Мультфильмы для помощи детям
Мультфильмы для помощи детям
Легкие на подъем и жизнерадостные герои «Летающих зверей» даже если и ссорятся, то как-то цивилизованно и мило. В самые непростые моменты жизни – цитируют Пушкина или буддистских философов с интонацией давно родной поговорки. Действие происходит в Легкой стране – государство это парит в облаках, как сказочный остров. Мультфильм рассчитан на детей 4-10 лет, а точнее – на семейный вечер у экрана. Да, именно так. Сериал напоминает добрые традиции советской мультипликации. Корреспондент «Летидора» Евгения Карташова посмотрела все девять серий мультфильма, что уже сняты на сегодня. И поговорила с его создателями, чтобы выяснить – откуда у этого чуда крылья растут?
Весело будет не только детям. Пожалуй, многие взрослые узнают себя и свою работу в ситуации, которая приключилось с псом Хосе в этой серии.
Повседневная работа у «зверей» примерно такая: кот Мустафа превращает молнии в мороженое, корова Зоя выращивает облака в саду, а свинка Софи – поливает свежие сочные игрушки в оранжерее, черепаха Че выпекает новые книжки, как хлеб, в печке. ### Опыт «Винни-Пуха» и «Смешариков» Чем же «Летающие звери» так сильно отличаются от всего остального в современной российской популярной анимации? Пожалуй, не сказать лучше, чем это сделал Константин Бронзит в видеоролике на сайте проекта. Константин Бронзит, режиссер, член Американской киноакадемии, номинант премии «Оскар»: _«Я наконец-то увидел настоящую, ежесекундную, давно забытую, бытовую человеческую нежность персонажей друг к другу. Это качество давно утеряно в нашем российском кино. Особенно в анимационном. Во времена Винни-Пуха это умели делать. Сегодня, посмотрев «Летающих зверей», я наконец-то это вновь почувствовал»_. Создатели сериала вполне осознанно следуют советской традиции мультфильмов не только в интонациях, но и в музыкальном оформлении: каждая серия заканчивается песней. Энергичные, лиричные, добрые, заразительные композиции – настоящая музыка, которая снова напоминает, что такое профессиональное отношение взрослых к творчеству для детей. При этом музыка – четко вписана в концепцию и тон сериала: не случайно звери даже играют в одном большом оркестре, хобби у них такое. Авторы песен – Сергей Васильев и Марина Ланда. Имя Марины Ланды и ее голос должны быть знакомы тем, кто в 90-х – начале 2000-х слушал детские передачи на Радио России и Ленинградском радио. Музыкант, композитор, руководитель детского музыкального театра, сейчас Марина Ланда ведет передачу «Смешные праздники» на канале «Карусель». Сергей Васильев – также автор музыкальных программ на Радио России, в дуэте с Мариной Ландой пишет музыку для кино, радио, мультфильмов, в том числе для «Смешариков». ### Чем счастливее слон, тем выше летит. Тактический союз художников и благотворителей
«Летающие звери» – это проект Фонда «Помогать легко» и студии анимации «ДА». Создатели сериала называют свое детище «первым благотворительным медиа-брендом».
«Летающие звери» продают лицензии на использование образов персонажей – в раскрасках, на обложках тетрадей, на упаковках молока или шоколада. Все полученные таким образом средства направляются в помощь детям с онкологическими заболеваниями. При этом производство мультфильма финансируется государственными грантами и частными жертвователями. Такое разделение делает схему прозрачной.
Команда студии анимации «ДА» – профессионалы, которые работали над такими полнометражными мультфильмами как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Карлик Нос», а также над мультсериалами «Смешарики», «Лунтик», «Магазинчик Бо».
Теперь, совместно с фондом «Помогать легко», также осознанно они выстраивают жизнь «Летающих зверей» с точки зрения коммерческого успеха. Благодаря сериалу уже 8 детей смогли получить деньги на необходимые лекарства.
«Помогать легко» – организация, появившаяся под крылом Фонда Ad Vita («Ради жизни»), – чтобы направлять на лечение детей прибыль от продажи сувенирной продукции, сделанной по мотивам детских рисунков. Образы «Летающих зверей» придумали дети из больницы №31. Дети подарили зверям крылья во время мастер-класса по созданию мультфильма от студии «ДА». В итоге – появились открытки, кружки и магниты с изображениями летающих слонов, коров и котов – и довольно быстро стали популярны. Появление героев, нарисованных профессиональными художниками в единой стилистике, появление сериала и продажа лицензий — логическое продолжение истории.
Надежда Федяевская, директор проекта, и Михаил Сафронов, худ. руководитель сериала «Летающие звери»:
Заключен контракт с издательством «Умная Маша». Они в свою очередь будут заключать договора с крупными издательствами – так же «Умная Маша» работает с брендом «Смешарики». Уже известно, что с «Летающими зверями» появятся раскраски, книги по чтению и географии. Например, «Книга путешествий» – учебник, по которому наши персонажи занимаются в школе».
Такой вот способ зарабатывать. И фонд этим по праву гордится. Глядя на «Летающих зверей», кажется, видишь новое поколение российских благотворителей, которые не «стонут» и не «злятся», а просто делают свою работу. А как иначе? Иначе слон останется на месте. Как известно, «чем счастливее слон, тем легче ему лететь» (говорится в одной из серий).
«Летающие звери» – это тактический союз благотворителей с художниками, которые не штампуют «масс-маркет» и «резиновую жвачку», а хотят делать качественный, и при этом популярный продукт. Подписан контракт с каналом ОРТ на 10 лет – о показах «Летающих зверей» на канале «Карусель». До конца 2013 года выйдет еще 6 серий. В 2014 году – планируется 12 серий.
Производство детского мультсериала как открытый творческий котел. Колин Уайт для «Летающих зверей»
Разумеется, сериал «Летающие звери» не идеален. Одни серии сильнее, другие слабее. Но такая «неровность» – скорее издержки метода работы: «общего производственного котла» и открытости для эксперимента. У каждой серии свой режиссер и сценарист. Именно этот метод, кажется, позволяет мультфильму «дышать», не садиться на рельсы одинаковых штампованных сценариев.
Над десятой серией, которая вот-вот появится, работает английский режиссер Колин Уайт. В его фильмографии есть такие вещи как «Кто подставил кролика Роджера», «Каспер – маленькое привидение». Несколько лет Колин Уайт работал на студиях Уолта Диснея и Джорджа Лукаса, а также сотрудничал со Стивеном Спилбергом и Робертом Земекисом.
Михаил Сафронов, художественный руководитель сериала «Летающие звери»:
– Мы пробуем работать со всеми. Мы открыты. Кто работал над проектом? Максим Курочкин – театральный драматург. У нас работают режиссеры Илья Максимов («Карлик нос», «Добрыня), Джангир Сулейманов и Константин Бирюков («Смешарики»). Вот-вот выйдет серия, которую делает Колин Уайт. Его жена, Юлия Сомина, художница с Союзмультфильма увидела однажды наш проект — так и началось сотрудничество.
Не исключено, что в будущем разные серии «Летающих зверей» будут делать разные мировые студии анимации.
Чудеса с акцентом на повседневность. И даже черепаха ведет себя, как ребенок.
О концепции сериала рассказал Михаил Сафронов, художественный руководитель проекта:
– Иногда от серии «Летающих зверей» остается чувство некой «стерильности» что ли. В мультфильме практически нет конфликтов или каких-то социальных реалий. Почему?
– Это традиция Норштейна, а также многих скандинавских авторов. Для нас важно перенести центр тяжести, внимания с внешнего экшена на преодоление внутренних препятствий. Когда мы смотрим кино, где герой спасает мир, мы думаем: «Вот это да, вот это подвиг! Вот это жизнь!» Но на самом деле наша повседневная жизнь точно так же полна подвигов. Встать с дивана – это, бывает, настоящий подвиг. Простить того, кто обидел – подвиг. Попросить прощения – еще больший подвиг. Понимаете, для конфликта не нужно нашествие марсиан. В нашей повседневной жизни уже все есть. И для нас очень важна атмосфера повседневности, наполненной удивительными вещами, а еще атмосфера уютности, нежности. Мы уверены, что ощущение дружелюбности окружающего мира – базис, который родители закладывают ребенку в детстве, на таком фундаменте, без страха, ребенок может свободно раскрыть свой собственный потенциал.
– Как появилась Легкая Страна? Главное место действия. И почему она такая… легкая? Почти идеальная.
– Историю самой Легкой страны – того, как она появилась, мы рассказываем в серии «Старый дуб». Тема путешествий очень важна для нас. Как появился этот мир? У нас долго и трудно шли творческие поиски перед тем, как мы начали делать сериал. Толчок дала Аня Игнатова, детская писательница и сценарист. Придумав вот эту легкую страну, которая была раньше нелегкой, но однажды оторвалась и улетела в небо.
Это интересное занятие – конструирование такого мира, фантастика. Я вот был в Индии – там есть город Ауровиль, экспериментальный, модель международного города-общины. Наша Легкая страна немного похожа на него по своей идее. Летающие звери тоже все разных национальностей, тоже живут, разделяя труд – каждый выбирает себе то, чем ему нравится заниматься.
Создавала Легкую страну, рисовала целые кварталы Саша Пивоварова, архитектор. Это целый мир, и он у нас есть в деталях. Мы даже подробно изучали информацию про карликовые государства. Легкая страна – это для нас модель будущего общества. Но это не рай. Везде есть проблемы. И там тоже.
– На какую аудиторию рассчитан сериал?
– Шесть-двенадцать лет, четыре-десять лет. Хотя есть такое хорошее определение «Для семейного просмотра». Плохая ситуация, когда дети сидят и смотрят телевизор одни. Их «заткнули» конфетой такой. Я понимаю, я и сам устаю от детей. Но лучше совместные просмотры. И вот мы с дочкой смотрим мультфильмы и сразу их обсуждаем. Это же повод для общения. Правильная функция мультфильмов. Поэтому мы стараемся, чтобы и детям было понятно, и взрослым не скучно. Дети, к счастью, или, к сожалению, всеядны.
Для нас важно, чтобы содержание не было информационно-назидатльным, таким поучением «между делом». Это самое плохое. Все – через образы, через истории. Поэтому на данном этапе главная для нас задача – познакомить зрителей с героями, чтобы двигаться дальше, к более сложным историям.
– Из всех персонажей «Летающих зверей» какой ближе всего лично вам?
– Заяц Акира. Он уравновешенный такой. Люблю Японию. Акира – персонаж-молчун. И я вот не хочу давать интервью. Но что ж…
А еще у нас персонажи почти все вроде бы взрослые, но ведут себя как дети. Даже черепаха, которая самая старая.
– В концепции сериала на сайте указано, что есть нечто от жанра «магического реализма». В чем вы его видите?
– Скорее у нас «Чудеса с акцентом на повседневность». В мультсериале «Летающие звери» нет чистого волшебства. Драконы – это чистое волшебство, например. А вот если принтер начал говорить по какой-то причине или звери летают от счастья – это магический реализм.