Психология

От чего больше зависит характер ребенка – от генетики или воспитания

Мамы часто оправдывают поведение ребенка наследственностью: «Да разве можно с ним справиться! Он с таким характером родился!» Есть ли в этих словах правда? Специально для «Летидора» в вопросе разбирается психолог Мария Баулина.

Будет ли малыш таким же способным математиком, как его дедушка? Можно ли испортить характер подростка дурной компанией? Пока не до конца решенный учеными вопрос о соотношении биологического и социального в человеке интересует практически каждого родителя, у которого есть кровные или усыновленные дети.

Рассказываем, какими фактами располагает современная наука, а что можно отнести к устаревшим мифам.

Что мы имеем в виду, когда говорим о наследственности

Потомки будут нам завидовать: ведь мы оказались свидетелями того, как был расшифрован геном человека! Однако несмотря на обилие информации, у многих людей сохраняются устаревшие представления о наследственности. То и дело в заголовках научно-популярных статей мелькают словосочетания: «обнаружен ген памяти!» или «открыт ген алкоголизма!» Подобные заявления хорошо согласуются с небольшим объемом школьных знаний по генетике. Все мы помним о законах наследования Г. Менделя, изучавшего цвет гороха.

Проблема в том, что природные задатки и черты характера ребенка намного сложнее окраски горошин, поэтому прямые параллели здесь неуместны.

Человеческий геном – последовательность нуклеотидов цепочки ДНК. В свою очередь, нуклеотиды – небольшие молекулы четырех типов (аденин, гуанин, цитозин и тимин, обозначаемые, соответственно, буквами А, Г, Ц и Т). Проще говоря, геном является длинным рядом букв четырехбуквенного алфавита. Каждый тип клеток экспрессирует (то есть делает активными) определенный набор генов. Активная работа гена выражается в том, что он синтезирует свой тип белка. Нейроны головного мозга считаются самыми сложными клетками организма, поэтому очень многие гены кодируют белки, отвечающие за работу нервных клеток.

Так что, когда речь заходит о «генах речи» или «генах совести», нельзя забывать о том, что это всего лишь метафора.

В основе психических функций лежит проведение электрического импульса в нервных клетках и выделение нейромедиаторов – особых химических веществ, помогающих нейронам взаимодействовать друг с другом. В эти два процесса вовлечено множество видов белков.

В результате каждый поведенческий признак зависит не от одного-двух, а от огромного множества генов, работающих согласованно.

Таким образом, гены не могут непосредственно определять то или иное поведение ребенка. Они отвечают лишь за общие принципы построения нервных цепочек, участвующих в обработке поступающей информации и в принятии решений. И тут мы подходим к прекрасной новости для педагогов, психологов и, конечно же, родителей:

доказано, что эти нервные цепочки реагируют на воздействия внешней среды и постоянно перестраиваются в течение всей жизни!

Если бы это было не так, не существовало бы успешной коррекции детей с задержкой психического развития и реабилитации после травм и инсультов.

Фрекен Бок была права

Известная «домомучительница» любила повторять: «Какая мука воспитывать детей!». Так и есть:

в процессе воспитания мы постоянно боремся с генетикой ребенка.

Социальная среда делает востребованными те или иные гены. Допустим, если считается, что девочка должна быть хорошей хозяйкой, – иначе ее не возьмут замуж, то в процессе ее обучения делается особый акцент на аккуратность, умение планировать свои дела, тонко различать запахи и вкусы и так далее. В результате будут подвергаться тренировке и перестройке именно те нервные цепочки, которые приводят к проявлению данных свойств в поведении.

Те девочки, у которых изначально есть унаследованная предрасположенность к перечисленным свойствам, будут обучаться быстрее.

Но и их ровесницы, не имеющие тех или иных генов, вырабатывающих «нужные» белки, также смогут достичь успеха при усиленных тренировках. Как было сказано выше, каждая способность требует участия не одного-двух, а очень многих генов, поэтому «неспособным» девочкам просто придется потратить больше времени.

Быстрые изменения экспрессии сразу многих генов в ответ на социальные стимулы выявлены в мозге у многих рыб и птиц, – по понятным причинам, на мозге живого ребенка подобные эксперименты невозможны.

Например, у самок рыб при контактах с привлекательными самцами в мозге активируются одни гены, а при контактах с самками – другие. Исследования людей касаются различных заболеваний и психических расстройств, однако они могут дать важную информацию о закономерностях развития здоровых детей. Так, изучение однояйцевых (то есть имеющих одинаковый генотип) близнецов показывает, что если у одного из детей наблюдается аутизм, вероятность его появления у брата или сестры колеблется от 60 до 90%.

То есть воспитание способно «исправить» даже такие серьезные изменения в генотипе, не позволяя некоторым генам проявить активность.

Какие черты характера ребенка в наибольшей степени становятся ареной для борьбы биологических и социальных влияний?

Коммуникабельность

Одним из наиболее точных методов исследования соотношения генетики и воспитания в развитии ребенка является изучение однояйцевых близнецов, разлученных в раннем детстве и воспитывавшихся в разных приемных семьях. Доказано, что их уровень интеллекта оказался намного ближе, чем у пар детей, выбранных случайным образом. В то же время, черты характера оказались гораздо пластичнее, хотя, безусловно, гены воздействуют и на них.

Система регуляции социального поведения во многом связана с участием такого нейромедиатора, как окситоцин. Выделяемый нейронами мозга, он влияет на привязанность к близким людям, на восприимчивость к стрессу и доверие по отношению к окружающим. В одном из экспериментов испытуемым добровольцам вводили окситоцин через нос, после чего они начинали лучше узнавать «спрятанные» на экране компьютера слова с положительной эмоциональной окраской, быстрее отыскивать фотографии улыбающихся людей.

Выходит, дети, у которых в мозге с рождения больше рецепторов к окситоцину, будут расти более дружелюбными и общительными!

Тем не менее, в других экспериментах показано, что специальное обучение правилам общения, коллективные игры, знакомство с добрыми мультфильмами и сказками стимулирует появление новых синапсов в мозге и выработку заветного окситоцина.

Житейским подтверждением этого явления можно считать постепенное привыкание малыша к праздникам в детском саду. Многие дети проходят тернистый путь от слез и громких протестов против участия в хороводах до радостных рукопожатий с Дедом Морозом и удовольствия от публичных выступлений.

Агрессивность

В замечательной книге «Эволюция человека» Александр Марков, ее автор, задает читателям вопрос: «Генетики нашли в геноме человека фрагмент, наличие которого в несколько раз повышает склонность человека к убийству. Нужно ли разрабатывать какие-то лекарства, препятствующие работе этой части генома?»

Несмотря на то, что очень хочется ответить утвердительно, правильный ответ – «нет».

Этот фрагмент генома – Y-хромосома, которая есть у всех мальчиков. Следовательно, мальчики от природы более агрессивны. К их компании могут присоединиться девочки, если у них от рождения мало рецепторов к уже упомянутому выше окситоцину.

Воспитательные меры не в силах подавить агрессию – опытные родители и педагоги знают, что в этом случае она может принять еще более опасные и изощренные формы: от жестоких фантазий до самоповреждений.

Однако можно направить агрессивные импульсы в мирное русло: спортивные соревнования, конкуренция в учебе, творческие конкурсы и так далее.

Социальное окружение играет в проявлении агрессии гораздо более важную роль, чем генетика.

Исследования шведских психологов показали, что с момента введения запрета на физические наказания детей в 1979 году уровень детской преступности начал снижаться. Похожие результаты показывают и американские долгосрочные исследования малышей: оказалось, что те трехлетние дети, которых мамы били, к пяти годам были более агрессивны, чем их сверстники из семей, где не применялись физические наказания.

Самооценка

Самооценка ребенка в наибольшей степени зависит от воспитания, хотя генетические предпосылки, безусловно, тоже играют свою роль.

Чрезмерный оптимизм, касающийся собственных возможностей и перспектив, позволяет избежать пораженческих настроений, несмотря на неудачи. И без помощи родителей и других близких людей малыш не может найти плюсы в том, что картинка нарисована криво, а половина стихотворения забыта в разгар выступления.

Те дети, которые генетически предрасположены к быстрому «считыванию» чужих эмоций, более чутко отзываются на похвалу или порицание.

Других из-за наследственных особенностей будет сложнее убедить в том, что провал на празднике не делает жизнь менее прекрасной. Однако все дети без исключения нуждаются в поддержке.

В 2010 году нейробиолог Х. Ким провел исследование среди жителей США и Южной Кореи.

Он обнаружил, что ген под названием OXTR участвует в развитии склонности искать моральную поддержку у знакомых.

Оказалось, что американцы, являющиеся носителями этого гена, обожают плакаться в жилетку, в то время как корейцы – нет. Тогда Х. Ким изучил переселенцев из Южной Кореи, выросших в США и нашел подтверждение влияния воспитания: корейские носители гена «стремления к утешению» с удовольствием делились своими бедами, как того требует американская культура.

Выходит, что самооценка ребенка – практически полностью дело рук его родителей и ближайшего социального окружения!

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!