Психология

Получился человечек! Составляем портрет идеального учителя

Получился человечек! Составляем портрет идеального учителя

Кто он, настоящий педагог? Скорее всего, он не только знает, как решить много примеров или выделить мелом приставки. У него и другие карты есть в рукаве. Подумав о качествах хорошего учителя, составив в воображении его мысленный образ, легче определиться с выбором школы или репетиторов, а заодно и подтянуть по важным критериям и себя.

Дети в школе не только узнают про горы, композиторов и деление столбиком. Они там живут – и учатся жить. На занятиях им увлекательно и радостно или скучно, а иногда и плохо. Поэтому по-настоящему хороший преподаватель – это очень радостное событие в жизни ребенка.

Если таких учителей несколько – жизнь уже играет хорошими красками не только в свободное время. Кто он, настоящий педагог? Скорее всего, он не только знает, как решить много примеров или выделить мелом приставки. У него и другие карты есть в рукаве…

Подумав о качествах хорошего учителя, составив в воображении его мысленный образ, легче определиться с выбором школы или репетиторов, а заодно и подтянуть по важным критериям и себя. Ведь главные педагоги наших детей – это мы сами…

И, если держать в голове желаемый идеал, то дорога яснее.

Положительность, или набор правильных ценностей

Кем бы человек себя ни изображал, какой бы свой образ ни создавал на словах, он просто-напросто «заражает» собой, тем, какой он есть. Поэтому представим, как важно, чтобы учитель был просто положительным человеком с правильными (достойными) убеждениями, здоровым восприятием жизни.

Ежедневно (!) преподаватель много раз комментирует, исходя из своих представлений о мире, все и всех, обсуждает новости, поведение детей и окружающих, дает советы... Словом, учит жить.

Конечно же, очень важно, чтобы педагог, особенно первая учительница или классная дама, репетиторы (которые проводят много времени с ребенком и с которыми он часто делится своими мыслями) были хорошими людьми.

Как оценить будущего педагога именно по этому критерию? Это не так трудно. Поговорите о том, о сем с самим человеком. Прислушайтесь к его словам и своей интуиции. Узнайте, что говорят о нем бывшие ученики, старшеклассники и их родители.

Учителя и воспитатели: как правильно выстраивать с ними отношения

Если учитель талантлив в своем предмете или даже просто невероятно увлечен им – это настоящее везение. Нетрудно заметить, когда человек действительно «горит» предметом. Если он математик, то постоянно несет из дома какие-то занимательные книжки, где правила представлены в виде сказок.

Историк рассказывает так, что его воспринимают не хуже, чем сеанс в кинотеатре (да, так бывает), на иностранном языке ученикам действительно хочется именно разговаривать – и так далее. У увлеченного педагога в запасе масса интересных историй, аналогий, примеров из окружающей жизни, и он может практически все объяснить буквально на пальцах.

Внимание: умение объяснить сложное просто – один из основных показателей таланта в преподавании чего бы то ни было. Как выяснить, что перед вами – талантливый человек? Хорошая новость: слава о таких учителях иногда идет впереди них самих.

Поинтересуйтесь у знакомых, в интернете, кто из учителей особенно яркий, выдающийся. Если вы заранее знаете, что у вашего ребенка есть способности, допустим, к английскому, а в одной из школ говорят, есть «такая» преподавательница английского, выбор становится проще.

И тем более легко «вычислить» такого человека в репетиторе. Просто посидите рядом на первом уроке. Если вы сами заинтересовались и готовы еще урок посетить да и не один – отлично!

Методики учителей-мастеров: как добиться результата от учеников

Depositphotos_15774847_s-2015.jpg

У нас у всех есть свои ключики к сердцу. Их могут найти умелые психологи или педагоги. Отыскать способ достучаться до нас. Понять, чем мы живем, что для нас важно, из чего мы скроены.

Мы сидим в уголке? Нам скучно? Одаренный преподаватель будет потихоньку, аккуратно пытаться найти те слова, те истории, которые затронут нас. Во многом, конечно, тонко чувствующий преподаватель – это прирожденный психолог. Обратите внимание, как вы сами реагируете на человека.

Если он вас сразу «трогает» и «подкупает», хочется раскрыться перед ним, посоветоваться, чувствуешь тепло – значит, у него есть способность находить дорогу и к душам детей. Правда, бывают исключения – внешне как бы замкнутые учителя, которые расцветают на уроке именно рядом с учениками.

Это часто относится к добрым и немного стеснительным педагогам. Понаблюдайте, как человек ведет себя в окружении школьников.

Учитель и дети: о профпригодности

Самообладание вообще важно в жизни – и, конечно, когда вокруг тебя – дети. Если даже преподаватель обладает, например, высоким интеллектом, но не может себя контролировать (часто кричит, обзывается, кидается предметами и так далее), к нему перестают прислушиваться. Как минимум. Или бояться.

Крики и неадекватное поведение, состояние постоянного стресса, страх не угодить могут отрицательно повлиять на психику ребенка, на свободу его самовыражения, доверие к старшим. Поэтому, соответственно, владение собой – одно из самых основных качеств педагога.

Уточним: повысить голос или прикрикнуть на шумящий класс может и отличный педагог – дети порой стоят на ушах. Но если истерики и злость – тенденция, а педагог славится «истеричкой» или дети боятся идти на урок – надо насторожиться.

Осуждать таких людей нет смысла. Управляться с классом самоутверждающихся детей – нелегко. И все же адекватное поведение необходимо.

Педагог и ученики год за годом переживают вместе множество волнительных и критических ситуаций – и крайне желательно, чтобы учитель начинал соображать сразу (или помолчав), а не накричавшись и спустив пыл на учеников и оскорбив их лично. Это важный момент.

Как выяснить, гневлив ли педагог?.. Конечно, не будем готовить учителю критическую ситуацию экспромтом (натирать воском доску и другие мелкие шалости), лишь бы посмотреть на него в гневе. Это еще один момент, где поможет «сарафанное радио».

Александра Бугровская: учителя могут влиять на общество, воспитывая детей

Сильный характер (не путать с грубостью и склонностью чрезмерно давить на детей) – очень важное качество для учителя. Волевой, зрелый человек способен быть при детях именно взрослым, вызывать уважение к себе. И влиять на школьников положительно.

Он не заискивает перед учениками, не отпускает раньше времени с урока, не завышает оценки просто так в погоне за дешевой популярностью. Как результат – школьники не пытаются им манипулировать, а слушают его.

Детям нужны взрослые и уверенные люди. Пока они маленькие, им важно чувствовать себя именно детьми и знать, что рядом – те, на кого можно положиться и кто умеет принять решение. Это позволяет им расти в безопасности.

Поэтому учителям зрелость и сила характера важны так же, как и родителям. Как протестировать?.. Мы обычно и сами замечаем сильных людей с чувством собственного достоинства.

Если же учитель не знает, как нам побольше понравиться, угодливо хихикает, переминается с ноги на ногу, то это может быть положительный человек по каким-то качествам, но у него, возможно, не будет желаемого влияния на детей.

Учитель и прививка: противоречия прав и обязанностей

Может сначала показаться, что это качество, скорее, из сферы искусства... Но способность не мыслить и не выражаться шаблонно, умение «включать голову» (собственную!) очень важна именно для педагога. Подумаем, почему.

Во-первых, дети сами мыслят свободно, они не успели набраться штампов, они идут в своем развитии вперед, учатся жить. Они хорошо замечают, если учитель буксует или стоит в своем развитии давно на месте, выдает, не задумываясь, фразы, которые, вроде подходят.

Умение сказать что-то остроумное, неожиданное, среагировать на ситуацию в правильном ключе – важное качество для педагога. Такая особенность вызывает интерес и воодушевление у детей.

Об уроках и рассказах такого типа учителей дети обычно бегут делиться с порога «А вот Татьяна Ивановна сегодня…». Так вдохновляют детей те взрослые, которые все время учатся чему-то новому, интересуются искусством, разными теориями – и они могут передать этот интерес к обучению детям.

По сути, они интересны детям, потому что у них молодая душа. Молодая не в смысле инфантильности, а именно устремленности к новому. Как сказал психолог Рами Блект, секрет молодости – все время учиться. А способ постареть – решить, что ты уже давно всему научился и теперь во всем прав.

Дети чувствуют во взрослых легкость, вдохновленность, «молодость души» – и откликаются на нее с радостью. Такие люди идут вперед во всех смыслах сами и ведут за собой ребят.

Удивительный учитель: преодолевая слепоту

Трудно переоценить это качество у человека, работающего с детьми. Он формирует мировосприятие ребенка. Уточним: оптимист – это не тот, кто наивно верит, что впереди, что ни делай (хоть уроки не готовь), все само собой сложится хорошо. Лежи себе на печи… Это не оптимист, но Емеля.

Оптимист – тот, кто видит в реально происходящем лучшее и умеет радоваться тому, что есть. А на будущее работает. (Хотя тоже надеется, что все будет хорошо, конечно же, и все для этого предпринимает). Внимание: такой человек поможет ребенку научиться быть счастливым. Несмотря ни на что. (Важное качество, действительно, да?) Поэтому отлично, если мы сами и оптимисты, конечно.

Как распознать учителя-оптимиста?.. Обычно такие люди бодры, улыбаются, говорят смело, шутят по-доброму… У них есть особенность заражать радостью. Пообщаешься с такими – и думаешь: а все ведь хорошо!.. И чего это я волновался? Пойду сверну горы! Любовь к детям Да, человеческое тепло и любовь к людям. Это хорошо во всех профессиях.

Но когда человек, умеющий любить, работает с детьми, это радостно особенно. Способ выявить такое сокровище: к такому человеку вообще все тянутся. Все вокруг – другие учителя, дети, родители иногда ведут себя рядом с такими людьми, как дети. Не из-за каких-то качеств, а просто так.

И, конечно, хочется еще раз сказать, что все эти качества очень важно развивать в самих себе, потому что мы преподаем ребенку и школьные предметы, и жизнь... Мы его главные педагоги. Почему бы не попробовать стать учителями-звездами? Как говорит знаменитый педагог Шалва Амонашвили, поверьте, что вы сами – учитель от Бога, откройте в себе свой талант преподавателя – и развивайте его!

Женя Кац: интерес к математике больше зависит от учителя, а не от учебников
Ученые: в разделении детей на «технарей» и «гуманитариев» виноваты учителя
Изучаем МОДАльные частицы: как звезды одевают детей на 1 сентября