Как развивать память малышей и школьников: отвечают нейропсихологи
С какого возраста ребенок может помнить себя и от чего это зависит? Об этом вы узнаете из статьи на «Летидоре». Ну, а прямо сейчас поговорим о том, как устроен процесс запоминания.
Об особенностях развития памяти у детей нам рассказали нейропсихологи Городского психолого-педагогического центра Москвы – Наталья Ивашкова и Ольга Калинина.
У каждого человека (как ребенка, так и взрослого) есть своя ведущая техника запоминания. Кому-то легче усваивать информацию на слух, кому-то нужна визуальная картинка, а для кого-то важны тактильные ощущения. И такие особенности связаны со сложной организацией головного мозга, неравномерным развитием его отделов.
Наш мозг – сложная система, состоящая из трех функциональных блоков, каждый из которых выполняет определенную работу.
• Первый блок мозга помогает ребенку фокусировать свое внимание. Во время этого процесса малыш должен качественно бодрствовать, то есть не находиться в сонном или, наоборот, перевозбужденном состоянии.
Только в таких оптимальных условиях бодрствования ребенок будет принимать, понимать и запоминать информацию.
• Второй блок мозга осуществляет работу с самой информацией, которую нужно воспринять, структурировать, сохранить и воспроизвести. А получает он эти данные от внешних раздражителей – через уши, глаза, кожу, мышцы и так далее.
• Третий блок мозга помогает контролировать процесс запоминания и воспроизведения информации. Он выбирает из большого количества информации именно ту, которую нужно запомнить.
При недостаточной работе хотя бы одного из блоков ребенку сложно выучить стихотворение, запомнить правило и написание буквы или слова, вспомнить выученный материал и так далее.
Память, как и остальные психические функции, имеет системное строение, то есть состоит из разных компонентов, которые между собой взаимосвязаны. Если какой-то компонент работает неисправно, нарушается работа всей функции. Тренировать детскую память полезно, однако не стоит ожидать от малыша идеального запоминания, ведь каждому возрасту свойственны свои особенности памяти.
Как развивать память у малышей
У дошкольников самая активная память. Однако детям в возрасте до 7 лет трудно ее организовать, сделать избирательной.
Малыши пока не могут самостоятельно выбирать из потока информации то, что запомнить действительно важно.
Еще одна проблема заключается в том, что дошкольникам сложно что-либо вспомнить по просьбе родителей здесь и сейчас. Дело в том, что способность вытаскивать из своей памяти какие-то события в соответствии со «словесной инструкцией» созревает у детей значительно позже. Возможно, малыш и помнит дорогу от дома бабушки до магазина, но ему будет сложно с ходу ответить на вопрос «А что вы обычно видите, когда идете по этой дороге?»
Для того чтобы помочь ребенку дошкольного возраста запоминать и воспроизводить нужную информацию, попробуйте с ним учить стихи и детские песни, раскачиваясь на качелях. Работа мозга устроена таким образом, что внешние раздражители (в данном случае движение) способствуют запоминанию нового.
Просите ребенка что-нибудь запомнить, а потом передать эту информацию кому-то из близких. А еще малыши охотно берутся за важные поручения – напомнить маме или папе о каких-либо делах. Также полезно обсуждать сюжеты из прочитанных книг и просмотренных мультфильмов.
Не стоит забывать и о специальных играх, которые развивают детскую память.
• Игра «Цепочка». Взрослый называет одно слово, например «мяч». Ребенок придумывает свое слово, но повторяет сначала первое «мяч», а затем называет свое – например «стол». Затем взрослый повторяет эти два слова и называет третье. Цепочка из слов растет все больше, и запомнить все слова в нужной последовательности становится сложнее! Но благодаря таким тренировкам память развивается – со временем ребенок сможет запоминать более длинные цепочки из слов. Такой навык обязательно пригодится и в быту, и в учебе.
• Игра «Супермаркет». Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет малыша за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов и только потом увеличивать их количество. «Покупать» продукты можно прямо в холодильнике (не забудьте положить их на нижнюю полку).
Как развивать память у младшеклассников
В отличие от памяти дошкольников, память у детей школьного возраста более сознательная и организованная.
Они лучше запоминают конкретные предметы, факты, события.
В этом возрасте дети уже могут использовать внешние вспомогательные средства – картинки. Например, для запоминания времен года, месяцев, дней недели хорошо использовать наглядный материал. При заучивании стихов разбивайте большие предложения на маленькие, используйте иллюстрации, обсуждайте незнакомые слова. Просите вспомнить и рассказать о каких-либо памятных событиях из вашей жизни.
Со школьниками начальных классов можно поиграть в следующие игры.
• Игра «Потанцуй». Покажите ребенку последовательность из 3-7 движений и попросите запомнить и повторить. Затем можно поменяться ролями.
• Игра «Зоопарк». Ребенок начинает, родители продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый следующий участник повторяет названных животных и добавляет свое. Игра продолжается до первой ошибки.
Как развивать память у школьников
Для ребят постарше хорошо подойдут следующие методы запоминания, которые помогут запомнить правила, даты, формулы, стихотворения и многое другое.
• Метод историй. Запомнить большое количество слов проще, если связать их в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий, поэтому смело сочиняйте.
Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдет в память.
• Метод интервального запоминания. Если необходимо быстро запомнить большой объем информации, используйте следующий алгоритм повторений: первое – спустя 20 минут после заучивания, второе – спустя 6 – 8 часов, третье – через сутки.
• Метод первых букв. Суть в том, что от каждого слова остается только первая буква или часть слова. Подходит для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически. Например, всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить все цвета радуги в правильной последовательности.
Заниматься можно и в группах. Например, в Москве есть проект НейроSkills, где детей в возрасте 10-15 лет учат важным навыкам, например, тайм-менеджменту, эффективной подготовке к экзаменам, грамотно писать и быстро читать. Встречи проводятся каждый месяц.
Фото: Depositphotos