Смена ролей: как наши дети воспитывают нас
В анекдоте про многодетных мам, которые первому ребенку стерилизуют соску, второму — просто споласкивают водой из-под крана, а на третью дуют, отобрав у расшалившейся собаки, есть лишь доля шутки. О том, какие качества приобретают родители в процессе воспитания детей, рассказывает психолог на Рамблер/Семье.
Терпение и стойкость
Опытному родителю не нужна йога — он способен уходить в нирвану на десять минут, пока малыш увлекся игрой, и мгновенно возвращаться к реальности, когда домик из стульев грозит рухнуть на юного строителя. Кто, как ни наши дети, научил нас писать годовые отчеты под писклявые диалоги мультяшных героев? Или высыпаться за четыре часа, а наедаться — остатками кабачкового пюре без соли и сахара? Однако не все родители сразу усваивают подобные уроки. Как и многим ученикам в школе, им требуются многократные повторения пройденного.
1. Раздражение, тревога или гнев «сужают» наше сознание и заставляют сосредоточиться лишь на той информации, которую мы воспринимаем в данный конкретный момент. Старайтесь смотреть шире на любые проблемы, связанные с ребенком. Например, если вас беспокоит, что он постоянно просится на руки, представьте, каким он будет через десять лет, и вы почувствуете, что преувеличиваете проблему и довольно скоро будете скучать по малышу, цепко обвивающему вашу шею.
2. Настройте себя на то, чтобы в любых ситуациях искать причину происходящего , а не ограничиваться оценками, плохо это или хорошо. Допустим, если ребенок нарвал цветов на клумбе, это, конечно же, плохо. Однако если этот поступок продиктован желанием подарить бабушке цветы, нужно подсказать ребенку, каким приемлемым способом можно осуществить это желание.
.button_buy title: Как наладить отношения с подростком announce: В книге описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков, а также собраны советы, которые доказали свою эффективность на практике. image_url: http://img02.rl0.ru/pgc/c1457x859/573589ac-8d87-6746-8d87-670c1e39151a.photo.0.jpg button_title: КУПИТЬ КНИГУ button_url: http://www.litres.ru/anastasiya-ponomarenko/kak-naladit-otnosheniya-s-podrostkom-100-prakticheskih-sovetov/?lfrom=218868407
3. Большое количество опасностей, подстерегающих ребенка на каждом шагу, рано или поздно заставляет взрослых философски относиться к вещам , которые раньше представляли для них ценность. Например, совсем недавно разбившаяся ваза могла испортить вам настроение, а сейчас вы счастливы, если она разбилась и при этом не поранила ребенка.
Поскольку воспитание предполагает наличие системы поощрений и наказаний, волей-неволей приходится задумываться о том, чтобы она была справедливой. Однако только по реакции ребенка можно определить, попадают ли в цель наши педагогические эксперименты. Его возмущенное восклицание «Так не честно!» часто заставляет взрослого корректировать свои поступки.
Кроме того, приходится невольно следить за тем, чтобы свое собственное поведение служило положительным примером. Вот и приходится чинно переходить с ребенком пешеходные переходы на зеленый свет, мысленно подсчитывая, сколько времени вы сэкономили бы, перебегая на красный, если бы шли одни.
1. Если ребенок возмущается несправедливостью наказания, стоит поинтересоваться, какое наказание, с его точки зрения, было бы адекватным проступку. При этом вовсе не обязательно использовать предложенный им вариант, давая на полдник две конфеты вместо трех. Такая дискуссия поможет получить то, что называется «обратной связью», и понять, осознает ли ребенок свою вину или считает вас тираном.
2. При выборе наказаний и поощрений учитывайте, как реагировал на них ребенок в прошлый раз. Возможно, то, что кажется вам эффективным, с некоторых пор перестало действовать на ребенка.
3. Детские «Так не честно!» заставляют взрослых быть более последовательными. Иногда приходится подавлять свои непосредственные эмоциональные реакции , чтобы получить правильный воспитательный эффект. Допустим, если ребенок вызвался сам помыть пол, нужно смириться с грязными разводами и лужами ради сохранения стремления помочь вам.
Психолог о психосоматике заболеваний и о том, как их лечить
Кто такие «голодные» люди и почему от них все зло?
Неприятные размышления о том, какой вы родитель, приходят только с рождения ребенка. Ведь до его появления все родители идеальны: они прочли много психологических книг, наблюдают за ошибками других и, конечно же, знают, как нужно правильно поступать в тех или иных ситуациях. Наличие собственных детей, как правило, приводят нас к двум печальным выводам:
- многие книжки написаны про каких-то других детей, а с вашими предложенные методы не работают;
- если в семье больше одного ребенка, то каждый раз приходится изобретать велосипед.
К сожалению, упомянутый велосипед можете изобрести только вы сами. Никакие советы учителей с тридцатилетним стажем или мнения психологов, способных заставить плакать Фрейда на собственной психоаналитической кушетке, не могут заменить вашу интуицию и желание быть лучшим родителем для своего ребенка.