Олег Куваев рассказал о новой Масяне
«Когда у тебя появляется ребенок, ты как паровоз, который наконец поставили на рельсы», – говорит Олег Куваев. В интервью «Летидору» он рассказал о том, что для него означает отцовство, как озвучивается сериал и что такое метод воспитания по версии Масяни. Редакции также удалось задать вопрос Масяне напрямую.
Как решалось, быть или не быть Масяне мамой?
Был момент, когда я понял, что нужно решать: или Масяня навеки останется молодой, или она будет жить дальше. Этот выбор был, пожалуй, самым важным. А дальше – если уж Масяня начала взрослеть, то, разумеется, со всеми последствиями. Так что решение, в данном случае, было не в том, будет ли у Масяни семья или нет, а в том, что она будет взрослеть. Кстати, если взять другие мультсериалы, которые мы все знаем, то обычно персонажи остаются всегда одного и того же возраста. Симпсоны, например – один из самых долго выпускаемых сериалов – и у них до сих пор там ползунок ползает, а Барт катается на скейте. Это немножко мне кажется странным. Сюрреализм какой-то. Если уж делать реалистичный мультфильм, так давайте будем взрослеть, будем вместе со зрителями двигаться по жизни. Я думаю, что это нормально.
Есть приколы из молодости, есть из более взрослой жизни, приколы с детьми. Все то, через что проходит обычный человек, через это и Масяня проходит вместе со мной. Так что, в какой-то момент, где-то в 2006-ом году, я решил, что пусть она взрослеет. Ну, а дальше уже пошло по наклонной, покатилось, что называется. Сначала она залетела. Потом я посмотрел, что народ плохо отреагировал на это развитие событий и очень долго не делал мультфильмов в нормальной последовательности, а потом снова вернулся к семейной теме. Захотелось просто. А что тормозить-то? Ведь это совершенно нормально, естественно, здорово и весело. И вообще это счастье. Вот так собственно и произошла вся эта бадяга с семьей у Масяни, и пошла нормальная жизнь. А почему нет-то? Большинство из нас заканчивает свою жизнь в могиле, пройдя через семейную фазу. Окей, почему Масяня не должна так делать? Так она и стала у меня мамой.
Это мама продвинутая, прикольная, иногда легкомысленная, иногда наоборот чересчур ответственная, заботливая. Это со всеми бывает. Когда появляется первый ребенок, некоторые моменты случается зашкаливают. А поскольку Масяня – это все-таки мультяшный персонаж, то естественно, что у нее утрированы все эти мамашины фитчи. У людей вообще частенько крыши сносит, когда они начинают заниматься семьей, и не понимают куда им бежать. Вот и Масяня с Хрюнделем тоже такая молодая семья, которая сначала даже не знает, что с этим делать со всем.
Человек ведь почти никогда не бывает готов к тому, чтобы быть родителем. Сколько бы курсов не прошел, все равно ты не готов. Потому что это катастрофическая перемена в жизни. И, в общем, это тоже можно рассматривать, как довольно-таки юморной момент, когда людей колбасит во все стороны, и они пытаются понять, кто они теперь, и как им жить. Это очень прикольно. И Масяню, конечно, тоже заколбасило по полной. Но она мамаша ответственная, она очень серьезно к семейной теме подходит и, на самом деле, это тоже очень важно. Я вообще не понимаю, почему для того, чтобы управлять машиной, например, нужно сдавать на права, а для того, чтобы быть родителем, по сути на каком-то этапе управлять человеческой жизнью, ничего не надо? Так что через образ мамы Масяни тоже хочется отчасти сказать: ребята, дети – это вообще-то штука очень серьезная, хотя и веселая в тоже время. По-моему, это вполне совместимо.
Про это еще не было мультфильмов, и я как раз сейчас задумываю серию про метод воспитания. Я бы сказал, что метод воспитания у Масяни – интуитивный. И с моей точки зрения, это всегда так. Все эти формальные методы воспитания, которые описываются в книжках – это все фуфло потому, что в жизни все слишком индивидуально. Каждый человек требует индивидуального подхода. Человек – это не болт. Как бы ни хотелось, может быть, политикам или каким-нибудь бизнесменам, чтобы человек был болтом в системе, но он все равно по природе своей – не болт, и каждый человек, как ты его ни крути, требует личной «настройки». Так же и в воспитании все индивидуально, и Масяня полагается, прежде всего, на свою материнскую интуицию.
«Очень волнительно», – сказала бы, пожалуй, Масяня. Потому что, ведь если брать в очень большом приближении, то у человека, в принципе, всего три события самых важных в жизни: он родился, он умер, он кого-то родил. Можно, конечно, потом уже уходить в детали: сколько родил, кем работал, чего после себя оставил, но это все детали. А по большому счету, когда у тебя рождается ребенок, ты на самом деле проходишь через событие равнозначное твоему рождению. Поэтому: «Ого-го-го, как мне быть мамой! Офигеть, во всем смыслах!», – примерно так это звучало бы из уст Масяни.
У меня уже трое детей и каждый раз все иначе. Первый ребенок – это ужасное потрясение. Но и второй, и третий, честно говоря, ничем не меньше. В любом случае, это событие, которое полностью меняет и образ жизни, и мировоззрение, и подход ко многим вещам. Я художник, то есть человек, который все воспринимает эмоционально, через интерпретацию, через осознание, сложно одним словом воспринимает реальность. Но когда становишься родителем, то вдруг все резко упрощается. С одной стороны, по крайней мере, уже нет вопроса о смысле жизни. Смысл жизни – есть. Вопрос «зачем?» мгновенно исчезает, остается только вопрос – «как?» И появляется осмысленность, когда ты прекрасно знаешь, зачем ты живешь и чего ты хочешь. Все сомнения и метания на эту тему отпадают. Формирование личности – процесс бесконечный. Но с появлением детей наступает момент прекратить уже формироваться и начать, наконец, функционировать, на том этапе, до которого ты дошел. Это кардинальная перемена, которая требует действий соответствующих. Что самое замечательное в отцовстве? Вообще-то при нормальном раскладе, человек просто становится счастливым. Я не представляю себе человека, который счастлив в одиночку. Это всегда какие-то метания, сомнения, состояние нестабильности, перекаты из «плюса» в «минус», если ты один. А когда у тебя есть дети, это ого-го, как меняет дело! Становишься как паровоз, который наконец ставят на рельсы. Если раньше, это было скорее катанием на джипе по пустыне, и в этом тоже есть свои плюсы, конечно, то с появлением ребенка ты должен встать на рельсы. И что самое интересное, при нормальном положении дел, ты от этого становишься счастливым. По крайней мере, если все делать осознанно. Дети – это огромный задаток счастья. А дальше уже все в твоих руках, насколько этой возможностью ты воспользуешься. Но вообще-то слишком серьезно говорить на эту тему не хочется. Я предпочитаю делать мультфильмы, чтобы все было понятно, без долгих разговоров.
Самое главное – это отношение. Человечеству уже очень-очень много лет. И счастливых людей, на самом деле, много. Нужно постараться научить ребенка принимать мир таким, какой он есть. Конечно, в какой-то степени мы его меняем. Но даже самые великие люди меняли не так уж и много. Поэтому, прежде всего, надо уметь принимать то, что есть и знать свои собственные возможности, а второе – относиться к жизни с юмором.
И только это по-настоящему спасает. Сколько я видел в своей жизни людей, людей богатых, со связями и властью – абсолютно несчастных и ползущих со слезами по жизни, прижав к груди свой денежный мешок. И сколько видел тех, кто, может быть, не так уж и устроен по всяческим таким стандартам, но счастливых и радостных. Так что вопрос отношения и мировоззрения, которое ты передашь ребенку, очень важен, так же как и хорошее чувство юмора!
Как рождаются афоризмы Масяни
А вот так и рождаются. Как люди рисуют или играют на скрипке или на трубе? Тут все вместе: и твой опыт, и характер, и отношение к жизни, и те люди которые тебя окружают, и вдохновение. Вот все это складывается – берешь трубу и играешь. Нельзя научить кого-то просто играть блюз. Нужно, чтобы он прошел через какие-то жизненные перипетии, чтобы научиться его играть. В любой отрасли искусства, на самом деле, когда человек создает что-то, он вкладывает в это все, что у него есть. Так и мультфильмы про Масяню складываются из всего вместе. Каждый человек свою философию вырабатывает, проходя через жизнь. В индивидуальном порядке, что называется. Тот оптимизм, который у Масяни имеется, это наверное отражение моей жизненной философии.
А вообще у меня есть свой метод озвучивания сериала. Сначала пишется сценарий, а потом, когда я уже знаю о чем будет мультфильм, сценарий закрывается и, когда идет озвучка, я говорю от балды, чтобы текст был как можно более живым. То есть получается абсолютная импровизация. Причем делается это несколько раз, хоть сто. Но все эти сто раз должны быть полной импровизацией. А потом я слушаю и выбираю, где получилось интереснее всего. Но, конечно, это никакая не панацея. Все равно, чтобы что-то создать, нужно прежде всего это нажить, надумать, начувствовать.
На самом деле, сериал про Масяню умирал очень много раз. Когда мы выпускали DVD, разделы в нем так и назывались – Жизнь первая, Жизнь вторая, Жизнь третья. В конце концов эти «смерти» так зачастили, что мы уже и со счета сбились. Это как у Марка Твена: «Легко бросать курить, я бросал много раз». Так и Масяня – легко умирать, она умирала после каждой серии до следующей.
Сейчас у нас 121 серия, вот 120 раз она и умирала. Промежутки между созданием серий были разными конечно, но я никогда не прекращал этой работы. И думаю, что и не прекращу. Вообще-то мне нравится делать сериал про Масяню, людям нравится его смотреть. Так что с переменным успехом, но пока мы живы, и Масяня жива, и все у нее в порядке.