Психология

Почему мои дети ходят в церковь. Часть вторая

Почему мои дети ходят в церковь. Часть вторая

Взгляды мои перпендикулярны мировоззрению довольно большого числа читателей. Я это понимаю. Поэтому заранее прошу прощения у тех, кого злят мои тексты. Вы можете их просто не читать, так, наверное, будет лучше. А я все же попробую рассказать, как оно есть на самом деле.

Вообще, я собирался написать другой текст. Но первая часть этого материала вызвала много откликов (спасибо всем, кто не остался равнодушен) и вопросов. Поэтому я решил сначала прояснить ту свою позицию, которую уже обозначил. Видимо, сделано это было недостаточно четко. Или, наоборот – чересчур. Я не пятитысячная купюра, чтобы всем нравиться. 

И взгляды мои перпендикулярны мировоззрению довольно большого числа читателей. Я это понимаю. Поэтому заранее прошу прощения у тех, кого злят мои тексты. Вы можете их просто не читать, так, наверное, будет лучше. А я все же попробую рассказать, как оно есть на самом деле.

Не в вакууме

Множественная претензия в мой адрес – вкладывая в детей определенные религиозные установки, я лишаю их свободы выбора. Претензия принимается. Но все гораздо страшнее. Они и на первых уровнях пирамиды потребностей несвободны. У них отняли право питаться исключительно шоколадными яйцами и чипсами, вместо это они едят кашу и суп.

Еще им приходится делать уроки, хотя компьютерные игры, определенно, были бы более предпочтительным для них времяпровождением. Свободы самовыражаться с помощью обсценной лексики, как это принято в ЖЖ и ФБ, у них тоже нет. Ребенок – изначально зависим. И он губка при этом - впитывает в себя все подряд и отовсюду.

Популярный тезис «пусть вырастет – и сам решит, во что верить», кажется мне ошибочным. Дети ведь не в вакууме живут. Вокруг них тьма разнообразной информации, и, скажем так, околорелигиозной, мистической – тоже. «Битва экстрасенсов», например, которую весь день на Рождество показывал федеральный канал в стране, оккупированной попами. Или весь класс моей десятилетней Анны увлечен сейчас куклами «Монстр Хай». Знаете таких?

Среди этих куколок: дочери Франкенштейна (Фрэнки Стайн) и Дракулы (Дракулаура), сыночки доктора Джекила (Джексон Джекил) и мистера Хайда (Холт Хайд), зомби еще есть и много кого еще. Сугубо на рынок СНГ можно было бы еще Лысика Чикатилку выбросить… И вот все Анютины подруги, и она сама, обожают эти игрушки, по-моему, даже визуально отвратные. Думаете, эта мода просто пройдет бесследно? Пройти-то пройдет… но осадочек останется. Монстры – это круто, вау!

Или в краеведческий музей я с дочками ходил, там зал коренных народов Сибири, фигуры шаманов стоят. Экскурсовод говорит: «Поздоровайтесь с шаманами! Они держат связь с могущественными духами, нельзя их огорчать». У детей аж глаза по пятаку стали от такого. Это не вклад в религиозное воспитание?

Так что, к возрасту, когда можно «самому решить» (кстати, когда он наступает? Вместе с половой зрелостью? Получением паспорта? С правом пить алкоголь?) ребенок подходит с уже вполне сложившимися представлениями о духовном и иррациональном, хотят того родители или нет. И я полагаю, что если самоустраниться, в детской голове будет, позаимствую образ у протодиакона Андрея Кураева, винегрет.

Как у тех, кто бьется в очередях за святой водой, при этом, внимательно изучает гороскопы, а заодно убежден, что Бог у всех один, и христиане с буддистами в одно и то же верят. Ну, у нас полстраны, если не больше, с винегретом, как это ни печально. Но разумному человеку тяжко держать в мозгу винегрет. Проще объявить самому себе: «Если все так намешано, видать, нет вовсе никакого Бога». Это, конечно, будет выбор. Но к качеству исходных предпосылок – большие вопросы. Еще вариант – как бы отстраненно рассказывать ребенку обо всех религиях, чтоб напитать его материалом для анализа. Отчасти согласен. Непременно должен культурный человек знать хотя бы базовую информацию об основных религиозных течениях, а лучше и не базовую, а поглубже, это даже не обсуждается. Только в отстраненную объективность при подаче этих сведений я не очень-то верю.

Если родители придерживаются какого-то вероисповедания (и атеизма тоже), так они к нему ребенка и подтолкнут. Если рассказывать о фактах религиозной истории, как о добрых сказках и красивых мифах, я встречал такие советы – это тоже дорога к неверию, только обходная. Ну какой смысл верить в сказки? Я не поленился, прочитал учебник «Основы мировых религиозных культур», по которому учатся нынешние четвероклашки, родители которых выбрали этот модуль. Выбор, наверное, как раз и обусловлен идеей – пусть про все узнает и сам решит.

Взвешенный, кстати, учебник, корректный. Анюте, изучающей в школе «Основы православной культуры», тоже дам его. Только совсем уж там «по вершкам». И скучно. Ничего теплого, для сердца, способного влюбить – там нет. В каждой из религий – есть, а там почему-то нет. Желаете, чтобы ваш ребенок вырос внерелигиозным человеком – рекомендую именно этот курс. Никакого неуместного интереса к церквям и ритуалам не возбудится после прочтения. А я такого для своих детей не хочу. Я сам слишком долго жил без Бога, и два моих развода – жестокая плата за это.

Так вот, я хочу, чтобы мои дети верили в Бога и жили по Евангелию.

Оговорюсь, потому что для некоторых читателей первой части, это осталось непонятным: я уважаю право родителей другой веры и родителей-атеистов стоять на других позициях. Добавлю, что я далек от идеализации РПЦ, и за церковной оградкой вижу даже больше негатива, чем те, кто судит о Церкви лишь по интернет-сводкам о бесчинствах игуменов на «Бентли».

«Церковь – не собрание святых, а толпа кающихся грешников» - к словам Ефрема Сирина мне и добавить по существу нечего. «Вред от неразумных действий отдельных священников тысячекратно ниже той колоссальной пользы, что приносит институт церкви России и русским людям» - тут я присоединюсь уже к Захару Прилепину. О России дальше рассуждать не стану, и у меня масштаб не тот, и портал – про другое. Я лучше про дочек и сына.

В первой части текста я рассказал – какими, на мой взгляд, не должны стать мои дети. В комментариях зацепились за Бьянку и мою, якобы, гомофобию. Успокою тех, кто переживает – как же я выдержу, если мои дочери вдруг станут танцовщицами. Анна не первый год занимается танцами, в репертуаре их ансамбля, страшно сказать, и канкан присутствует. Никакой проблемы. Ребенок учится красиво двигаться, просто надо понимать, где и что позволено и уместно.

И гомофобии у меня нет. Есть неприятие социального явления – однополых браков, это да (привет протестующим французам!). Но вот ведь я написал: «не смогут равнодушно проходить мимо тех, кому плохо – неважно, какого они цвета». Простите за высокопарность …человечность и милосердие выше любых различий между нами. Я этому детей учу, причем тут гомофобия?

Воспитать хороших людей – добрых, сильных, честных, отзывчивых, щедрых, любящих, готовых к самопожертвованию, помнящих про свои корни, устремленных в небо, но прочно стоящих на земле – вот чего я хочу.

Наверное, и даже наверняка это можно сделать, минуя какую-либо религиозность. Ну, если мы говорим о воспитании в традиционных христианских ценностях, назовем их общечеловеческими. Есть ведь и родители, которые желают счастья и успеха своим детям любой, совершенно любой ценой… Так вот, духовно сильные люди, которые несут в мир добро и противостоят злу (не будем вступать в демагогическую дискуссию о добре и зле, ок? Прошу вернуться к набору общечеловеческих ценностей) не берутся из ниоткуда. Они работают над собой, строят себя. Спиритбилдинг.

Мышцы можно накачать дома, отжимаясь от пола по самостоятельно разработанной методике. Только, скорее всего, это тебе надоест быстрее, чем бицепсы затвердеют. Или можно наесться стероидов, «банки» сами раздуются. Только быстро лопнут, ну и побочных эффектов слишком много. А вот кропотливая работа в спортзале и с тренером существенно повышает вероятность достижения результата.

Думаю, нехитрая аналогия понятна. Я вижу изменения в себе – в лучшую, хочется верить, сторону - с тех пор, как начал почти два года назад ходить в свой «духовный спортзал». Они медленные. «На дороге к Богу я не быстрее одноногого», как поют парни из 25/17. И «спортивный режим» я часто нарушаю, это отбрасывает назад. Но надо подниматься, иначе нельзя.

Моим детям, наверное, проще. Они не накопили в себе столько зла, как я. Но как же я радуюсь, когда они принимают свои маленькие правильные решения. Вот пятилетняя Маша посмотрела по телевизору сюжет о больной девочке, которой нужна помощь, и сказала: «Мама, давай разобьем мою копилку и передадим ей все деньги?». Вот она же отдает братику Васе (они не вместе живут) свой мяч. Маша из него, в общем, выросла, а малышу-Василию надо гимнастику на нем делать. В последний момент начинает кукситься: «А как же я? Я могла бы прыгать…» - «Маш, конечно, мяч тебе пригодился бы. Но разве это не здорово – отдать другому то, что тебе самой нужно?» Задумывается. Искорки в глазах, улыбается широко: «Да, это здорово!».

Вы спросите, а причем тут церковь? У меня нет на это точного ответа. Просто поделился. А Анюта, когда в ее классе дети распределялись на вышеупомянутые учебные модули, записалась на «Основы православной культуры» одна. Совсем одна.

Она, конечно, тревожилась из-за этого, но знала, что хочет изучать именно этот курс. Сама знала, папа не давил. Полезный урок для нее был, я считаю. Потом, кстати, и другие одноклассники подтянулись, а Анна недавно заняла второе место на городской олимпиаде по ОПК (да-да, бывают и такие, я сам удивился).

А мелодия звонка у нее сейчас – тот самый «Монстр Хай». Честно скажу, меня это немного раздражает. Но я решил не запрещать. Только сказал на ее мольбу купить такую куклу: «Давай, если через два года твоя к ним любовь не исчезнет – куплю». На том и договорились.

Запретами и насилием ничего не добьешься. Навязчиво культивировать православие в душах ребятишек я не собираюсь, это неэффективно и неправильно. Я многих знаю, кого в детстве на службы силком таскали, а едва они повзрослели – в храм ни ногой. А я просто закинул зерна, стараюсь не погубить ростки и верю в мудрость своих детей. С Божьей помощью, конечно.