице >>>
Постепенно ребенок учится контролировать свое тело и физиологические процессы.
Детство — это время формирования внутреннего самоконтроля.
Разумеется, изначально весь контроль берут на себя родители, именно они устанавливают режим для младенца. Со временем мама и папа передают это право растущему ребенку, чтобы он учился саморегуляции. Но не всем родителям это легко сделать. Не каждая мать вытерпит, когда малыш самостоятельно натянет колготки или соберет пирамидку: «Ну зачем ему мучиться? Я помогу ему это сделать!»
Однако благодаря родительской помощи навыки у ребенка сами собой не сформируются.
Препятствием к детской автономности может выступать не только мама, но и бабушка или няня (временная замена матери).
Первые хотят видеть в малыше объект своей заботы, а вторые считают это своей работой.
К счастью, есть социальный институт, и ребенок рано или поздно пойдет в школу и будет вынужден научиться многим вещам. Только привычка подменять внутренний контроль внешним может остаться.
Когда хочется сказать своему ребенку «Дай сделаю я!», стоит остановить себя и позволить ему сделать это самому.
Только так дети обретают навыки саморегуляции и внутренний контроль, который в будущем поможет ему сказать «Нет!» зависимости.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK