Получился человечек! Составляем портрет идеального учителя
Дети в школе не только узнают про горы, композиторов и деление столбиком. Они там живут – и учатся жить. На занятиях им увлекательно и радостно или скучно, а иногда и плохо. Поэтому по-настоящему хороший преподаватель – это очень радостное событие в жизни ребенка.
Если таких учителей несколько – жизнь уже играет хорошими красками не только в свободное время. Кто он, настоящий педагог? Скорее всего, он не только знает, как решить много примеров или выделить мелом приставки. У него и другие карты есть в рукаве…
Подумав о качествах хорошего учителя, составив в воображении его мысленный образ, легче определиться с выбором школы или репетиторов, а заодно и подтянуть по важным критериям и себя. Ведь главные педагоги наших детей – это мы сами…
И, если держать в голове желаемый идеал, то дорога яснее.
Положительность, или набор правильных ценностей
Кем бы человек себя ни изображал, какой бы свой образ ни создавал на словах, он просто-напросто «заражает» собой, тем, какой он есть. Поэтому представим, как важно, чтобы учитель был просто положительным человеком с правильными (достойными) убеждениями, здоровым восприятием жизни.
Ежедневно (!) преподаватель много раз комментирует, исходя из своих представлений о мире, все и всех, обсуждает новости, поведение детей и окружающих, дает советы... Словом, учит жить.
Конечно же, очень важно, чтобы педагог, особенно первая учительница или классная дама, репетиторы (которые проводят много времени с ребенком и с которыми он часто делится своими мыслями) были хорошими людьми.
Как оценить будущего педагога именно по этому критерию? Это не так трудно. Поговорите о том, о сем с самим человеком. Прислушайтесь к его словам и своей интуиции. Узнайте, что говорят о нем бывшие ученики, старшеклассники и их родители.
Учителя и воспитатели: как правильно выстраивать с ними отношения
Если учитель талантлив в своем предмете или даже просто невероятно увлечен им – это настоящее везение. Нетрудно заметить, когда человек действительно «горит» предметом. Если он математик, то постоянно несет из дома какие-то занимательные книжки, где правила представлены в виде сказок.
Историк рассказывает так, что его воспринимают не хуже, чем сеанс в кинотеатре (да, так бывает), на иностранном языке ученикам действительно хочется именно разговаривать – и так далее. У увлеченного педагога в запасе масса интересных историй, аналогий, примеров из окружающей жизни, и он может практически все объяснить буквально на пальцах.
Внимание: умение объяснить сложное просто – один из основных показателей таланта в преподавании чего бы то ни было. Как выяснить, что перед вами – талантливый человек? Хорошая новость: слава о таких учителях иногда идет впереди них самих.
Поинтересуйтесь у знакомых, в интернете, кто из учителей особенно яркий, выдающийся. Если вы заранее знаете, что у вашего ребенка есть способности, допустим, к английскому, а в одной из школ говорят, есть «такая» преподавательница английского, выбор становится проще.
И тем более легко «вычислить» такого человека в репетиторе. Просто посидите рядом на первом уроке. Если вы сами заинтересовались и готовы еще урок посетить да и не один – отлично!
Методики учителей-мастеров: как добиться результата от учеников
У нас у всех есть свои ключики к сердцу. Их могут найти умелые психологи или педагоги. Отыскать способ достучаться до нас. Понять, чем мы живем, что для нас важно, из чего мы скроены.
Мы сидим в уголке? Нам скучно? Одаренный преподаватель будет потихоньку, аккуратно пытаться найти те слова, те истории, которые затронут нас. Во многом, конечно, тонко чувствующий преподаватель – это прирожденный психолог. Обратите внимание, как вы сами реагируете на человека.
Если он вас сразу «трогает» и «подкупает», хочется раскрыться перед ним, посоветоваться, чувствуешь тепло – значит, у него есть способность находить дорогу и к душам детей. Правда, бывают исключения – внешне как бы замкнутые учителя, которые расцветают на уроке именно рядом с учениками.
Это часто относится к добрым и немного стеснительным педагогам. Понаблюдайте, как человек ведет себя в окружении школьников.
Самообладание вообще важно в жизни – и, конечно, когда вокруг тебя – дети. Если даже преподаватель обладает, например, высоким интеллектом, но не может себя контролировать (часто кричит, обзывается, кидается предметами и так далее), к нему перестают прислушиваться. Как минимум. Или бояться.
Крики и неадекватное поведение, состояние постоянного стресса, страх не угодить могут отрицательно повлиять на психику ребенка, на свободу его самовыражения, доверие к старшим. Поэтому, соответственно, владение собой – одно из самых основных качеств педагога.
Уточним: повысить голос или прикрикнуть на шумящий класс может и отличный педагог – дети порой стоят на ушах. Но если истерики и злость – тенденция, а педагог славится «истеричкой» или дети боятся идти на урок – надо насторожиться.
Осуждать таких людей нет смысла. Управляться с классом самоутверждающихся детей – нелегко. И все же адекватное поведение необходимо.
Педагог и ученики год за годом переживают вместе множество волнительных и критических ситуаций – и крайне желательно, чтобы учитель начинал соображать сразу (или помолчав), а не накричавшись и спустив пыл на учеников и оскорбив их лично. Это важный момент.
Как выяснить, гневлив ли педагог?.. Конечно, не будем готовить учителю критическую ситуацию экспромтом (натирать воском доску и другие мелкие шалости), лишь бы посмотреть на него в гневе. Это еще один момент, где поможет «сарафанное радио».
Александра Бугровская: учителя могут влиять на общество, воспитывая детей
Сильный характер (не путать с грубостью и склонностью чрезмерно давить на детей) – очень важное качество для учителя. Волевой, зрелый человек способен быть при детях именно взрослым, вызывать уважение к себе. И влиять на школьников положительно.
Он не заискивает перед учениками, не отпускает раньше времени с урока, не завышает оценки просто так в погоне за дешевой популярностью. Как результат – школьники не пытаются им манипулировать, а слушают его.
Детям нужны взрослые и уверенные люди. Пока они маленькие, им важно чувствовать себя именно детьми и знать, что рядом – те, на кого можно положиться и кто умеет принять решение. Это позволяет им расти в безопасности.
Поэтому учителям зрелость и сила характера важны так же, как и родителям. Как протестировать?.. Мы обычно и сами замечаем сильных людей с чувством собственного достоинства.
Если же учитель не знает, как нам побольше понравиться, угодливо хихикает, переминается с ноги на ногу, то это может быть положительный человек по каким-то качествам, но у него, возможно, не будет желаемого влияния на детей.
Может сначала показаться, что это качество, скорее, из сферы искусства... Но способность не мыслить и не выражаться шаблонно, умение «включать голову» (собственную!) очень важна именно для педагога. Подумаем, почему.
Во-первых, дети сами мыслят свободно, они не успели набраться штампов, они идут в своем развитии вперед, учатся жить. Они хорошо замечают, если учитель буксует или стоит в своем развитии давно на месте, выдает, не задумываясь, фразы, которые, вроде подходят.
Умение сказать что-то остроумное, неожиданное, среагировать на ситуацию в правильном ключе – важное качество для педагога. Такая особенность вызывает интерес и воодушевление у детей.
Об уроках и рассказах такого типа учителей дети обычно бегут делиться с порога «А вот Татьяна Ивановна сегодня…». Так вдохновляют детей те взрослые, которые все время учатся чему-то новому, интересуются искусством, разными теориями – и они могут передать этот интерес к обучению детям.
По сути, они интересны детям, потому что у них молодая душа. Молодая не в смысле инфантильности, а именно устремленности к новому. Как сказал психолог Рами Блект, секрет молодости – все время учиться. А способ постареть – решить, что ты уже давно всему научился и теперь во всем прав.
Дети чувствуют во взрослых легкость, вдохновленность, «молодость души» – и откликаются на нее с радостью. Такие люди идут вперед во всех смыслах сами и ведут за собой ребят.
Трудно переоценить это качество у человека, работающего с детьми. Он формирует мировосприятие ребенка. Уточним: оптимист – это не тот, кто наивно верит, что впереди, что ни делай (хоть уроки не готовь), все само собой сложится хорошо. Лежи себе на печи… Это не оптимист, но Емеля.
Оптимист – тот, кто видит в реально происходящем лучшее и умеет радоваться тому, что есть. А на будущее работает. (Хотя тоже надеется, что все будет хорошо, конечно же, и все для этого предпринимает). Внимание: такой человек поможет ребенку научиться быть счастливым. Несмотря ни на что. (Важное качество, действительно, да?) Поэтому отлично, если мы сами и оптимисты, конечно.
Как распознать учителя-оптимиста?.. Обычно такие люди бодры, улыбаются, говорят смело, шутят по-доброму… У них есть особенность заражать радостью. Пообщаешься с такими – и думаешь: а все ведь хорошо!.. И чего это я волновался? Пойду сверну горы! Любовь к детям Да, человеческое тепло и любовь к людям. Это хорошо во всех профессиях.
Но когда человек, умеющий любить, работает с детьми, это радостно особенно. Способ выявить такое сокровище: к такому человеку вообще все тянутся. Все вокруг – другие учителя, дети, родители иногда ведут себя рядом с такими людьми, как дети. Не из-за каких-то качеств, а просто так.
И, конечно, хочется еще раз сказать, что все эти качества очень важно развивать в самих себе, потому что мы преподаем ребенку и школьные предметы, и жизнь... Мы его главные педагоги. Почему бы не попробовать стать учителями-звездами? Как говорит знаменитый педагог Шалва Амонашвили, поверьте, что вы сами – учитель от Бога, откройте в себе свой талант преподавателя – и развивайте его!
Женя Кац: интерес к математике больше зависит от учителя, а не от учебников
Ученые: в разделении детей на «технарей» и «гуманитариев» виноваты учителя
Изучаем МОДАльные частицы: как звезды одевают детей на 1 сентября