Развиваем артистизм
Недавно мы со Степкой ходили в театр. На меня особого впечатления спектакль не произвел, но на сына почему-то он оказал поистине магическое действие. Чего стоит одно его заявление: «Когда я вырасту, буду артистом!» Меня это даже позабавило. Ну какой из него артист? Он еще не все буквы то четко выговаривает.
Прошло три дня, потом неделя, но Степка с маниакальным упорством повторял, что он пойдет работать в театр. И тут подключилась наша мама. «Чтобы тебя приняли в театр, нужно многому научиться, - сказала она. – Четко произносить все буквы, говорить ясно и правильно. А еще обладать артистическими данными».
И я подумал, что артистические данные – штука полезная и они очень могут помочь Степке в жизни. Конечно, я очень надеюсь, что актером он все таки не станет. Но научиться наконец четко выговаривать все буквы, выучить несколько хороших стихов – это никогда не лишнее. Так что мы разработали домашний курс «Юного актера» и стали заниматься.
Разминка
Один наш дальний родственник – актер. Вот он и преподал нам первый урок: у любого актера должна быть хорошая мимика, то есть хорошо развиты мышцы лица. Есть упражнения, которые помогают развить эти мышцы. Включаем ритмичную музыку и под нее начинаем:
- двигать челюстью из стороны в сторону
вперед и снова в стороны
- тренировать губы
зажимать зубами нижнюю губу
затем верхнюю
делать губы ниточкой
нижней губой постараться дотянуться до носа
- надувать щеки
поочередно, то одну, то другую, обе вместе
-
морщить нос
-
приподнимать ноздри
-
сжимать веки
сначала закрыть одни глаз, потом второй, затем оба сразу
- двигать глазами по кругу
влево и вправо
вверх и вниз
- поднимать брови
поочередно то левую, то правую: поднять и опустить
Стихи Степка слушать любит, только учить не соглашается ни в какую. Но тут делать нечего, ведь у актеров должна быть хорошая память - и мы стали ее тренировать. Начали с изучения стихов. Оказывается, и тут есть свои нюансы.
В одной умной статье я прочитал, что психологи установили, будто у каждого человека свой способ восприятия и запоминания информации. И этот свой способ надо найти, вычислить. Одни дети лучше запоминают, если им одно и тоже стихотворение читают несколько раз, другие заучивают по рифмующимся строчкам...
Наш Степка – визуал. Для него важен видеоряд. И мы начали представлять каждую строчку в картинках. Так и учили: я зачитывал одну строку, потом мы представляли красочную картинку. Затем тоже самое делали с последующими строчками. Так и запомнили стихотворение. Сначала одно, потом второе… Дело пошло.
Суть игры такова – один игрок показывает другому какое-либо движение. Задача второго – в точности повторить его до мельчайших нюансов.
Нет ничего сложного в том, чтобы поднять, также как и ведущий, ногу или руку. Но если задание усложнить… Например, сделать сложное мимическое движение лицом. Или показать балетный пируэт. Тут надо быть еще очень внимательным наблюдателем.
В общем, через неделю такой тренировки Степка стал различать нюансы даже в движениях танцоров (которые мы смотрели по телевизору). И даже начал копировать сложные движения с экрана.
Вместе с внимательностью, он тренирует гибкость. Тоже неплохо!
Начали мы с картинок в журнале. Я показывал на фото животного и изображал его. Потом тоже самое, но с другой картинкой, делал Степка. Через некоторое время нам это надоело и мы пошли в зоопарк.
Наши любимые животные – капибары – смешные милые свинки. Мы пол-часа стояли у их вольера и наблюдали за ними. Вернее, Степка наблюдал, а я все снимал на камеру. Дома мы еще раз просмотрели запись и попытались изобразить животных. В итоге мы так вжились в роль, что, прибежавшая с кухни мама, сказала:
- Ой, а я уж подумала, что вы свинью в дом принесли. Так вы правдоподобно хрюкаете.
Эта игра стала нашей любимой. И на улице, и по телевизору, и в кино мы подмечаем как двигаются животные, а потом дома копируем их. Получается очень забавно.
Ну а это наша взрослая излюбленная игра. Когда к нам приходят гости, мы все время играем в нее. Суть проста: ведущий загадывает одному игроку слово. Этот игрок старается без слов объяснить остальным игрокам то, что загадали.
Детям в эту игру играть было сложно, поэтому развлекались только взрослые. Теперь же наш Степка стал лучшим игроком. Он находит такие оригинальные варианты объяснений, что мы диву даемся. Фантазия у него будь здоров, работает отлично! О том, как улучшить свои "показатели" в этой игре, Летидор уже рассказывал вот тут.
Еще одна актерская техника, вычитанная мною в каком-то журнале.
Нужно представить себе какое-то состояние: радость или печаль, удовольствие или неудовлетворенность, спокойствие или нервозность… И постараться передать это состояние. Причем надо не только изображать его на лице, но буквально почувствовать кожей, мышцами.
Вы в печали? На лице грусть, плечи опускаются, руки безвольно повисли.
Радуетесь? Рот растянут в улыбке, голова гордо поднята, хочется петь и прыгать.
Это упражнение нам очень помогло и в том, чтобы лучше различать эмоции, которые мы ощущаем. Если раньше Степка начинал капризничать и сам не мог объяснить, что с ним, то теперь он точно знает, что каприз от тревоги или от злости, или от раздражения. Это очень важный навык не только для детей, но и для взрослых. Понимая себя, мы учимся управлять своими эмоциями.
Каждое выступление – это спектакль. Но и в жизни каждый раз мы играем свои маленькие роли, свои спектакли. Теперь перед каждым важным или волнительным событием мы со Степкой придумываем свои собственные сценарии. Случается, что все идет не так, как мы задумали, но все равно наша подготовка помогает сыну.
Если ему предстоит что-то сказать воспитательнице в детском саду, мы репетируем. Учимся говорить о том, что нас волнует ясно, громко и четко. Не предъявлять претензии и не обижаться, а говорить по существу.
А еще мы придумываем сценарии наших домашних праздников - и уж тут Степка предстает во всей красе, его таланты буквально расцветают пышным цветом. Он любит быть в центре внимания. Что ж, пусть играет. Во всяком случае пока от наших занятий я вижу только плюсы.