Синдром первой четверти: 8 родительских заповедей, которые сохранят школьнику здоровье
Специально для «Летидора» статью подготовила Любовь Богданова — руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, семейный психолог, дыхательный терапевт.
Вместе с летом подходят к концу и большие летние каникулы, начинаются школьные будни. Для ребенка это означает серьезное изменение образа жизни.
А любые перемены – это факторы стресса. В первой учебной четверти у ребенка их так много, что это неизбежно влияет на его здоровье, эмоции, интеллектуальные способности, коммуникабельность, восприимчивость к новой информации, творческие возможности и другие слагаемые школьного детства.
Чтобы это влияние не помешало успешному началу учебного года, обращайте внимание на следующие факторы, которые зависят от вас – от родителей.
Следите за тем, чтобы ребенок хорошо высыпался
Обеспечить ребенку достаточное время сна – наиважнейшая задача для всех родителей школьников. Если вы забудете обо всех других пунктах или не сможете их организовать – отбросьте все, обеспечьте только хороший сон. Это фундамент, на котором стоит его здоровье, эмоциональное состояние, интеллектуальные способности, его место в детском коллективе и его отношение к самому себе.
Если что-то из этого страдает — налаживайте в первую очередь сон ребенка.
Время подъема утром диктуется школьным расписанием, но время отхода ко сну — это исключительная ответственность родителей.
Значит, укладывать ребенка вы должны в правильное время. Но как непросто это бывает... Ведь именно перед сном ему, оказывается, нужно непременно доиграть во все игры, переложить все игрушки на всех полках, пообщаться со всеми родственниками в доме, а еще надо срочно поесть, попить, пойти в туалет, помыться, проведя разные эксперименты с водой, и обсудить с вами множество важных проблем.
Родителям требуется твердость, чтобы пресекать эту активность и обеспечить нужное время отбоя.
А осознанным родителям — еще и дружелюбие, юмор и спокойствие, чтобы проводить свою линию спокойно и гармонично, не повышая голоса и не устраивая скандалов перед сном.
Организуйте качественное и своевременное питание
В вопросе детского питания необходимо сотрудничество родителей и школы. Казалось бы, всем понятно, что детская пища должна быть качественной с точки зрения насыщения организма ребенка полезными веществами. В этой связи удивляет продажа в школьных буфетах синтетических продуктов питания и напитков.
Осознанным родителям лучше исключить из семейного рациона как можно больше продуктов с консервантами, улучшителями вкуса, искусственными красителями, подсластителями и другими синтетическими компонентами..
Покупайте исходные природные продукты и сами готовьте их дома, это полезно не только детям, но и взрослым.
Однако даже в основных блюдах школьных завтраков и обедов, соответствующих всем требованиям нормативов по части полезных веществ, нужно учитывать не только пользу, но и… вкус!
Невкусную пищу дети не едят. И в целом это нормально, не случайно же природа дала нам распознавание вкуса как одну из возможностей «внедрять» в свое тело только самое полезное и нужное для жизни. В детстве эти механизмы еще сохранены, но быстро отключаются и ломаются под внешним давлением.
Что из этого следует? Дети оставляют невкусную еду на тарелке, а значит не наедаются нормально, не получают необходимые вещества в нужное время, ходят голодные, или хватают какие-то случайные куски.
Хуже этого может быть еще и «наказание едой» – когда ребенка заставляют доедать то, что ему противно взять в рот. Это чревато блокировкой контакта со своим телом, формированием убеждения в собственной недостойности внимания и удовольствия, искажением пищевого поведения, что может негативно отразиться на последующей взрослой жизни.
Если невозможно получить качественное и вкусное питание в школе – решите вопрос с домашними завтраками и обедами, которые вы будете давать своему ребенку.
Следите за регулярным очищением кишечника
Не менее важная задача — обеспечить регулярное и физиологичное опорожнение кишечника. «Движение — жизнь» — не пустые слова, и они не про зарядку и не про бег по утрам.
Жизнь существует только там, где присутствует движение.
В теле человека существуют три главных движущихся потока, остановка любого из которых прекращает жизнь: это поток дыхания, поток крови и… движение пищи в пищеварительной системе.
И если мы понимаем, что остановка какого-либо потока прекратит жизнь, то давайте осознаем, что любое затруднение потока сделает жизнь неполноценной, ухудшит ее качество, лишит человека многих возможностей. Если это очевидно на примере дыхания и кровеносных сосудов, то должно быть не менее очевидно на примере пищеварительной системы.
Стул должен быть регулярным (не реже, чем 1 раз в день) и происходить без «высиживаний» и затруднений. Родителям нужно быть в курсе того, как этот процесс происходит у ребенка.
Если стул у ребенка нерегулярный, и ему требуется много времени на этот процесс, родителям необходимо… не высказывать ребенку свое недовольство по этому поводу, а заняться добавлением положительных факторов, нормализующих ситуацию.
На уровне питания будет полезно убедиться, что в рационе есть продукты, улучшающие перистальтику кишечника (свежие фрукты и овощи, достаточное количество несладкого питья).
Подумайте также и о связи психики и тела, поскольку запоры имеют психосоматическую природу.
На работу кишечника влияет и психоэмоциональное состояние человека.
Если у ребенка возникли затруднения с контролируемым расслаблением мышц, очевидно, что в его жизни появились какие-то тягостные обстоятельства, с которыми он не может справиться и вынужден сжиматься и терпеть.
Это в буквальном смысле отражается на физиологических процессах!
Родителям нужно в первую очередь создать для своего ребенка дома пространство безопасности, спокойствия, принятия, доверия, чтобы он мог ощутить внутреннее расслабление на уровне эмоций и сознания. Это усилит возможности ребенка справляться с внешними ситуациями и выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Если этого будет недостаточно, родителям нужно будет позаботиться о нейтрализации стрессовых воздействий в школьном коллективе.
В ребенке, как и в любом человеке, все взаимосвязано: эмоциональный фон влияет на физическое состояние, а физическое в свою очередь влияет на эмоции, а все вместе влияет на состояние сознания — на способность ребенка воспринимать учебную программу.
Организуйте ребенку эмоциональное очищение и разрядку
Давайте учиться у природы. Какие естественные импульсы возникают, когда у человека зашкаливают эмоции? Хочется крикнуть, бросить что-то, стукнуть. Так работает естественная разрядка стрессового напряжения.
Накопленные стрессовые напряжения можно естественно высвобождать через голос или через тело и дыхание, для детей это значит — покричать и побеситься, пошвыряться чем-то.
А для родителей — обеспечить безопасное пространство и разумное время для этого.
Буквально 5-10, максимум 15 минут будет достаточно, чтобы ребенок в такой веселой творческой манере выплеснул из себя неосознанные недопережитые эмоции, тем самым уменьшив внутреннее напряжение от своих нелегких будней. Такие формы эмоциональной разрядки работают не только для «отдачи долгов», но и «про запас» — регулярные активные спонтанные и/или шумные игры помогут жить, не накапливая внутреннее эмоциональное напряжение с юных лет.
Следите за уровнем культуры взрослых, с которыми общается ребенок
В жизни ребенка появляются значимые взрослые. Это родственники, педагоги, тренеры секций. Взрослые всегда обучают детей исключительно собой. Поэтому все виды культуры современной жизни важны.
Физическая культура взрослых, их состояние тела, отношение к собственному здоровью, физическим нагрузкам, собственному питанию– все это дети видят и учатся быть такими же и поступать точно так же.
Не менее важна эмоциональная культура. «Эмоциональный интеллект» надо развивать – не только детям, но и, к сожалению, многим взрослым.
Эмоциональная культура взрослых — это большая проблема современности.
Эмоциональное давление, эмоциональное насилие — от этого по-настоящему ломаются жизни.
Поэтому так важно взрослым, общающимся с детьми, обеспечить собственную эмоциональную стабильность, уметь взаимодействовать с разными людьми, в разных ситуациях, удовлетворять собственные потребности, при этом не ущемляя потребности других людей. А родителям важно убедиться, чтобы с вашим ребенком общались взрослые, обладающие необходимыми компонентами культуры современной жизни.
Давайте и не ждите благодарности
Для ребенка норма — это получать любовь своих родителей. Нормально слышать от вас, что он вам нравится, чем вы в нем восхищаетесь и любуетесь, чем вы в нем гордитесь, чему радуетесь.
Проверьте себя – говорите ли вы ему слова поддержки и одобрения или только делаете замечания, одергиваете и высказываете претензии?
Я с горечью замечаю, что родители даже не осознают, как постоянно обзывают ребенка и впечатывают в его сознание фундамент неуспешности и несчастливости: «ты растяпа», «ты неумеха», «горе мое», «я из-за тебя чуть с ума не сошла»…
Помните, что задача родителя — давать, а жизненная необходимость ребенка — получать. Каждый день без вашего заметного для ребенка проявления любви, восхищения своим ребенком, доброго слова в его адрес создает дефицит жизненной энергии в его душе, сознании, психике.
Ребенок может не показывать своей радости, когда вы говорите ему что-то хорошее , но он всегда это замечает.
Родительское одобрение – пища для развития его личности, для ощущения себя хорошим, нужным, достойным, способным, уместным, ценным.
Одна клиентка мне как-то сказала: «Я говорю сыну хорошие слова – но он этого не ценит». А как ему это ценить? Для него сейчас это жизненная необходимость, а не особая награда. Для ребенка норма – получать. Без этого ребенок привыкает к тому, что хорошее отношение (любовь) надо заслужить, и в подсознании поселяется убеждение: «Значит сам по себе я любви не заслуживаю».
К сожалению, многие молодые родители получили от своих родителей именно такое подсознательное послание. Во многих взрослых людях ощущается дефицит любви — значит, ею трудно поделиться, просто нечего дать другому, если у самого внутри ее нет. Но в вашей власти остановить этот негативный сценарий — не ждите противоестественного развития событий, чтобы ребенок наполнял вас недостающими ресурсами.
По-взрослому решите свою проблему недолюбленного детства – это улучшит жизнь для всех поколений – и вашу собственную, и ваших отношений с родителями, и, конечно же, отношения с ребенком.
Проводите личное время с ребенком
Когда ребенок отправляется в школу, он попадает в другое «не свое» пространство, где он проводит время с посторонними людьми — одноклассниками, педагогами. У каждого из них свое настроение, свое состояние, свое отношение ко всему на свете и к нему лично.
Все это с гарантией будет вызывать у ребенка разные переживания (как хорошие, так и плохие) и влиять на его самооценку, формирование представления о себе, своих возможностях, своих правах проявлять инициативу, говорить, мечтать, дерзать, творить, ошибаться, исправлять свои ошибки... Школьное окружение в какие-то моменты может оказаться очень недружелюбным местом для этого.
Вот почему вашему ребенку необходим островок эмоциональной надежности и безопасности.
Ему необходимо чувствовать, что у него есть надежный тыл — люди, которые его всегда любят и поддерживают, верят в него. И обычно родители довольно абстрактно мечтают о том, чтобы таким пространством для собственного ребенка было пространство семьи. Но для этого нужно на практике показать ребенку, что оно есть, и дать ему возможность реально его ощутить.
Вам нужно выделить время на открытое доверительное эмоционально теплое общение со своим ребенком.
И пусть такого времени будет не очень много, главное, чтобы это было «качественное время», как называют его специалисты, когда вы не делаете попутно никаких взрослых дел и полностью посвящаете себя общению со своим сыном или дочерью.
Это особенно важно, если в ваших родительских мечтах присутствует доверительный контакт. Ведь он не появляется на пустом месте, он сохраняется с детства.
Проявляйте искренний интерес к тому, что важно и интересно вашему ребенку, тем самым вы укрепите фундамент не только ваших отношений на будущее, но и фундамент его психики, поскольку он в таком общении заложит в свое подсознание важные убеждения: «Я важен, я интересен, я заслуживаю внимания более значимых, чем я, людей (ведь родители для ребенка — почти боги, он полностью зависит от вас), для меня находится достаточно времени, мои мысли важны, мои слова интересны, меня слушают и слышат, обо мне заботятся, я достойный и интересный человек, я заслуживаю любви и внимания».
Вы можете произносить эти фразы вслух, чтобы они запечатлелись и в сознании:
«Ты для меня важен, у меня всегда найдется время для тебя, мне интересно то, что ты говоришь, мне нравится быть с тобой».
А если вам трудно о себе сказать такое, то читайте внимательно следующий пункт.
Исцелите собственную «школьную травму»
Если ваше собственное школьное детство не было безоблачным и счастливым — вместе со своим ребенком вы будто бы снова отправляетесь в школу.
Ваши страхи, ваши неприятности со сверстниками, несправедливость учителей по отношению к вам, обидные шутки в детском коллективе в ваш адрес, зависть к вам, ваша зависть к другим детям (любимчикам учителей, выходцам из богатых и статусных семей, тем, кто знал и умел что-то лучше вас), перегрузки и усталость — все это сохранилось в вашем подсознании.
Все эти заблокированные в глубине вашей психики напряжения будут волей-неволей активироваться ежедневными вопросами школьных будней вашего сына или дочери и омрачать жизнь и вам, и вашему ребенку.
Перед глазами стоит картина, которую я наблюдала в первые дни сентября прошлого учебного года. Новые первоклашки. Их раздевалка прямо напротив входа, родителей не пускают дальше закутка возле дверей, он ограничен металлическими поручнями.
Поскольку малыши еще не ориентируются в школе — их в раздевалке собирает учительница, чтобы отвести в класс. И вот звонок на первый урок уже прозвенел, учительница дала команду, первоклашки вышли из раздевалки, и она их уводит в класс. А одна мама поздновато привела своего сына и кричит ему постоянно: «Дима, быстрее, Дима, не копайся».
Сквозь прозрачное ограждение раздевалки видно, как Дима старается изо всех сил, но от волнения только больше путается в матерчатом мешке для сменки, ботинок падает мимо, он суетится и оглядывается на уходящих детей, сжимается от каждого маминого оклика. И вот наконец Дима выбегает из раздевалки, бросается догонять уходящий класс — тут мама еще более злобно кричит: «Дима, ты куда?! Подойди ко мне!»
Мальчик в растерянности — класс уходит, тут мама злится… Он нерешительно делает шаг в мамину сторону… Она его дергает к себе – он даже стукнулся о металлическую ограду. И тут она его…. целует в щеку! И говорит: «Иди». Он побежал догонять своих одноклассников, свернувших уже за угол.
Почувствовал ли сын мамину любовь и заботу в этом поцелуе? Была ли мама наполнена любовью и заботой к своему сыну? Сумела ли проявить ее?
Очень хочется пожелать всем родителям осознанности в своей роли родителя и в своих ожиданиях от ребенка, чтобы школьные годы были не только временем усилий и преодоления, но и радостным и полезным опытом для всей семьи, а для вашего ребенка - основой фундамента дальнейшей взрослой здоровой и счастливой жизни.
Фото: Shutterstock.com