Как понять, чего хочет плачущий младенец: 4 подсказки для родителей
В издательстве «Альпина.Дети» вышла книга Трейси Хогг и Мелинды Блау «Чего хочет ваш малыш? Учимся понимать новорожденного, когда он плачет». Трейси Хогг, признанный эксперт по уходу за младенцами, обобщила в издании свой опыт работы медсестрой (она в том числе специализировалась в уходе за детьми с физическими и умственными ограничениями) и рассказала, на какие сигналы новорожденных нужно обращать внимание, чтобы выстроить систему общения с малышом.
Трейси делится советами, которые помогут мамам облегчить первый год жизни с младенцем и сделать его радостным и приятным.
Мы ознакомились с книгой и с разрешения издательства публикуем главу из нее, в которой рассказывается, как правильно реагировать на плач младенца.
Прочувствуйте язык своего ребенка
Мы полагаем, что мать, умеющая читать сигналы своего ребенка, способная понять, что он пытается ей сообщить, лучше всех сможет создать развивающее окружение, которое в дальнейшем ускорит созревание младенца и будет способствовать формированию его сознания.
Новорожденные: странники в чужом краю
Чтобы родителям проще было понять, что испытывает их ребенок, я предлагаю им взглянуть на новорожденного как на человека, оказавшегося в чужой стране.
Представьте, предлагаю я, что вы путешествуете по совершенно незнакомому, но замечательному краю. Пейзажи и поселения прекрасны, люди благожелательны и дружелюбны — об этом говорят их глаза и улыбки. Но попытка получить что-нибудь, в чем вы нуждаетесь, оборачивается проблемой.
Вы заходите в ресторан и спрашиваете: «Где тут можно помыть руки?» — а вас усаживают за стол и подсовывают тарелку пасты. Или, наоборот, вы голодны, а официант препровождает вас в уборную!
Именно так чувствуют себя новорожденные с той самой минуты, как появились на свет. Даже в самой нарядной и уютной детской и при самых любящих и заботливых родителях младенец беспрерывно испытывает незнакомые и непонятные ощущения.
При этом единственный доступный ему способ коммуникации — его «язык» — это плач и движения тела.
Важно также помнить, что ребенок развивается в собственном темпе, а не в том, какого мы от него ждем. Этапы развития большинства новорожденных, кроме детей-«учебников», не совпадают со «среднестатистическими».
Все, что требуется от родителей, — не напирать, держаться чуточку в стороне и внимательно следить, как растет и расцветает их чадо. Безусловно, это цветение надо поддерживать, но не стоит пытаться ускорить его и кидаться «на помощь» малышу, едва покажется, будто что-то идет не так.
Притормозите!
Когда родители призывают меня к беспокойному или плачущему ребенку, я знаю: мама и папа сходят с ума от тревоги и ждут, чтобы я немедленно что-то предприняла. Как же они удивляются, когда я говорю им: «Стоп! Для начала попробуем узнать, что он пытается сказать нам!» Первое, что я делаю, — немного отступаю и изучаю движения малыша: как он машет ручками и ножками, как заворачивает и высовывает крошечный язычок, как выгибается.
Каждое движение что-то значит.
Я внимательно прислушиваюсь к плачу ребенка и другим звукам, которые он издает. Высота, сила, частота плача — все это элементы младенческого языка.
Мой второй шаг — прочувствовать обстановку, в которой живет ребенок. Я стараюсь представить себе, каково быть этим младенцем. Я обращаю внимание не только на то, как он выглядит, как двигается и какие издает звуки, но и изучаю комнату: как выглядит она, какая в ней температура, какие звуки раздаются в доме. Я присматриваюсь к маме и папе — они взвинчены, измотаны, обозлены? — и слушаю, что они говорят.
Иногда задаю вопросы, например: — Когда вы в последний раз кормили его? — Обычно вы укачиваете его, чтобы он заснул? — Он часто подтягивает ножки к груди, вот как сейчас?
Дальше я выжидаю. Вы ведь не станете вмешиваться в разговор взрослых людей, если не знаете наверняка, о чем они говорят? Вы постоите минутку рядом и постараетесь понять, уместно ли вообще ваше вмешательство. Но в отношении младенцев взрослым свойственно вести себя совершенно иначе: они очертя голову кидаются что-то делать. Ворковать, убаюкивать, менять подгузник, щекотать, уговаривать, трясти. При этом они говорят слишком громко или слишком быстро.
Им кажется, что они откликаются на призывы младенца, но на самом деле — ничего подобного, они просто-напросто идут напролом.
И если взрослые, как нередко случается, реагируют не на сигналы ребенка, а на собственный дискомфорт, то, сами о том не подозревая, делают еще хуже, доставляя малышу еще больше неприятных переживаний. С годами я усвоила, как полезно подождать и подумать, прежде чем действовать. Отойти на шаг, помедлить — теперь это моя естественная реакция. Но я понимаю, как это может быть трудно для новоиспеченных мамы и папы, ведь они еще не привыкли к детскому плачу и суетятся вокруг своей крохи, потому что боятся не справиться, оказаться плохими родителями.
Чтобы помочь им и другим взрослым, ухаживающим за младенцами, я придумала еще одну аббревиатуру: СПОК — от слова «спокойно!» Это призыв не торопиться и не нервничать, а каждая буква аббревиатуры подсказывает вам, что делать.
Стоп! Отойдите и возьмите небольшую паузу. Не надо кидаться к ребенку и хватать его на руки, едва он начал плакать. Три раза глубоко вздохните, чтобы обрести равновесие и стать более восприимчивым. Это также поможет вам отрешиться от голосов других людей и их советов, которые нередко мешают вам поступать разумно.
Прислушайтесь. Плач — язык вашего ребенка. Секунда промедления вовсе не означает, что вы бросили плачущего ребенка на произвол судьбы. Вы взяли короткий тайм-аут, для того чтобы услышать и понять, что он пытается сказать вам.
Осмотрите. Что сообщает вам язык его тела? Что происходит вокруг? Что происходило непосредственно перед тем, как ребенок «заговорил» с вами?
Как поступить? Если теперь вы объедините все, что узнали, слушая его и наблюдая за ним, а также знание того, на каком этапе ПАСС-режима находится сейчас ваш ребенок, то сможете понять, что он пытался до вас донести.
Почему «СТОП»?
Когда ребенок плачет, ваша естественная реакция — броситься на помощь. Вы уверены, что малыш страдает. Хуже того, многим кажется, что если младенец плачет, это плохо. «С» в СПОКойно призывает вас подавить эти чувства и, вместо того чтобы сразу реагировать, остановиться и подождать с действиями.
Позвольте объяснить, почему это важно.
1. Вашей крохе нужна возможность выработать собственный «голос».
Все родители хотят, чтобы дети научились самовыражению, т. е. могли доходчиво рассказать о своих потребностях и поделиться чувствами. К сожалению, многие мамы и папы начинают учить ребенка этому важнейшему навыку не раньше, чем начнется формирование его вербального языка.
Но основы самовыражения закладываются еще в младенчестве, когда ребенок делает самые первые шаги в «общении» с нами при помощи лепета и плача.
А теперь представьте, что происходит, если мама в ответ на каждый всхлип тут же прикладывает свою малютку к груди или сует ей пустышку. Она не только лишает ребенка права голоса — фактически затыкает ей рот (поэтому у нас в Британии пустышки называют «затычками»), — но и неосознанно приучает ее не просить о помощи. Ведь каждый плач — это просьба вашего ребенка, пытающегося сказать: «Мне нужно то-то и то-то». И знаете, я что-то сомневаюсь, что вы заткнете носком рот своему партнеру, если он пожалуется на усталость!
Но, в сущности, мы именно так обходимся с ребенком, если суем ему что-то в рот, вместо того чтобы немного подождать и послушать, о чем он нас просит. Немедленно кидаясь на выручку, мама или папа учат кроху не выражать себя.
Родители должны научиться останавливаться, чтобы расслышать каждый вид плача и отличать один от другого.
Иначе разные виды плача — а как показали многочисленные исследования, у новорожденного они действительно разные, — постепенно становятся неотличимыми.
Иными словами, если на плач ребенка вообще не реагируют или если на любой плач он получает один и тот же «ответ» — скажем, пищу, — младенец привыкает: неважно, как плакать, результат всегда одинаковый. Со временем кроха сдается и начинает плакать всегда одинаково.
2. Вы должны помочь ребенку научиться успокаиваться самостоятельно.
Все мы знаем, как важно уметь обрести внутреннее равновесие во взрослой жизни. Если мы чувствуем себя подавленными, то принимаем ванну, идем на сеанс массажа, берем хорошую книгу или выходим проветриться. У каждого свой способ успокоиться и расслабиться, но знать, что помогает нам прийти в себя или заснуть, очень важно.
Мы наблюдаем, как эта способность проявляется у детей в разном возрасте. Трехлетка, если сыт по горло этой жизнью со всеми ее проблемами, сосет палец или прижимает к себе любимого плюшевого зверя. Подросток, скорее всего, запрется в комнате и будет слушать музыку.
А младенцы?
Разумеется, они не могут пойти погулять или уткнуться в телевизор, но определенные возможности нервной саморегуляции у них есть — это плач и сосательный рефлекс. Наше дело — помочь им научиться ими пользоваться.
Новорожденные до трех месяцев не всегда умеют найти собственные пальчики, но уж плакать-то они могут!
Помимо всего прочего, крик и плач — это способ отгородиться от внешних раздражителей.
Именно поэтому младенцы плачут, если устали. Честно говоря, взрослые тоже так делают. Разве вам незнакомо это чувство: «Сил нет терпеть, сейчас закричу»? Бывают ситуации, когда только и остается, что зажмуриться, заткнуть уши, открыть рот и заорать, блокируя все, что пытается пробиться к вам извне.
Я никоим образом не призываю оставлять младенцев рыдать, пока они не заснут, — ничего подобного! По-моему, это жестоко. Но мы можем принять их «усталый» плач как сигнал: затемнить спальню, избавить их от яркого света и лишних звуков. Более того, бывает, младенец похнычет несколько секунд — я называю такой плач «фантомным» (см. главу 6) — и снова засыпает. Очевидно, он сам себя успокоил!
Если же мы будем всякий раз к нему подбегать, то постепенно лишим его этой способности.
Чем полезно взаимопонимание
Профессор психиатрии и специалист по человеческому поведению Барри Лестер из Центра раннего развития при Университете Брауна изучает младенческий плач более 20 лет. Он не только классифицировал виды плача, но и провел исследования, в ходе которых предлагал матерям определить характер плача их месячного ребенка. Если выбор матери совпадал с выбором исследователя, участнице эксперимента засчитывался балл.
Младенцы, чьи матери набрали больше баллов, в возрасте 18 месяцев имели более высокое умственное развитие и знали в 2,5 раза больше слов, чем их сверстники, матери которых чаще ошибались при тестировании.
3. Вам нужно выучить язык своего ребенка.
Действуя СПОКойно, вы скорее изучите своего ребенка и научитесь понимать, что ему нужно. Остановитесь, подождите, чтобы понять, как именно плачет малышка и что выражают движения ее тела, и вы сумеете сделать то, что ей действительно нужно, а это необязательно прикладывание ее к груди или укачивание.
Хочу еще раз подчеркнуть: выждать несколько секунд, чтобы проделать эту мысленную работу, — совсем не то же самое, что бросить крошку рыдать в одиночестве.
Читайте также
Вы всего лишь тратите немножечко времени на то, чтобы изучить ее язык. Да, вы удовлетворяете ее потребности, и нет — вы не заставляете ребенка страдать. Наоборот, благодаря этому приему вы так хорошо научитесь понимать своего новорожденного, что сможете устранять причины его расстройства в самом начале. В общем, приучите себя брать крохотный тайм-аут, чтобы послушать, понаблюдать и тщательно проанализировать поведение ребенка, и станете более уверенным в себе, умелым и эффективным родителем.
Фото: VOSTOCK