Откуда берутся стрелки: на примере подростка, одержимого убийствами
Об этом и о многом другом в книге «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка» рассказывает клинический психолог Питер Лангман, который занимается изучением психологии школьных стрелков более 20 лет.
С разрешения издательства «БОМБОРА», выпустившего эту книгу, мы публикуем небольшой отрывок про подростка Родждера, который был одержим мыслями об убийствах.
Пристрастие к убийству
Роджер пугал — просто откровенно пугал. Он спокойно делал самые хладнокровные заявления, что я слышал от пациента.
Небрежно рассказывал, как продумывал «от нечего делать» серию убийств, словно это развлечение.
Говорил: «Раньше мне так хотелось убивать, что подходил к людям и говорил: “Я убью для тебя кого угодно за пачку сигарет”». Заявлял, что ему не интересны деньги, только опыт убийства. Когда я спросил, как он, по его мысли, почувствует себя после убийства, он ответил: «Мне кажется, я вообще ничего не почувствую».
Потом задумался и сказал: «Скорее всего, мне настолько понравится, что захочется повторить. У меня наверняка появится пристрастие».
На тот момент Роджеру было 17 лет.
Этот довольно низкий и толстый молодой человек попал в больницу по паре причин.
Во-первых, он с такой яростью напал на мать, что оттаскивать его пришлось двоим людям. Она сказала, что если бы никого рядом не было, то Роджер наверняка бы ее убил. Еще Роджер подумывал купить автоматическое оружие, пойти с ним в школу, расстрелять одноклассников и застрелиться самому.
Роджер был родом из маленького городка в Западной Вирджинии.
В детстве у него не было друзей — не из-за того, что его избегали, а потому что он не видел в друзьях смысла.
Когда к ним домой приходили дети и звали его поиграть, он отказывался. Ему просто было неинтересно. Роджер увлекался войной и обожал военные фильмы. В конце концов благодаря интересу к войне он нашел толк от других детей. Он предложил ребятам младше его военные игры и воссоздания битв. Роджер в роли сержанта учебки был довольно строг с «новобранцами».
В сержанта учебки Роджер играл и дома. Его мать была разведена, и Роджер старался контролировать, с кем она встречается. Он не одобрял, что она работает продавщицей в продуктовом магазине, потому что ему было за нее стыдно, и уговаривал сменить работу. Смеялся над попытками его воспитывать. Наконец, когда она попыталась утвердить авторитет, он на нее напал. Короче говоря, Роджер считал себя главным.
Справедливости ради следует сказать, что Роджер не всегда вел себя так холодно и деспотично. Когда мать болела, он ухаживал и заботился о ней. Еще он заявил, будто извинился перед ней за нападение. Сказал мне: «Мне правда жаль, что я ее поранил».
Вот только мать утверждала, что перед ней Роджер не извинялся. Больше того, по ее словам, он вообще редко извинялся или раскаивался.
Каким Роджер был в школе? По его словам, задирой. Он говорил, что уже пять лет мучает детей. Он к ним приставал, запугивал, завязывал драки просто потому, что ему это нравилось.
Он сказал, что получает удовольствие от причинения физической боли другим.
Впрочем, в одиннадцатом классе приставать начали к нему. Внезапно ситуация перевернулась, и ему это вовсе не понравилось. Он сказал, что если парня, который над ним издевался, застрелят, то так ему и надо. Еще Роджер сказал, что если жертвы в «Колумбайне» дразнили убийц, то они заслужили смерть.
Впрочем, мысли Роджера об убийствах предшествовали столкновению с задирой. Роджер мечтал о кровавом беспределе и школьной стрельбе уже задолго до травли.
Во время психологического обследования Роджер согласился сотрудничать. Его характер поражал уровнем садизма и отсутствия эмпатии. Этот человек мог беспечно нарушать социальные нормы и чужие права. Он удовлетворял свои потребности за счет других. Мало того, получал от этого удовольствие. Эта часть профиля не удивляла, учитывая, как откровенно он рассказывал о своих кровожадных позывах. Но и это еще не все.
У Роджера выявился высокий уровень социальной неуверенности в себе.
Ему было некомфортно со сверстниками, он чувствовал себя исключенным из общества. Его частичка хотела сблизиться с другими, но он не знал, как добиться тесных отношений, и слишком боялся отказа, чтобы рисковать. Похоже, единственным известным ему способом взаимодействовать с другими явилась сила и запугивание. Но хоть это и давало мимолетное удовольствие, все же не наполняло жизнь смыслом.
Более того, тестирование показало, что у Роджера значительные симптомы депрессии и самообесценивания.
Он был невысокого мнения о себе. На самом деле даже считал, что хронически поддерживает саморазрушительное поведение. Он сам себе был худшим врагом и вместо того, чтобы удовлетворить истинные потребности, только зарывался глубже.
Три года назад он приставил к запястью нож, но так и не решился покончить с собой. В последнее время он планировал закончить школьную стрельбу самоубийством.
За наглостью хулигана Роджер оказался неуверенным в себе мальчиком с тревогами и социальной неполноценностью.
Как и Эрик Харрис, он справлялся со своей слабостью доминацией. Эрик стремился играть в бога и получить власть над жизнью и смертью. Роджер — тоже. К счастью, люди вмешались раньше, чем он дошел до своей цели.
Был ли Роджер жертвой жестокого обращения? Нет. Наблюдались ли у него психотические симптомы? Ни одного. Наблюдались ли отсутствие эмпатии и садистские черты? Еще как. В типологии Роджер относится к психопатам. И все же, как и Эрик Харрис, Роджер не совсем лишился способности чувствовать. Более того, как раз способность чувствовать свою уязвимость и толкала его к желанию власти.
Фото: Depositphotos