Учеба на каникулах: нужно ли заставлять ребенка заниматься?
Школьники, мечтая о каникулах, ждут дней без будильников, уроков и обязательной домашней рутины. Но у большинства родителей на этот счет иная позиция. Они не позволяют детям забросить учебники подальше, постоянно напоминая о близости новой четверти и необходимости повторить пройденное или почитать то, что лишь предстоит изучать.
Аргументы «за»
На необходимости обучения в дни каникул настаивают, как ни странно, не учителя, а родители. По их мнению, это принесет массу плюсов:
· Повторение – мать учения. Значит, никогда не будет лишним вновь проштудировать пройденный за четверть материал, чтобы с началом нового учебного периода не тратить время на восстановление подзабытой информации, а сразу начать осваивать новую.
· Мозг, как и мышцы, нужно держать в тонусе постоянно. В результате ребенок будет быстрее и лучше запоминать новую информацию, станет более сообразительным.
· Компьютерные игры, сон, бесцельные прогулки с друзьями во дворе и социальные сети – вот основные занятия школьников на каникулах. Родители считают, что таким образом их дети лишь убивают время.
· В дни каникул можно успеть то, на что во время учебного года не хватает времени, например, на краткие языковые курсы, посещение школы программирования или усиленные занятия с репетитором.
Домашняя работа: как повысить усидчивость и успеваемость школьника
Помимо обычного (и вполне законного, кстати) детского нежелания грызть гранит науки во время долгожданных каникул, противники этой деятельности могут привести еще немало доводов:
· Стремительно меняющаяся школьная программа год от года становится сложнее, добавляются новые предметы, меняются системы оценки знаний. Все это сказывается на загрузке школьников и объеме требований, предъявляемых к ним. Каникулы являются тем перерывом, который необходим уставшему ребенку, чтобы систематизировать полученные знания. Обилие новой информации просто перекроет старую и все, что изучалось в последнее время, будет благополучно забыто.
· Сидячий образ жизни, который ведет большинство школьников, крайне вреден для детей и подростков. Каникулы лучше заполнить физической активностью, отдыхом на природе, сменой рода деятельности.
· Ранние подъемы не любят не только дети, но и взрослые. Дети воспринимают в штыки стремление взрослых сохранить на каникулах школьных режим, ведь это значит, что спать вдоволь и лениться мама с папой не позволят.
· Ежедневные занятия, конечно, могут войти у ребенка в привычку, но тогда возобновление учебы будет восприниматься им как нечто обыденное, не требующее проявления особенных эмоций.
· Абстрагировавшись от уроков, ребенок ненадолго забудет и о связанных с ними неприятных воспоминаниях: придирчивых преподавателях или забияках-одноклассниках. Это позволит сгладить конфликты, свести на нет накопившееся раздражение.
· По мнению большинства современных детских психологов, высокий уровень нагрузки и плотный график не оставляет ребенку времени на неспешные размышления, на формирование собственной позиции по разным вопросам, осмысление своих целей и планов. Каникулы станут тем временем, когда ребенок поймет, что и зачем ему хотелось бы изучать в будущем.
Принять решение о необходимости обучения на каникулах каждый родитель должен самостоятельно, учитывая интересы своего ребенка и особенности его здоровья. Однако, прежде чем прийти к окончательным выводам, стоит посоветоваться с врачом, наблюдающим вашего малыша, его классным руководителем и школьным психологом. Именно эти три специалиста помогут вам определить не только уровень успеваемости ребенка, но и уровень его утомленности. О дополнительных занятиях не может идти и речи, если налицо усталость от основной школьной программы, которая часто доводит детей до неврозов.
В любом случае постарайтесь избежать в домашнем обучении школьной рутины. С младшеклассниками проводите занятия в игровой форме, старшеклассникам оставьте простор для творчества. Например, произведения школьной программы можно не только прочесть, но и посмотреть в кино или театре, а знания по истории лучше всего усваиваются на реконструкторских фестивалях.
Обратите внимание также на длину предстоящих каникул – летом хватит времени и на отдых, и на получение новых знаний, а вот короткие перерывы осенью, зимой и весной лучше не омрачать учебниками.
И обязательно учитывайте мнение ребенка. Если от перспективы учиться в дни каникул он впадает в депрессию и даже заболевает, подумайте, так ли важны вам его школьные достижения? Представьте, что отправляя вас в отпуск, начальник дает вам немного работы с собой и просит о ежедневном отчете. Не становитесь таким же деспотом-начальником для собственного ребенка, дайте ему спокойно отдохнуть, поверьте, с началом новой учебной четверти он быстро втянется в процесс и вспомнит подзабытое за время отдыха.