Музыка для младенцев: от Моцарта до джаза и рока
Польза музыки известна очень давно: не только малышам ещё в утробе матери дают слушать композиции классиков, но даже коровам на фермах и цветам в парниках. Но что полезнее для тонкого слуха новорождённого? Когда и какие мелодии лучше слушать? И с какого возраста водить ребёнка на концерты с живым исполнением?
Музыка под настроение и характер
Подходящую для новорождённого музыку условно делят на классическую, детские песни и колыбельные. В пользе классики сомневаться не приходится – это проверенные годами композиции, которые приобщали к прекрасному не одно поколение младенцев.
В интернете есть даже специальные подборки, в которые обычно включают Моцарта («Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада», «Колыбельная», «Танец феи Драже»), Чайковского («Лебединое озеро», «Вальс цветов», «Неаполь»), Римского-Корсакова («Полёт шмеля»), Вивальди (цикл «Времена года»), Сен-Санса (цикл «Карнавал животных»), Рахманинова («Итальянская полька») и других признанных мэтров.
Детские песенки – это наследие советской и современной мультипликации, то, без чего детство пройти не может! «Голубой вагон», «Песенка про дружбу», «Большой секрет», «Песенка мамонтёнка» и десятки других обязательно должны быть в аудио коллекции каждой мамы.
Классические композиции и музыку из мультфильмов лучше слушать, когда малыш бодрствует и пребывает в хорошем настроении (утром и днём между периодами сна), чтобы он мог подпевать (гулить) и танцевать, шевеля ручками и ножками.
Третья категория детских песен – колыбельные – специально создана для того, чтобы успокоить и убаюкать уставшего за день малыша. И если первые две категории мама может использовать как отвлекающий манёвр, увлекая кроху, пока занимается домашними делами или уделяет время себе, то колыбельные потребуют её присутствия и участия. Мамино нежное пение не сравнится ни с какой записью. Даже если вы не знаете слов или не владеете вокальными талантами, запустите колыбельные на плеере и тихонько подпевайте.
Однако бывает так, что дети любят музыку, которая не вписывается в формат общепризнанных детских песенок. Известно, что ребёнок даже в утробе матери не только слышит звуки, но и может их запоминать. «Наш папа любит рок и электронную музыку, поэтому всю беременность в машине мы слушали только её. И если днём наш малыш любит подборки детских композиций, то в путешествиях предпочитает Skillet, Linkin Park или радио Energy, – говорит Елизавета Брянцева, мама трёхмесячного Димы. – Ребёнок успокаивается от такой, казалось бы, неподходящей музыки, и даже засыпает!»
Мама точно знает, что нравится будущему ребёнку, а что – нет. Частые резкие движения плода, его беспокойство говорит о том, что стоит сменить жанр или вообще выключить музыку, ведь далеко не все склонны к аудиальному восприятию информации.
Примерно так же можно подбирать мелодии и для новорождённого – его недовольное лицо, перевозбуждённые движения или, наоборот, счастливая улыбка и гуление подскажут, что любит ваш малыш. И не беда, если это окажется Элла Фицджеральд или Григорий Лепс. Главное, чтобы ребёнок слушал не только эти полюбившиеся мелодии, но и другую музыку, которая познакомит его с аудиокультурой.
Читайте также:
Зачем заниматься музыкой с ребенком?
Многие известные композиторы и деятели искусства любили музыку ещё с раннего детства.
Моцарт в юном возрасте уже давал концерты. Русские классики также приобщались к прекрасному посредством музицирования. Модест Мусоргский выбрал профессию военного, как было принято в семье, но детская тяга к музыке не прошла, и он стал одним из лучших российских композиторов XIX века.
Так же развивалась и биография его современника – гениального Петра Чайковского. Несмотря на ребяческую привязанность к классике, его первой специальностью стало правоведение.
Современные звёзды тоже рано начали увлекаться музыкой. Певица Валерия родилась в семье директора и учительницы музыкальной школы, поэтому с рождения слышала гаммы и аккорды. По словам артистки, все её первые воспоминания связаны с музыкой. С пелёнок к карьере исполнительницы готовили и голливудскую актрису Сандру Буллок. Музыка постоянно звучала в доме оперной певицы и педагога по вокалу, поэтому судьба их дочки, казалось, была предрешена.
Аврил Лавин вместе с матерью начала петь религиозные песни едва ли не раньше, чем ходить и говорить. Чуть позже отец купил девочке микрофон и инструменты, создав в подвале целую студию для юной артистки. В церковном хоре пела и Кэти Перри.
Отличалась ранней тягой к музицированию Ирина Шейк – всемирно известная российская супермодель. Её мама преподавала музыку и одна воспитывала двух дочерей, но всегда находила время на занятия с малышками.
Пение стало едва ли не первым увлечением в жизни оперной дивы Анны Нетребко. Она так любила музыку и исполнительство, что в детстве просто не могла остановиться. Возможно, благодаря этой непрекращающейся страсти она и стала всемирно известной оперной певицей.
Живая музыка – испытание не столько для самого ребёнка, сколько для его мамы и распорядителей концертного зала. Далеко не во всех заведениях вообще готовы принять малыша, это нужно уточнить при покупке билетов.
Выбирая место, стоит продумать пути отступления в случае, если концерт придётся крохе не по душе: садиться у проходов, на балконе, на задних рядах, чтобы не помешать своим уходом остальным слушателям. Кроме того, было бы неплохо до начала концерта найти распорядителя зала и попросить его помочь в случае необходимости. Не стоит бояться таких просьб. Гораздо лучше потревожить сотрудников концертного зала до мероприятия, чем потом сорвать его.
При выборе концерта стоит честно ответить себе, какую музыку любит малыш – не вы, а именно он. Быть может, мама и является ценительницей джаза или оперы, но не все дети способны выдержать двух-трёхчасовой концерт, если им не по душе стиль исполнения, а мелодии непривычны.
От этих факторов зависит и возраст, с которого нужно водить ребёнка на концерты живой музыки. Нередко в зале можно увидеть даже полугодовалых детей, которые со спокойным восторгом слушают любимые мелодии. На такой рискованный шаг можно решиться, только если вы точно знаете программу концерта. Главное правило такого похода: не уверен – не иди. Прежде чем экспериментировать, подумайте о том, как, в случае неудачи, будете успокаивать расстроенного малыша в фойе, и о сотнях других слушателей, которым ваш эксперимент можете испортить вечер.