Психология

Комплекс гуманитария: что делать, если ребенок боится математики

У многих школьников случаются ситуации, когда завтра контрольная по геометрии, а коленки отказываются гнуться в нужном направлении. Это математическая тревожность. Рассказываем, что делать.

В середине 20 века психологи Ральф Дрегер и Льюис Айкен ввели термин – «числовая тревожность» – эмоциональные переживания, связанные с решением математических задач. Сегодня все чаще используется понятие математической тревожности.

Математическая тревожность – это состояние, когда при мысли о математике у ученика наблюдаются симптомы тревожного расстройства: паническая атака, головокружение, неконтролируемый страх, слезы и так далее.

Ученые утверждают, что даже во взрослом возрасте, когда школа и университет позади, человек может демонстрировать определенные нервные реакции при необходимости оперировать цифрами.

А некоторым даже продолжают сниться сны, в которых они безуспешно пытаются решить задачу по математике.

Почему же с самых ранних лет дети боятся математики? И как школьнику учить этот предмет, чтобы понимать и не паниковать? Советы дают преподаватели-новаторы математической онлайн-школы «Альфа» и психологи.

Не противопоставляйте математику и гуманитарные науки

Комментирует Елена Горбунова , преподаватель математики, автор методик эффективного обучения, эксперт в сфере дистанционного и игрофицированного обучения

Елена Горбунова

Деление людей по складу ума на математиков и гуманитариев – миф! Если мы не говорим о выдающихся открытиях и гениальности, а имеем в виду школьный курс математики, то важно понимать: он доступен для изучения и понимания абсолютно всем.

Конечно, одним из нас понадобится чуть больше времени, другие будут схватывать информацию на лету. Но скорость мыслительных реакций и специфика мышления школьника не связаны напрямую со способностью или неспособностью хорошо учиться, решать задачи и сдавать экзамены на отлично.

Также важно понимать, что математика – наука абстрактная.

Это означает, что для ее постижения на самом глубинном уровне необходимы фантазия и яркое воображение.

Именно по этой причине многие величайшие философы любили математику и занимались ею профессионально. А небезызвестный всем детям создатель сказочной Алисы Льюис Кэрролл учился в Оксфорде и имел блестящие математические способности.

Очень важно, чтобы родители не формировали в ребенке «комплекс гуманитария» или «комплекс технаря».

Если ребенок любит литературу, отлично рисует, играет на скрипке и пишет стихи, это вовсе не означает, что он не сможет столь же успешно освоить школьный курс математики.

Превратите занятия математикой в полезную привычку и пользуйтесь здравым смыслом

Комментирует Инна Григорьева , молодой преподаватель-энтузиаст, онлайн-репетитор

Инна Григорьева

Все эти формулы, теоремы и аксиомы помогают нашему мозгу мыслить логически и критически. Нейропсихологи давно выяснили: занятия математикой помогают человеку принимать рациональные решения в жизни, сохранять ясность ума до глубокой старости и всегда оставаться в когнитивном тонусе.

Математика имеет прямое отношение к реальной жизни. Проверяйте свои решения методом здравого смысла.

Может ли в задаче о количестве проданных фермером килограммов картофеля быть ответ 0,075 или 2455677898666? Согласитесь, что вряд ли. В массе своей задачи по математике (особенно те, что предлагаются выпускникам на ЕГЭ) достаточно логичны с точки зрения бытовой верифицируемости, то есть результат можно проверить, ответив на вопрос, может такое быть в реальной жизни или нет.

Осознание того, что математика – это про нашу повседневность, помогает многим ученикам преодолеть страх и внутренний трепет по отношению к этой дисциплине.

Именно по этой причине хороший учитель всегда старается объяснять новый материал на простых очевидных примерах: ученик должен не просто понять, как решается уравнение или применяется формула, а научиться видеть во всем этом практическую пользу и, соответственно, смысл.

Не игнорируйте основы, термины и определения

Комментирует Александр Пашков , преподаватель математики, создатель и руководитель онлайн-школы «Альфа»

Александр Пашков

Математика – такая хитрая дисциплина, в которой все темы, как кирпичики в несущей стене, связаны друг с другом. Пробелы в одной даже самой незначительной, на первый взгляд, теме рано или поздно повлекут за собой трудности куда более весомые.

Если репетитор или школьный учитель советует десятикласснику взять в библиотеке учебник за 5-й класс, это вовсе не оскорбление и не попытка намекнуть на плохую подготовку!

Важно знать термины и определения. Дело в том, что точность формулировок – прямое следствие ясности в голове.

Что такое множество? Будет являться множеством {1,2,3,…, n,…. } или {…-3,-2,-1,0,1,2,………. }? А может, и то и другое? Почему? А что такое функция? Если в сознании ученика одновременно возникает график, набор точек или вообще какая-нибудь кривулька, вряд ли он сможет привести пример функции или выявить отображение, которое функцией не является. А как можно решать задачу, не зная разницы между аксиомой и теоремой?

Да, математика – не литература, где нередко приходится учить стихотворения наизусть.

Но кое-что и из области математики необходимо знать, что называется, назубок.

Очень часто способные ученики проявляют халатность: быстро схватывая материал и интуитивно находя верный ход решения, они не уделяют достаточного внимания теории. Любой опытный преподаватель скажет, что верный ответ на задачу без умения грамотно и стройно аргументировать решение – недорогого стоит.

Не паникуйте и не возводите математику на пьедестал

Комментирует Геннадий Блыкин , преподаватель математики в онлайн-школе «Альфа»

Геннадий Блыкин

В 2012 году газета The New York Times подняла очень сложную тему: нужна ли детям алгебра, если, по американской статистике, каждый четвертый ученик США не может окончить школу из-за проблем с этой дисциплиной.

А министр образования Франции Клод Алегр (1997–2000 гг.) всерьез выступал с предложением отменить преподавание математики в школе, поскольку многие ученики не могут справиться даже с простейшим материалом.

На самом деле подобные дискуссии то и дело разгораются в прессе и в образовательной среде. Но пока чиновники, психологи и прочие эксперты обмениваются авторитетными мнениями, ученики по-прежнему ходят в школу, пишут контрольные и сдают экзамены. Вокруг математики много шумихи и ненужной паники. Любой учитель-предметник скажет, что 90% двоек – это неуверенность.

То есть ученик, убежденный в том, что он не справится, просто не может иметь в дневнике какие-то другие отметки.

Помните, что математические «способности» связаны с любознательностью и активностью ребенка! Существует такая статистика: любопытные и активные дети, которые многим интересуются и не боятся пробовать новое, успевают по математике гораздо лучше, чем дети, которые боятся проявлять свою природную любознательность. Родители в этом смысле имеют на руках все козыри.

Нужно всего лишь поддерживать интерес ребенка к окружающему миру, учить его задавать вопросы, искать решения, не бояться ошибок и понимать, что незнание – это первый шаг к постижению тайны.

Мнение психологов

Если ребенок не полюбил математику с первых школьных лет, не нужно отчаиваться. Обратите внимание на то, как вы общаетесь на эту тему с ребенком. Что он вам говорит? Мне скучно? Мне ничего не понятно? Учитель слишком быстро объясняет? А может, дело в том, что сосед по парте все время отвлекает вашего ребенка?

Причин может быть огромное множество, и крайне редко дело сводится к тому, что ученик не способен усвоить материал.

Чаще всего ребенок либо не понимает объяснений учителя, либо у него изначально сформировано искаженное представление том, что такое математика и зачем она нужна.

Самые распространенные ложные установки, от которых нужно избавляться:

• если ты не понимаешь математику, ты глупый, или самые умные дети – это отличники по математике;

• если ты не будешь успевать по математике, ты ничего не добьешься в жизни (не поступишь в хороший вуз, не освоишь хорошую профессию и тому подобное);

• математика – очень сложная наука, разобраться в ней могут только гении;

• мама и папа не понимают математику, потому что это «это какой-то ужас!» (не так ли мамы и папы часто комментируют условие задачи 5-го класса, которую попросил решить ребенок?).

Зачастую родители сами формируют у ребенка страх перед математикой.

Ему либо внушают, что это слишком сложная дисциплина, которую мама и папа сами в школе не понимали, либо, наоборот, всячески пытаются заставить заниматься математикой, потому что без нее нет будущего.

Математика с пеленок

Отношение к математике формируется еще в дошкольном возрасте, когда дети начинают изучать цифры и простейшие математические операции.

И здесь родителям важно понимать, что математика способна удовлетворить детское любопытство в полной мере.

Операции с числами интересны ребенку априори, главное – не направлять природные склонности в тупик.

Очень показателен пример, который описал в своем блоге профессор Бостонского колледжа Питер Грей. Он попросил свих читателей поделиться историями о том, как их дети изучают математику самостоятельно и практически интуитивно, без принуждения и каких-либо навязанных коннотаций. И вот какие интересные открытия он сделал. Читательница Джанет пишет о своей дочери:

«Она училась считать, как почти все дети, с помощью пальцев, еды, игрушек. Она считала фишки и поля в настольных играх и компьютерных играх… Это естественным образом привело к сложению и вычитанию на пальцах и с помощью разных предметов, а потом уже в уме... Часто она задавала неожиданные вопросы: «А если к четырем прибавить десять, то будет четырнадцать?» – я отвечала: «Да», – а она говорила: «Значит, пять плюс десять будет пятнадцать, а семь плюс десять будет семнадцать?»

Часто она находила закономерности в сложении и вычитании чисел и пыталась применять эти правила, которые сама обнаружила, а числа, с которыми она это делала, увеличивались. Этот подлинный интерес к закономерностям, которые можно найти в числах, ярче всего проявлялся на седьмом году...

Я сама очень боялась математики, когда училась в младшей школе и была подростком. Но я должна признать, что благодаря моему опыту наблюдения за дочерью и после разговоров с ней я сама взглянула на математику по-новому, у меня появилась новая острота восприятия в отношении расчетов, чего я не ощущала никогда раньше. И я вижу настоящую красоту в том, как развиваются ее отношения с числами».

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!