Ребёнок-король: положение ребенка в современной семье
Ребёнок-король, ребёнок – «глава семьи»… Не слишком ли значимое место занимает ребёнок в современном обществе? Для социолога Франсуа де Сенгли, процесс автономизации ребёнка неразделим с развитием индивидуализма на Западе. За последние десятилетия статус ребёнка поменялся, что спровоцировало опасения и непонимание. Зачастую современного ребёнка видят в роли «короля» семейства, лишённого детства. Стало быть, необходимо восстанавливать родительский авторитет, иерархию в семье, чтобы самые старшие смирились со своим возрастом (и авторитетом), а самые младшие согласились быть маленькими?
На самом деле, необходимо более глубокое и детальное понимание изменения статуса ребёнка в семье и в обществе. Факт признания ребёнка как личности означает, что процесс развития индивидуализма в современном западном обществе затрагивает не только взрослых, но и детей. Социальная природа ребёнка характеризуется двойственностью: быть маленьким – это неоспоримо – но при этом быть человеком, достойным уважительного отношения.
Двойственная природа ребёнка
Ребёнок с рождения объективно зависит от своих родителей и нуждается в защите. Но эта характеристика не может быть исчерпывающей для современного ребёнка. С одной стороны, ребёнок слаб, ему нужна поддержка, с другой стороны – является личностью с такими же правами, как у всех. При этом граница между двумя сторонами расплывчата, зачастую сложно понять, когда именно он проявляет себя в роли ребёнка, когда – в качестве личности «как все остальные». Эту двойственность сложно воспринимать как детям, так и взрослым. Признание идентичности ребёнка, которая не сводится только к тому, чтобы «быть маленьким» означает, что с самого раннего возраста ребёнок должен учиться раскрывать свой внутренний потенциал, чтобы стать «собой».
Социологи выделяют два периода в последней декаде истории развития индивидуализма на Западе. С конца XIX века до середины 1960-х годов послушание является центральным качеством. Ребёнок находится под влиянием авторитета, цель которого – научить подчиняться здравому смыслу и усваивать правила жизни в обществе.
Однако послушание теряет своё значение в иерархии ценностей современного западного общества. Его заменили такие понятия, как толерантность и внимание к социальным проблемам. По данным исследования, проведённого в 2003 году, на вопрос «какие основные ценности вы усвоили от родителей?», 54 % опрошенных ответили «уважение к другим людям», и только 14% озвучили «уважение к авторитету».
Последний период развития индивидуализма (с 1960 годов по сегодняшний день), характеризуется развитием молодёжной культуры и отражает важность мира ребёнка, признанного взрослыми. Главное – это не равняться на остальных, а развивать свою личность. В рамках воспитания, основанном на данном принципе, родительская роль не сводится к элементарному навязыванию правил и установлению границ. Родители должны также создавать условия, чтобы ребёнок мог, не дожидаясь собственного взросления, научиться самостоятельно раскрывать свой внутренний потенциал. Но не слишком ли это серьёзная роль для ребёнка? Франсуа де Сенгли считает, что в современной западноевропейской семье никто не обязан играть главную роль. Сегодня каждый член семьи по-своему – главный. Современный ребёнок – правитель своего мира. При этом отец и мать ни в коем случае не являются его подданными. Ребёнок не контролирует королевство своих родителей. Потребность в главе семьи постепенно исчезает, каждый властвует в своей собственной вселенной.
Право каждого человека стать собой – одна из основных ценностей современного западноевропейского общества. По мнению Франсуа де Сенгли, критики нового статуса ребёнка абсолютно забывают об этом и не понимают, почему изменилось отношение к ребёнку. Место ребёнка в семье поменялось не из-за родительского преклонения перед ним, а потому что каждая личность, в том числе и ребёнок, имеет первостепенное значение в обществе, при этом являясь центром собственной вселенной.
Автономность ребёнка в современной семье и обществе отнюдь не приравнивается к независимости. Дети и подростки самостоятельно выбирают друзей, внешний вид, музыку. Родители по определению не могут знать лучше, чем сам ребёнок, что в его понимании «интересно» и «хорошо». Дети получают право «создавать свой собственный мир», распоряжаться своим личным пространством, но при этом обязаны соблюдать требования, запреты и границы, установленные родителями.
Значимость авторитета родителей неоспорима, и ребёнок признаёт это как необходимость. Двенадцатилетний Давид утверждает: «Иногда я могу делать то, что хочу, иногда нет. Например, ложиться спать я всё-таки должен в определённое время. Но я считаю, что лучше, когда родители устанавливают обязательные правила, например, чтобы играть на пианино, или делать домашнее задание, и это полезно, потому что я становлюсь лучше».
Разумеется, новый статус не делает ребёнка взрослым. Ребёнок остаётся маленьким, но при этом – человеком. Эта двойственность усложняет процесс воспитания, но в то же время даёт ребёнку возможность лучше раскрыть собственный потенциал. При этом потребность в жёсткой семейной иерархии уменьшается. Оставаясь зависимым от родителей и сохраняя уважение к их авторитету, ребёнок получает больше свободы и приобретает автономность. В современном западноевропейском мире ребёнок остаётся ребёнком, но в то же время становится полноправной личностью.
1. F. de Singly, Les Adonaissants, Armand Colin, 2006.
2. D. Marcelli, L’Enfant, chef de famille. L’autorité de l’infantile, Albin Michel, 2003.
3. F. De Singly (dir.), Enfants-adultes : vers une égalité de statuts ?, Universalis, 2004.
4. http://www.fapeo.be/
5. http://www.scienceshumaines.com/l-enfant-n-est-pas-qu-un-enfant_fr_21191.html