Психология

Секреты проекции: 3 способа посмотреть на мир глазами своего ребенка

© Freepik

Узнайте о проективных методиках, которые раскроют внутренний мир ребенка, его состояние.

Ирина Гусинская, мама троих детей, педагог-психолог и учитель начальных классов, поделилась с «Летидором» проективными методиками, которые помогут лучше узнать ребенка, не задавая прямых вопросов.

Ирина Гусинская

Расскажу о трех методиках, которые сама много раз применяла. Для первых двух понадобится лист бумаги и простой карандаш.

Первая методика «Кинетический рисунок семьи»

Попросите ребенка нарисовать свою семью так, чтобы все члены семьи были чем-то заняты. Больше ничего говорить не нужно.

Посмотрите, кого ребенок рисует первым? Все ли члены семьи присутствуют на рисунке (или кто-то на работе, например)? Нарисовал ли ребенок себя, где? Если в центре листа, улыбается, занят общим делом, его эмоциональное состояние благополучно. Если стирает, сильно закрашивает части тела или всю фигуру, испытывает тревогу или страх.

Я встречала рисунки, где лист разделен на комнаты, каждый член семьи сидит в отдельной клеточке. Это говорит об эмоциональной изоляции.

Или в центре листа большой телевизор, маленькие люди сидят вокруг него.

Обратите внимание, если нет на рисунке самого ребенка: «Ой, забыл себя нарисовать».

Не давайте дополнительных пояснений. Рисунок ребенка — это то, как он семью видит, бессознательно изображает на бумаге то, что чувствует.

© Freepik

Вторая методика «Сочини сказку» основана на рассказывании

Положите перед ребенком черно-белый рисунок, выполненный в карандаше, на котором изображена комната в сказочном замке. Изображение поищите в интернете или нарисуйте сами.

Важно, чтобы эта комната сама по себе не несла эмоций, была нейтральной.

Почему комната в замке? Комната, похожая на комнату ребенка, включит сознательные, обдуманные ответы. Здесь важно приоткрыть завесу поступков и мыслей, неосознаваемых ребенком. Задайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, кто живет в этом замке? С кем? Почему он так сделал? А что потом? Сначала ребенок будет давать односложные ответы. Потом начнет развиваться сюжет? и вы узнаете о том, что беспокоит ребенка.

Если сказку придумать не получилось, попробуйте другой вариант. Помните рассказ Николая Носова «Фантазеры»? Как два друга Мишка и Дениска сочиняли:

«Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой».

Попробуйте прочитать своему ребенку этот рассказ и предложите тоже что-нибудь сочинить. Вы будете удивлены.

© Depositphotos

Я предложила это задание детям второго класса. Рассказ записали в тетрадь. Потом стали читать свои маленькие рассказы.

Саша Н. сочинил такой рассказ: «Я — мешок денег, пошел и ограбил банк». Матвей С. (сквозь смех): «Я сел в лифт, он упал и разбился, потом пришел человек и отрезал мне голову». Ксюша П. «Я полетела на Луну, погуляла там, потом вернулась».

Ответы разные, и не потому, что мальчики больше смотрят ужастиков по телевизору.

Третья методика «Сочини сказку»

Обдумайте то, что услышали, соответствует ли это действительности. Если хотите изменить отношение ребенка к ситуации в семье или с друзьями, используйте тот же метод сочинения сказки.

Укладываете ребенка и рассказываете: «Сегодня я тебе расскажу про маленького ежика, который жил в лесу в домике с братом и сестрой». И в общих чертах восстанавливаете ситуацию, которая является травмирующей для ребенка либо тревожной.

Не добавляйте: как и у нас… Просто рассказывайте историю, схожую с вашей ситуацией.

Потом говорите: «И вот брат с сестрой поспорили, не захотели делить игрушки. Маша расплакалась. Как ты думаешь, чем ей можно помочь?» Избегайте шаблонных фраз: «Видишь, что ежик здесь поступил нехорошо? Нужно девочек защищать». У ребенка всплывают в памяти правила поведения, которые известны от родителей, учителей, воспитателей.

Лучше создать игровую ситуацию, чтобы ребенок сам оценил поступок героя, сам сказал, что здесь несправедливость, девочек обижать нельзя.

© Depositphotos

Чем хороши проективные методики

Тем, что в них нет строгой инструкции и баллов. Нет высокой погрешности результата, потому что это говорит, придумывает, рисует сам ребенок. А вы только слушаете, слушаете… Откроются потрясающие вещи. Для вас, родителей, это разговор по душам…

Эти же методики можно использовать и для исправления ситуации.

Если что-то насторожило в рисунке семьи, можно напрямую не говорить ребенку: «Ты нарисовал не так». Лучше взять чистый лист бумаги и предложить сделать рисунок на основе общего опыта.

Не повторять рисунок семьи, а порисовать вместе с ребенком на тему общих воспоминаний, походов. Не вмешиваться в рисунок, а сесть рядом и сказать: «Помнишь, ходили в воскресенье в зоопарк? Кто тебе больше понравился? Нарисуем?» Рядом с животным фигурки мамы и ребенка.

Если увидели, что ребенок штрихует руки, например, у мамы, значит, мамины руки вызывают тревогу.

Попробуйте нарисовать ситуацию, когда ребенок не испытывал этот стресс. Огромный рот говорит о том, что мама часто кричит, ругается и ребенок побаивается ее.

Коррекция рисунка может быть в том, чтобы проговорить то, что чувствует мама, что чувствует ребенок.

Почему она ругает ребенка, в каких ситуациях. Обратиться к своим чувствам и чувствам ребенка: «Я сегодня расстроилась, что ты не убрал игрушки. Устала, переживаю. Очень тебя люблю. Когда прихожу домой и вижу, что разбросаны игрушки, это меня расстраивает. Хочется, чтобы ты вырос ответственным и трудолюбивым».

Верьте в себя, своего ребенка. А проективные методики — вам в помощь. Я верю, что эти методы работают. Они помогут найти тропинку, путь к сердцу ребенка.

Фото: Freepik; Depositphotos