Психология

Как вырастить ребенка оптимистом: подсказки от психолога

© Depositphotos

Разбираемся, как мыслить позитивно и научить этому ребенка.

Мы хотим, чтобы наши дети хорошо себя вели, учились без троек, не имели вредных привычек… Но самое главное — чтобы они были счастливыми. Что же нужно для этого? Чтобы они мыслили позитивно.

Процессуальный терапевт и перинатальный психолог Екатерина Прохорова рассказала, можно ли вырастить ребенка оптимистом и что для этого нужно сделать.

Родиться оптимистичным или натренировать мышцу оптимизма

Оптимизм — это умение видеть в мире лучшее, это вера в успех и торжество добра над злом.

Все мы рождаемся с определенным темпераментом. В нас может быть чуть больше или чуть меньше оптимизма от природы, но то, в какой среде мы растем, кто нас окружает и как наше окружение видит мир, влияет и на наше отношение к жизни. С рождения в детях много энергии и жизнерадостности, а вот помочь им сохранить эти качества могут только взрослые.

Ребенок видит мир через призму родителей. Какого цвета их стеклышки в их очках, такого цвета и будет мир для детей.

Перед родителями стоит задача показать разную палитру красок, чтобы малыш увидел — мир бывает разным. Иногда он сер и хмур, как тучи. Но, как тучи уходят, так уходит и грусть, тоска.

Природа, мир и вся жизнь изменчивы и цикличны. И это нормально. Они не плохие и не хорошие. Если жизнь меняет периодически свой цвет, это не всегда зависит от человека напрямую.

Задача семьи — научить ориентироваться в этих цветах: когда действовать, а когда — просто переждать непогоду.

Оптимизм — это ощущение, что мир — мой друг. И именно родители могут положить начало этой дружбе.

© Depositphotos

Как не утратить способность верить в свои мечты

Взрослея, мы перестаем мечтать, и причины этому как минимум две. Первая — мы ограничиваем себя. Ребенок — генератор желаний. У него много энергии, много фантазий и совсем нет страха, что может что-то не получиться. Он пробует мир на вкус, исследует его. Его внутренний мир не имеет границ, и внешний мир границ для него тоже пока не имеет.

Правила создают взрослые. Они необходимы, например, для безопасности. Но иногда эти правила совсем ненужные и даже бессмысленные, они продиктованы страхами и ограничениями мамы и папы.

Ребенок мечтает. Если ему постоянно «обрывают крылышки» словами «У тебя не получится, придумал какую-то глупость», «Кто тебя возьмет такого, не трать время на ерунду» и т.п., то постепенно энергия на генерирование новых идей и желаний заканчивается. А когда мы становимся взрослыми, этот генератор может вообще не производить энергию.

В таком случае становится сложно даже загадать желание, когда задуваешь свечи на торте.

Вторая причина — отсутствие заботы о внутреннем ребенке. Это та часть нас, которая сформировалась в детстве и существует всю нашу жизнь. Та часть, которая отвечает за радость, творчество, свободу, фантазии.

Может получиться так, что внутренний ребенок оказывается заброшен. Он становится неудобен со своими хотелками, капризами, фантазиями, желанием играть и веселиться. Но именно он отвечает в нас за мечты. Забывая о нем, мы перестаем мечтать. Если мы живем только взрослой частью, то, задувая свечи в день рождения, мы просто задуваем свечи.

О сравнении и оптимизме

Сравнивать — это нормально. У кого-то всегда будет что-то лучше, больше, интереснее, дороже. И это тоже нормально.

Все родители по-разному реагируют на то, что ребенок сравнивает себя, свою семью, свои вещи, игрушки с тем, как у других. Они могут сердиться и обвинять ребенка в неблагодарности и тем самым развить у него чувство вины, а могут обсудить и разделить с ним его чувства. Возможно, под детским желанием иметь большой дом и дорогой телефон кроется мечта иметь много друзей и быть в центре внимания. И это его истинное желание. И когда он делится с родителями своими мыслями и чувствами, сравнивая себя с другими, совсем не обязательно, что он ждет дорогой телефон в подарок, — он ждет, что его услышат, поймут и подскажут другие способы находить друзей.

Запомните: оптимизм — это не всегда «все хорошо», но это всегда несколько вариантов «как еще можно».

© Depositphotos

Как научить ребенка принимать себя, не оглядываясь на чужие успехи

Успех — это признание, это ощущение себя «молодцом».

Можно получать удовольствие от процесса, а можно всю жизнь провести в достижениях результата.

От того, что родители вкладывают в понятие успеха, зависит то, какое значение он будет иметь в жизни ребенка.

Если успех — это способ ребенка быть замеченным, одобренным, достойным внимания и любви, то достижение успеха будет целью всей его жизни. Потому что в его голове закрепится убеждение: «Если я успешен, моя жизнь имеет смысл и ценность».

Но если ребенок растет в любви и доверии, ему не нужно никому доказывать свое право на любовь, ему не нужно заслуживать любовь. Тогда успех будет для него всего лишь приятным дополнением к и так счастливой и наполненной жизни.

Что делать, если у ребенка появляются упаднические настроения

Не одобрять упаднические настроения ребенка — значит не принимать его чувства.

Именно с родителями и через родителей ребенок учится узнавать и принимать себя. И если в ситуациях, когда ему грустно, страшно, не получается что-то, вместо поддержки он получает критику, неодобрение или отвержение, то в дальнейшем ему сложно будет сталкиваться с этими эмоциями.

Встречаясь с неодобрением своих чувств взрослыми, малыш воспринимает это как призыв «не чувствуй», «не делай». Задача родителей — помочь ему научиться замечать, что с ним происходит, разбираться с его переживаниями и проживать их.

В противном случае ребенок может потом всю жизнь провести в борьбе со своими чувствами, а значит, и с самим собой.

Как правильно вести себя родителям, когда ребенок терпит неудачу

Когда дети терпят неудачу, самое первое и важное, что им нужно, — это почувствовать, что, несмотря на это, их любят. Важно, чтобы через взгляд, объятия, слова родители дали им понять это.

Второе — предоставить им возможность выразить свои чувства: позлиться, поплакать, погрустить. Признать, что неудача — это правда неприятно.

Третье — не вгонять в еще большие переживания, обвиняя и указывая на ошибки. Ошибки можно разобрать позже, когда дети успокоятся и будут готов их обсуждать.

Четвертое — рассказать, что в жизни бывают неудачи, и это нормально. Есть вещи, которые зависят от нас и на которые мы можем повлиять, это надо просто принять.

Зная это, дети будут проще проживать неудачи и не вгонять себя в чувство вины.

© Depositphotos

Важен ли ребенку пример во взращивании оптимизма

Конечно, дети учатся на примере. И здесь, как и в других моментах, важнее всего пример родителя. Если ребенок день изо дня видит, что мама и папа настроены позитивно, что они сталкиваются со сложностями и преодолевают их, что они улыбаются гораздо чаще, чем находятся в скверном расположении духа, ему будет проще перенять эту тенденцию в поведении.

Приводите в пример героев фильмов и книг.

Важно понимать, что классические произведения могут загонять в еще большие рамки, которые имели значение в прошлом, но сегодня уже не актуальны. Поэтому образцы для подражания стоит искать в современных сказках. Например, в книге Софи Леско «Все такие разные» о толерантности к отличиям других людей и своим собственным герои демонстрируют очень здоровый оптимизм.

Казалось бы, смешная ситуация: семейство утконосов отправляется на пляж, но везде им отказывают в посещении, потому что где-то нельзя заходить с шерстью, а где-то — с клювами. Самое время опустить руки? Ну уж нет!

Мама-утконос — настоящий оптимист. Она не вступает в перепалку, не расстраивается, а находит неожиданное решение — организовать свой собственный пляж, в котором будут рады всем: и с шерстью, и с клювами, и с длинной шеей, и даже тем, кого другие посчитали страшными. Вскоре «пляж для всех» становится самым популярным местом на побережье.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!