Психология

Какое воспитание эффективнее — кнутом или пряником: колонка мамы

Мама троих детей рассказывает о том, как добиться от ребенка желаемого поведения только с помощью положительной мотивации.

Аза Волошкина — мама троих детей и постоянная читательница «Летидора» — написала для нас колонку о книге, которая изменила ее взгляды на воспитание.

Это случилось в Таиланде. В тот день мы с семьей отправились в тропический парк Нонг Нуч, чтобы посмотреть на выступление слонов.

На широком футбольном поле, окруженном невысокими трибунами под навесом, работники поставили три мольберта и вывели трех слоников. Ближе всего к нам стоял самый маленький слоненок двух-трех лет. У него был такой смешной чубчик — как у мамонтенка из советского мультфильма.

Работник сцены поставил возле мольбертов корзинку с тремя банками краски. В каждой из них лежало несколько кисточек.

После этого началось действие. Слоненок брал хоботом кисточку, макал ее в зеленую краску и на холсте выводил очертания стебельков и листьев. Затем помощник забирал у слоненка кисть, приподнимал корзину, предлагая животному воспользоваться новой краской. Малыш выбрал красную, обхватил кисть хоботом, поставил ее перпендикулярно холсту, несколько раз ткнул в рисунок. Повторил трюк со сменой цвета еще раз. И опять «тюк, тюк, тюк» в холст — и на картине появился букет красных и желтых гвоздик.

В конце слоненок отошел на пару шагов от полотна и, как бы оценивая свою работу, покачал головой, низко склонил голову и убежал, волоча хобот по земле.

Все это было до того умилительно, что я растрогалась. Моя футболка стала мокрой от слез.

Та картина теперь висит в моем кабинете. Каждый раз, когда речь заходит об экскурсионных сокровищах Таиланда (по профессии Аза — турагент, прим. ред.), я всегда рассказываю эту историю. И неизменно на глаза наворачиваются слезы.

Недавно мой рассказ получил неожиданное продолжение. Близкая приятельница, вспомнив об этом слоненке, сказала, что она с ужасом представила, как долго его били перед тем, как он так ловко научился рисовать.

В тот момент я не нашла что сказать, аргументов не было… Но в Таиланде нам ни разу не встречались люди, которые жестоко обращаются с животными, как, скажем, это делают в Индии. Там погонщики тыкают в уши слонам заостренным крюком, чтобы те подчинялись командам. Это ужасно, но защитники животных борются за права слонов в этой стране.

Для меня обижать слабого и беззащитного — немыслимо.

Я всегда была окружена животными. С пятнадцати лет моим спутником была собака. Лорис, шотландская овчарка, понимал меня иногда просто без слов — у нас была особая связь. Поругавшись с родителями, я бежала к нему, и он тихо сидел со мной рядом, пока я плакала. Если кто-то пытался подойти к нам в такие моменты, он тихо рычал. Он считал, что в этой ситуации должен защищать меня.

Но вот вопрос: как правильно дрессировать животное, чтобы не обидеть его? Ведь воспитывать собак, особенно, крупных, просто необходимо. Как правило, собак дрессируют, используя метод пряника и кнута (сочетают строгий ошейник и лакомства). Их не мучают, но неприятности доставляют.

Я очень долго думала над этой темой, ведь в некотором роде воспитание собак и детей очень похоже.

В обоих случаях мы, взрослые, сильнее — и можем воспользоваться своей властью, чтобы подчинить себе маленькое и беззащитное существо.

Ответ на вопрос я нашла внезапно. Несколько лет назад мне в руки попала книга биолога и поведенческого психолога Карен Прайор «Не рычите на собаку». Если вы ее еще не читали, очень рекомендую.

Самое мое большое впечатление от книги — это рассказ автора о дрессировке дельфинов. Оказывается, научить чему-нибудь дельфина можно только лаской и формированием положительной мотивации. Если его обидеть — считайте, все пропало: животное часто опускается на дно и умирает.

Вся книга посвящена тому, как без наказаний и кнутов научить животное выполнять поручения человека — и вовсе не обязательно ради забавы.

Прайор доказала, что желаемого поведения можно добиться с помощью положительного подкрепления. Все просто — в момент, когда животное, например, подошло к вам, а вас устраивает его поведение, надо очень обрадоваться, всячески показать ему, как это прекрасно. Ну и закрепить эффект печенькой.

У меня есть попугай. Его зовут Яго. Имя полностью характеризует своего обладателя — он такой же своенравный и нахальный, как его тезка из диснеевского мультфильма. И, что самое обидное (для моих домашних), он любит только меня. Все остальные члены семьи — конкуренты, их нужно изводить всеми способами.

Характер у питомца сложный, но! Пользуясь советами Карен Прайор, я буквально за два раза научила птицу кланяться и кувыркаться.

Даже без печенек, просто выразив свой восторг. Совсем без опыта дрессуры. Причем он это проделывает с явным удовольствием. Работает!

Теперь, я уверена, каждый из семьи найдет подход к неугомонной птице. А я буду понемногу осваивать методики Прайор в отношении детей. Ведь биолог утверждает, что они прекрасно работают не только с животными, но абсолютно со всеми. «Ладком» можно свернуть горы! И не надо никакого кнута.

Осталось только вооружиться книгой и еще раз перечитать советы по воспитанию.

Методы, которые предлагает Прайор, используют ученые и педагоги по всему миру. Надеюсь, что о них знали и те дрессировщики из Таиланда, ведь слоники во время представления делали все сами: без применения силы погонщиков. Думаю, что они читали эту книгу или независимо от нее пришли к тем же выводам, которые исповедует один из самых уважаемых специалистов в области поведенческой психологии.

Фото: Shutterstock.com