Зачем заниматься музыкой с ребенком?
Зачем заниматься музыкой с ребенком?
«Какой смысл заниматься музыкой ребёнку, если он всё равно не станет музыкантом? – сказал одному из авторов статьи отец 7-летнего мальчика. – Значительно больше пользы, если он будет ходить в бассейн или хотя бы во дворе поиграет с ребятами в футбол».
Действительно, нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом? Мы убеждены, что нужна. Почему? Во-первых, обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием. Первый нарком просвещения А.В.Луначарский (наломавший дров, но и сделавший много хорошего) сказал мудрые слова: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий». То есть, способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.
Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.
«Опасность не в том, – писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов, – что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина». Если у ребёнка не развивать эмоциональную сферу, он превратится в робота, перестанет мечтать, любить и сопереживать. Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием и забывают об этом. Забывают о развитии духовного мира ребёнка! И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.
Чтобы не рос злым
82 родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задали вопрос: «Зачем вы учите ребёнка музыке?», попросив выделить главную причину. Вот как они ответили:
Шестнадцать – «чтобы умел на инструменте играть».
Двадцать один – «для общего развития».
Тридцать шесть – «хотим, чтобы стал музыкантом».
Восемь – «чтобы полюбил музыку».
А один папа написал – «чтобы не рос злым».
Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.
Родители понимают, что у ребёнка мало знаний и опыта, но часто забывают о том, что его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обострённость чувств. «Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны, – писал известный американский педагог Бенджамин Спок, – дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций – родной.
Семилетняя девчушка играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.Чайковского и её глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. Серёжа, 8 лет, прослушав пьесу Р. Шумана «Первая утрата», нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички, папа и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют. Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.