Почему ребёнок не хочет в школу?
Нередко, когда родители приходят к психологу или психиатру со своим ребенком, они оглашают список проблем своего чада и в заключении добавляют: «А еще он не хочет учиться». Действительно, дело серьезное. Получать образование необходимо, ведь именно от него зависит будущее ребенка.
Более того, дети от природы стремятся к познанию нового в окружающем мире, изучению предметов, явлений и социальной жизни. Скажу больше, природа дала человеку специальную систему вознаграждения, находящуюся в головном мозге. Когда мы получаем какой-то новый опыт, мы испытываем удовольствие и хотим еще. У детей эта система особенно активна. И не удивительно, что это так. Ребенку важно приобрести новый опыт и приобщиться к жизни взрослого в сложном современном мире. И если ребенок по своей природе стремится к новому, по какой причине вдруг он перестает хотеть этого нового? Почему же вдруг происходит сбой?
На самом деле очень небольшое количество детей отказываются учиться, потому что не хотят нового в своей жизни. Основная масса «отказников» учиться хотят, но не хотят это делать в рамках школы или в виде определенной формы обучения.
Нежелание ходить в школу: окружающая среда
Отказ от учебы совсем не обязательно симптом заболевания. Существует громадное количество случаев, когда с ребенком все нормально, но внешние условия влияют на его решения пойти в школу.
-
Высокоэмоциональные и инвертированные дети часто чувствуют себя не совсем комфортно в ситуациях, когда вокруг много других сверстников. А тем более, если есть еще поблизости дети постарше. Вся кутерьма и шум вокруг мешает им чувствовать себя в безопасности, быстро их утомляет и истощает. Им легче оставаться дома в более привычной обстановке. Нередко они весьма комфортно чувствуют себя в небольших коллективах или в тех местах, где они хорошо знакомы с окружающими детьми.
-
Дерзкий ребенок имеет особенность вообще ни с чем не соглашаться и идти наперекор любому желанию взрослых. Но это не значит, что ему в принципе не интересна учеба.
-
Нередко сами родители являются причиной нежелания ребенка идти в школу или осваивать программу. Рядом с ребенком семья обсуждает и осуждает школу или класс. Близкие говорят, что другие дети могут их чадо обидеть, ударить, огорчить, говорят, что программа школьная тупая или слишком сложная. Ребенок воспринимает их мнение и потом у него формируется соответствующая установка к школе и учебе. Они не хотят идти в школу-«обитель зла» и учить то, что слишком для них сложно или недостойно глупо и бесполезно.
-
Ребенок получил негативный опыт от школы. Возможно, он старался, делал уроки или поделку, а вот учитель и ребята не оценили. Совсем не обязательно, что учитель сделал это со зла и одноклассники плохие. Бывает так, что ребенка заносит в творчестве довольно далеко от задания, а возможно, ребенок просто ожидал яркого восхищения своим трудом, а вот восторги окружающих были недостаточного градуса. Но это, как правило, временное состояние, которое потом проходит. Ребенок в норме делает вывод из того, что произошло и корректирует свое будущее поведение.
Кроме того встречаются нередко ситуации, когда ребенок поссорился с другом, проиграл спортивное состязание, ему не дали роль в школьной пьесе или он не стал солистом в хоре. В мире масса маленьких и больших расстройств для детей, и бывает, что они не сразу готовы их принять.
Но все-таки отказ от посещения школы может быть связан и психическими и психологическими расстройствами.
1 . Нередко в наше время дети с раннего возраста имеют тревожное расстройство. Оно характеризуется постоянным фоном тревоги без особой причины. Вроде бы у ребенка все хорошо и проблем никаких, а он все равно беспокоится. И малейшее изменение в окружении или же просто новое событие может резко увеличить уровень тревоги. Будь то самостоятельная работа, задание рассказать стишок у доски и даже новый ученик в классе может изменить настроение. А что уж говорить о том, что среди детей бывают размолвки и конфликты. Попытки отправить утром ребенка в школу могут вызывать у него панические атаки, истерики с психосоматическими проявлениями в виде рвоты и подъема температуры.
-
Еще одна довольно распространенная проблема нашего времени – большое количество детей с нарушением формирования школьных навыков. Это означает, что ребенок в силу особенностей мозга значительно позже осваивает такие умения как письмо, чтение, счет и т.п. По сути своей эти состояния являются вариантами развития и в категорию «расстройств» попадают в силу культуральных особенностей современного общества. Есть средние установленные нормы, когда ребенок должен начать читать, писать и считать. Но не все дети одинаковы. Бывает, что кто-то опаздывает к назначенному времени. В целом такой ученик равен интеллектуально сверстникам, но вот отдельные моменты никак у него не идут. К сожалению информированности и родителей и учителей об этой группе расстройств низкая. Люди по старинке определяют ребенка как умственно отсталого или же просто ленивого и нестарательного. В результате ребенок в школе получает слишком много отрицательных эмоций. Он видит, что даже усиленная работа над своими недостатками не приносит значительных результатов, он оказывается последним учеником. Это положение не стимулирует его желание учиться.
-
Хоть перфекционизм и не является сам по себе самостоятельным расстройством, но эта черта в характере ребенка может довольно сильно осложнить его жизнь. Перфекционизм часто является пусковым механизмом для развития и тревожного расстройства, фобий связанных с учебой, и навязчивостей. Ребенок, желающий быть лучше всех и никогда не делать ошибок, очень часто начинает тревожиться, что ошибка может быть. Что он может вдруг получить не пять, а четыре, написать цифры некрасиво, запнуться , рассказывая стихотворение. Перфекционизм может его, фигурально выражаясь, загнать в угол и ребенок просто будет отказываться делать хоть что-то, чтобы не потерпеть поражения.
-
Отказ от посещения школы может быть вызван плохими социальными навыками. Они могут быть связаны как с особенностями воспитания ребенка, так и с различными состояниями нервной системы и психики. Например, дети с синдромом Аспергера, несмотря на свою тягу к сверстникам, очень часто не вписываются в коллектив. Одноклассники частенько над ними смеются и зло подтрунивают. По этой причине такие дети со временем начинают избегать посещение школы.
-
Дети с СДВГ нередко обладают хорошим интеллектом и желанием быть лидерами. Но в силу особенностей работы своей нервной системы часто отталкивают сверстников из-за своего невнимания к их потребностям и низкой эмпатии. Кроме того, такие дети так же стремятся быть успешными в учебе, но низкая способность удерживать внимание и неусидчивость значительно портят все усилия. Ребенок с СДВГ часто испытывает большой напор негативных эмоций. Дети его сторонятся, учителя считают его хулиганом и двоечником. Это нередко приводит к тому, что ребенок отказывается идти в школу, делать уроки, а нередко с младших классов начинает школу прогуливать.
-
Так же существуют дети с нарушением поведения. Они могут быть импульсивны, что приводит к частому нарушению школьной дисциплины. Они вообще очень плохо переносят школу, потому что там нужно соблюдать определенные правила, а это им частенько не под силу.
Кроме всего прочего, есть и «промежуточные» варианты. В основном они касаются неблагоприятной для ребенка атмосферы в школе. Это могут быть агрессивные дети, отсутствие контроля учительского состава за проявлением агрессии и дисциплиной среди учеников, непосредственно агрессивные учителя с нарушением поведения и расстройствами личности (да, увы, в настоящее время это не редкость). Кроме того, для ребенка может быть непосильна школьная нагрузка. Это тоже, увы, не исключение, а печальное правило. Дети имеют очень высокую нагрузку в школе. Они много времени проводят за приготовлением уроков. В школе ждут от них немыслимых для их возраста результатов. Более того, нередко учителя довольно агрессивно ведут себя с выпадающими из их представлений об идеальном ученике детьми. И даже не только детьми, но и их родителями. Родители в свою очередь нажимают на своего ученика. В результате ребенок оказывается в безвыходном положении, зажатый между родителями и учительском составом. Это не усиливает желание учиться.
Конечно, в условиях российской школьной действительности довольно сложно лавировать и искать оптимальные условия для учебы ребенка. Очень важно, чтоб он не потерял желание к познанию окружающего мира. Если он не хочет идти в школу или брать в руки книгу, то родителям надо серьезно задуматься над тем, что происходит и постараться по мере возможности улучшить положение ребенка, создать ему условия.
Да, я полагаю, что многие могут сейчас сказать, что нечего ребенка слушать, ибо дети вообще не знают, что они хотят. А вот родители жизнь прожили, и поэтому могут точно знать, кем быть их сыну или дочери. И наверняка у сторонников этого подхода есть много примеров, когда «родители не послушали, настояли» и теперь ребёнок счастлив и в ноги им кланяется. Но должна сказать, что в мире очень много несчастных взрослых, которые так и не смогли в период своего детства понять, что хотят они. Эти люди не испытывают интереса к окружающему, им не нравится их работа и они вообще не могут представить , что им может нравиться. Школу они вспоминают как «отбывание срока» несмотря на то, что среди них немало отличников. Если бы кто-то заинтересовался в свое время, почему школа для них ненавистное ярмо, все могло бы сложиться иначе.