Властный или осознанный: у какого родителя ребенок вырастет счастливым
Сегодня институт семьи переживает серьезные изменения, в том числе и в отношении родителей к детям. Интенсивное материнство все больше уступает место расслабленному, а патриархальное воспитание — осознанному родительству.
В частности, трансформируются роли женщин: меняются их установки, желания и мировоззрение. Средства массовой информации и медиа одними из первых реагируют на такие изменения и отражают их.
Телеканал TLC провел исследование и выяснил, как образ женщины представлен в медийном пространстве. Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры, эксперты выявили 31 код — устойчивые наборы знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов. Итоги этой масштабной работы доступны в официальном аккаунте TLC.
Вместе с психологом Ларисой Сурковой мы решили разобраться, какие изменения наблюдаются в подходе к воспитанию детей и как представлены разные модели в современной культуре.
Что такое патриархальная семья сегодня
Как объясняет Лариса Суркова, в современной трактовке традиционная патриархальная семья — это семья, в которой мужчина зарабатывает значительно больше, чем женщина, считается носителем морального права и авторитета, принимает все стратегические и иногда даже тактические решения.
Также в ней существует четкое разделение мужских и женских обязанностей. Он — добытчик и защитник, она занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. В такой модели, если та целиком и полностью устраивает всех ее участников, нет ничего плохого.
Гораздо хуже, когда под патриархальной семьей маскируется тирания и самодурство.
Когда мужчина фактически не является ни добытчиком, не защитником (эти функции выполняет его жена), однако при этом продолжает диктовать свою волю и считать себя главным просто потому, что он «сильный пол» и женщина должна ему подчиняться.
Такую парадигму нередко называют патриархальной, но это не всегда корректно.
Патриархальной может быть и семья, состоящая из одного родителя или опекуна, не обязательно мужчины.
Главный признак такой семьи — безусловный моральный авторитет взрослого, уверенного в своей правоте и воспитывающего ребенка согласно своим представлениям о правильном и неправильном, а не в соответствии с его эмоциональными потребностями.
Фраза «Это ради его же пользы/блага» могла бы стать девизом архетипичной патриархальной семьи.
При этом, отмечает Лариса Суркова, нельзя говорить о том, что патриархальные родители не любят своих детей, не балуют и не проявляют нежность. Все это вполне может присутствовать, однако на первом месте все же будет бескомпромиссная вера в собственную правоту и в то, что ребенок слишком маленький для того, чтобы принимать какие-то решения, — взрослому виднее.
Патриархальная семья в современной популярной культуре
В книге российского писателя Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», а также в одноименном фильме представлена патриархальная модель, в которой источником морали и власти выступает бабушка, Нина Антоновна, деспотичная и непоколебимо уверенная в том, что она точно знает, что для мальчика полезно, чем он болеет и как его лечить.
Авторитет бабушки настолько силен, что в ее власти оказывается даже отменить день рождения мальчика — отобрать у ребенка праздник, который он так долго ждал.
Немыслимый поступок с точки зрения более демократичных родителей, однако в классической патриархальной семье даже календарь может быть переписан по воле взрослого.
Еще один пример из современного медиаконтекста — фильм «Временные трудности», вышедший в 2018 году. Картина, получившая награды на международных фестивалях, вызвала невероятный общественный резонанс. В центре истории — мальчик Саша Ковалев, больной детским церебральным параличом. Его отец, не желая смириться с диагнозом и принять сына таким, какой он есть, начинает «лечить» его так, как считает нужным: он полностью игнорирует его особенности, обращается с сыном как со здоровым, требует от него невозможного, полагая, что тем самым стимулирует его преодолевать трудности и «выздоравливать».
В какой-то момент он просто бросает полупарализованного сына одного в лесу, предлагая ему перебороть физический недуг, если он хочет выжить.
Для патриархальной семьи такой подход, вероятно, символизирует любовь — настоящую родительскую любовь, которая не остановится ни перед чем, сделает все вопреки, но добьется своего.
Но и кинокритики, и широкая аудитория резко осудили эту мораль: фильм называли «этическим преступлением», «циничным и безнравственным», «оправдывающим домашнее насилие».
Это стало своеобразным маркером, сигналом о происходящем в социальной среде переломе: людям было дико смотреть на такую консервативную модель поведения и выстраивания семьи. Классическую роль женщины в патриархальной семье репрезентирует и мама Саши Ковалева: она если не целиком поддерживает методы мужа, то совершенно точно не пытается ему активно противостоять и даже оправдывает его, объясняя главному герою в конце фильма, что это самая большая любовь, которую вообще может испытывать человек. Есть примеры патриархальной модели и в мультфильмах: такая парадигма представлена, в частности, в «Храброй сердцем».
Главная героиня мультика — принцесса Мерида, дочь шотландского короля Фергуса и королевы Элинор. Она обязана подавать всем пример, поэтому ее жизнь расписана по минутам: Элинор следит за каждым ее шагом, девочка никогда не предоставлена сама себе, она не может делать то, что ей нравится. С точки зрения демократичных родителей, такой подход можно назвать насилием над личностью ребенка, нарушением его психологических и физических границ, навязыванием собственных правил. При этом патриархальные родители не заметят в таком воспитании ничего предосудительного: распорядок дня и правила, выведенные для ребенка, не обсуждаются, тем более что все они разработаны для его же пользы.
Принцесса должна быть принцессой, и, если девочка этого не понимает в силу возраста, задача мамы заставить ее это понять.
В популярной культуре есть примеры и того, что патриархальная семья может давать ребенку ту поддержку, в которой он так нуждается. В 2016 году вышел фильм «Дангал», рассказывающий историю индийского борца Махавира Сингха Пхогата. Главный герой, вынужденный бросить спорт, мечтал воспитать сына олимпийским чемпионом, однако жена родила ему четырех дочерей. Сначала отец попрощался с мечтой о преемнике, но, когда он заметил, что девочки умеют постоять за себя и смело дают отпор одноклассникам, он решил раскрыть их потенциал. Всю свою дальнейшую жизнь отец посвятил обучению дочерей, их физической подготовке и оттачиванию бойцовских навыков. Ему приходилось сталкиваться с непониманием общества и с тем, что девочек отказывались допускать до соревнований, но отец раз за разом преодолевал любые барьеры, чтобы его дочери могли добиться выдающихся результатов и с улыбкой взойти на пьедестал.
Осознанное родительство
По-другому на воспитание детей смотрят приверженцы осознанного родительства. «Это новый тренд для нашего общества, который распространился далеко не по всей стране и не в каждой семье.
Осознанные родители — это те, кто слышит и уважает своего ребенка, видит в нем личность и принимает эту личность.
Они полностью отказались от физического или морального наказания и находятся в контакте и диалоге со своими детьми», — объясняет Лариса Суркова.
Такие родители тоже во всем ищут наилучший вариант для своего ребенка, а не слепо следуют той или иной методике, предпочитая некое ассорти из различных рекомендаций, однако в отличие от патриархальных родителей они не станут делать ребенка счастливым насильно. Лучший вариант для них — это тот выбор, который соответствует возрасту ребенка, темпам его развития, способностям и психоэмоциональному статусу.
Осознанные родители выступают за то, чтобы не травмировать, не пугать ребенка, не ломать его нервную систему ради условной высшей цели («Потренируйся еще несколько часов — ты же хочешь стать чемпионкой?»), не критиковать за ошибки, не делать за него всё, а помочь ему мягко преодолеть какие-либо трудности или сделать те или иные выводы. Для осознанного родительства важен физический контакт и близость с ребенком, открытая демонстрация любви и нежности, выражение поддержки и сочувствия — все это не может испортить или избаловать детей.
Такую модель не следует путать со вседозволенностью.
Здесь тоже очень важную роль играет дисциплина, здесь так же есть место правилам, но детей скорее мягко направляют, нежели принуждают к порядку.
Манипуляции, угрозы, этический шантаж, любые виды насилия отсутствуют в арсенале осознанных родителей. Они выстраивают диалог с детьми (с оглядкой на возраст, разумеется), предлагают им выбор и выслушивают их мнение. Они уважают как саму личность, так и ее права, в том числе право быть слабым, право сердиться, переживать, плакать, расстраиваться и т.д.
«Не реви, ты же мальчик!», «Ты ведь девочка — ты должна носить юбки!» — таких формулировок не услышишь от осознанного родителя.
При этом, как отмечает Лариса Суркова, осознанное родительство совсем необязательно подразумевает полную семью: такой модели воспитания могут придерживаться матери-одиночки, отцы-одиночки, бабушки, дедушки и опекуны.
Заставить себя быть осознанным родителем не получится: это образ жизни.
Нельзя делать вид, что у тебя зеленые глаза, если они голубые: можно маскировать их, надевать линзы, но глобально это ситуацию не изменит. Невозможно искусственно привить особое ощущение себя, своего ребенка и своего партнера.
Осознанное родительство в популярной культуре
Хотя осознанное родительство — это пока еще новый, набирающий популярность тренд в современном обществе, зеркало массовой культуры уже уловило его. Почти каноническим примером осознанных родителей могут послужить герои фильма «Джуно» — мать и отец, которые, узнав о беременности своей 16-летней дочери, не устраивают скандал, не давят на попавшую в сложную ситуацию девочку, не насаждают ей безапелляционно свое мнение и не заставляют сделать тот выбор, который они считают единственно верным.
Вместо этого родители, открыто поговорив с дочерью, позволяют ей принять самостоятельное решение, уважая ее чувства.
В 2017 году вышел фильм «Одаренная» о семилетней девочке-вундеркинде Мэри. Ее мать погибла, поэтому опеку над ребенком оформил ее дядя, Фрэнк. Зная о выдающихся способностях Мэри в математике, Фрэнк осознанно выбирает для нее самое обычное детство: он хочет, чтобы Мэри росла и развивалась как обычный ребенок, чтобы она ходила в школу со своими сверстниками, чтобы от нее не требовали сверхъестественных достижений — словом, он стремится сделать все, чтобы девочка росла и развивалась в своем личном темпе, так, как этого хочется именно ей, не навязывая роли, не «воспитывая чемпиона».
Читайте также
И когда в эту идиллию вторгается бабушка Мэри, вознамерившаяся сделать из девочки настоящего гения и по максимуму развить ее потенциал, Фрэнк не собирается сдаваться. Осознанное родительство представлено даже в современной рекламе: в этом пласте медиаконтекста на смену идиллической патриархальной картинке, в которой муж — добытчик, а жена — идеальная домохозяйка, все чаще встречаются новые модели поведения как детей, так и взрослых.
Дети уже похожи на настоящих детей — растрепанных, перепачканных, любопытных, разрисовывающих обои, попадающих в забавные ситуации, а не на собирательный образ ребенка с картинки.
При этом такое поведение не только не осуждается, а даже поощряется: родителям нравится непоседливый энтузиазм детей, они готовы прислушиваться к ним, обращаться к ним за советом, считать их равными себе. Такая инверсия ролей, согласно исследованию TLC, считается развивающимся кодом — то есть чем-то, что в будущем может получить большую популярность и стать вполне привычным явлением.
В целом, подчеркивает Лариса Суркова, не стоит решительно противопоставлять патриархальную семью и осознанное родительство, да и излишне демонизировать патриархальный уклад тоже не нужно.
Эти модели могут сочетаться, заимствовать друг у друга какие-либо принципы, родители могут придерживаться разных взглядов и искать компромисс в воспитании ребенка.
Фото: кадры из фильмов, Shutterstock/VOSTOCK