Психология

Нужен ли ребенку коллектив?

Нужен ли ребенку коллектив?

Иногда коллектив настолько прочно входит в нашу жизнь, что многие становятся фрилансерами или открывают собственный маленький бизнес, только чтобы избежать коллектива. Нужно ли такое общество в первые десять лет жизни человека?

Когда родители выбирают между детским садом и няней, обязательно появляется слово «коллектив». Его же произносят при обсуждении вопроса школа/домашнее обучение. И потом коллектив настолько прочно входит в нашу жизнь, что многие становятся фрилансерами или открывают собственный маленький бизнес, только чтобы его избежать. Так ли нужен коллектив в первые десять лет жизни человека?

Я не люблю коллектив. Я не считаю, что большинство всегда право, и даже, что оно в принципе право. Я считаю, надо прислушиваться к одиночкам, идти против течения, думать вопреки. Мне не нравится обречённость человека, изо дня в день проводящего время с одними и теми же людьми – будь то группа детского сада или школа с её набором скучных учителей, хорошо изученных учеников. Всё это похоже на наказание. При этом, меня отдали в детский сад с полутора лет, далее - десять лет школа – в общем, я знаю, о чём говорю.

Модель «няня», как и «домашнее обучение» имеет массу преимуществ. Во-первых, вы не лишаете своего ребёнка общения, наоборот: увеличиваете в разы. Есть большой выбор кружков, секций, развивающих центров: не понравилось или надоело одно – всегда можно выбрать другое. В этих дополнительных занятиях будут новые дети, новые учителя, что не даст заскучать и принесёт гораздо большее количество социальных контактов, чем если ребёнок ходит годами в одно и то же место. Лёгкость в общении, коммуникабельность – всё это гораздо вероятнее возникнет, если есть выбор и разнообразие. При этом, мы защищаем ребёнка от возможного негативного опыта неудачных коммуникаций: если что-то не получилось – всегда есть возможность остыть, а то и поменять этот коллектив, а если что-то не сложилось в детском саду или школе – то часто это длится годами, пять дней в неделю.

Например, все эти истории про то, что воспитатетель/учитель невзлюбил ребёнка и пристрастно к нему относится, или история про лидера группы, который третирует других детей, или про «козла отпущения», которого травят всем классом. Короче, чем больше свободы и вариантов в выборе коллектива, тем безопаснее для ребёнка.

В том, что касается домашнего обучения вместо школы, вопросов больше. С одной стороны, вырастают яркие индивидуальности, не отшлифованные другими, не усреднённые – пример Валерии Гай Германики. С другой, есть плохие примеры. Например, я знаю одного мальчика Вову, который лет в 14 перешёл на экстернат, но из этого ничего хорошего не вышло. Во-первых, школа, в которой он учился, похоже, вообще не заморачивалась, и ставила оценки за экзамены просто так, по факту оплаты родителями обучения. В результате, Вова имел аттестат, но не имел знаний, а для родителей это стало сюрпризом. Во-вторых, Вова, сидя дома, ушел в виртуальную реальность с головой. Изредка выныривая из неё, он имел такой социальный голод, что срочно собирался и ехал автостопом в Крым и Питер, а потом возвращался и снова с обеда до утра нырял в компьютерные игры, ленясь даже чистить зубы. Сейчас Вове 25, у него нет семи зубов и высшего образования.

Не надо думать, что выбирая няню или домашнее обучение, вы облегчаете себе жизнь. Если бы родители Вовы вникали в процесс, то давно бы забили тревогу, но они этого не сделали. Вникать, изучать, выбирать, организовывать и контролировать вам придётся гораздо больше, чем если вы просто водите ребёнка в детский сад или школу. Ведь теперь ответственность за учителей, воспитателей и прочее окружение ляжет целиком и полностью на вас, а не на некого директора, который заключил договор с персоналом и установил правила. Это как выбор между многоквартирной панелькой и своим домом: выбирая дом – выбираешь много проблем, увеличиваешь свою ответственность, но одновременно увеличиваешь своё счастье и свободу. Но кто-то хочет забиться в норку и ни за что не отвечать, а в случае проблем – просто злиться на неких абстрактных, под кодовым словом «Они». Это к вопросу, кто ты: автор ситуации или жертва.

И, возвращаясь к конкретным вопросам организации домашнего обучения: придется плотно заниматься логистикой - во сколько и куда нужно доставить ребенка, и кто это будет делать.

В общем, думайте, решайте, выбирайте. Возможно, что вырастить социофоба гораздо вероятнее, пользуясь колеёй «детский сад» и «школа».