Вот почему я активно выступаю за раннее развитие детей: личный опыт мамы и педагога
Оксана Стецюк, мама дочки и педагог с общим стажем более 20 лет, поделилась с редакцией «Летидора» своей историей раннего развития ребенка. Мы с удовольствием публикуем личный опыт нашей читательницы.
Каждый раз, когда я думаю о детях, я невольно ловлю себя на мысли, что горжусь успехами своей дочери и… собой. Ей почти 17 лет, и она абсолютно самостоятельный человек: учится в другой стране, говорит на трех языках и путешествует по всему миру. Но для меня она остается любимой девочкой, ранимой и порой упрямой, моим ребенком, в которого я вложила все свои знания и умения.
Я закрываю глаза и вижу ее рядом с собой сразу после рождения. Я смотрю удивленно на нее — нового человечка, и думаю: «Ты моя доченька! Я постараюсь дать тебе все лучшее, чтобы ты была счастлива!» Каждая мама говорит себе эти слова! Всю дальнейшую жизнь я старалась следовать этому принципу.
Я перелопатила кипу книжек по раннему развитию во время беременности. В итоге меня захватила методика американского психолога и врача Глена Домана. Его книга «Гармоничное развитие ребенка» стала для меня учебником по развитию моей дочки на 2 года. В 60-е и 90-е годы на основе этой системы появились более современные методики японских педагогов Шичиды и Хегуру.
В детской кроватке висели нарисованные буквы и слова, мы занимались динамической гимнастикой и плаванием в бассейне, ежедневно слушали классическую музыку.
С музыкой, впрочем, я переборщила. Во время беременности я постоянно бывала на опере и концертах, потому что сама музыкант и не пропускаю хороших спектаклей. Но дочь не «оценила» это. Как только она научилась ходить, то регулярно подходила к роялю и с грохотом захлопывала крышку клавиатуры, всем своим видом демонстрируя непримиримость. При этом слух и музыкальность у нее прекрасные.
Говорить она начала в 1,5 года и сразу целыми предложениями. С этого же времени мы приступили к изучению английского.
Я отвела ее в частный детский сад с преподавателями — носителями языка, чтобы она полностью погружалась в атмосферу другого языка. Сейчас такие сады уже обычное явление. А тогда это было очень прогрессивно, но для многих не понятно.
Благодаря такому раннему лингвистическому погружению у моей дочери практически отсутствует акцент. И она этим страшно гордится!
В то время я и не думала о результатах. Я хотела только, чтобы она знала и умела многое. Сейчас я понимаю, что главной причиной были мои амбиции. Но так ли они плохи для ребенка?
Если они направлены на получение новых полезных знаний, а не на способность глупо конкурировать по жизни с другими, — то я уверена, что нет!
Для своей малышки на протяжении нескольких лет я сочиняла смешные истории про двух веселых друзей Зайчика и Медвежонка, по типу сказки про Хому и Суслика из моего детства. Она обожала их слушать, и мы вместе не раз придумывали им продолжение. Жаль, что я не записывала их! Получилась бы целая сага.
До 13 лет мы перепробовали разные занятия: катались на коньках, на лыжах, плавали в бассейне, играли в теннис, шахматы, занимались конным спортом, рисовали и играли на фортепиано.
У нас всегда был жесткий распорядок, чтобы успеть все. И такой режим приучил дочку к ответственности и самостоятельности!
Сейчас, когда она живет в кампусе одна, эти навыки ей очень помогают.
Все, что вы вкладываете в своего ребенка, не проходит бесследно. Все наши занятия принесли свои плоды: у дочери отличная память, способности к языкам, логические способности и врожденная грамотность.
Однажды мы были с ней в поездке по Японии. У меня была запланирована там важная встреча, я попросила ее помочь мне в переговорах, так как не была уверена в своем разговорном английском. Она прекрасно справилась со своей задачей. Настолько хорошо, что в конце переговоров представитель японской стороны сказал мне, что они восхищены знаниями и поведением моей дочери.
Для меня это стало неким призом и подтверждением правильно выбранной стратегии. Ведь столько раз я слышала за эти годы:
«Зачем ты это делаешь? Оставь ребенка в покое, пусть у нее будет детство!»
Иногда я испытывала угрызения совести: может, и правда я не мать, а ехидна? Типа той сверхтребовательной китайской мамочки из книги Эми Чоу «Боевой гимн матери-тигрицы»? Но не стоит сомневаться. Ребенок — это прежде всего ваша кровь и плоть. И если он чувствует вашу убежденность и любовь, то он будет доверять вам.
Я как педагог вижу сегодня все больше родителей, которые понимают всю важность развития своих детей с самого раннего возраста. Они водят детей на всевозможные развивалки начиная с 1 года! Но самое ценное в этом процессе то, что они все делают вместе, это объединяет их, усиливает эмоциональную связь между ними и взаимопонимание.
А этого живого близкого общения между родителями и детьми катастрофически не хватает в наше время.
«Золотой» период с рождения и до 5 лет является самым эффективным для развития наших детей.
Я абсолютно убеждена в этом и могу подтвердить собственным опытом и наблюдениями. Они быстро впитывают в себя всевозможные знания, им безумно нравится учиться. Тем более когда рядом любящая мама!
Конечно, все дети разные. Но в наших маленьких крохах заложен невиданный потенциал, они все талантливы с рождения. Надо только с большой любовью и верой прочитать их уникальный «код» и открыть его. В этом и состоит наша родительская миссия.
Фото: Shutterstock.com