Психология5 мин.

Как научить ребенка принимать новенького в свой коллектив

Рассказывают эксперты

© Пресс-служба

Малышу оказаться в новом месте, где всё кажется враждебным, нет привычных ему ритуалов и помощи мамы, – страшно. Но любознательный и резвый ребенок сможет привыкнуть, познакомиться с другими детьми и, возможно, даже не захочет расставаться с новыми друзьями надолго. Однако процесс этой адаптации не всегда гладок. Разбираем проблему социализации детей в детском саду вместе с психологами и методистами на примере серии «Вам почта» анимационного сериала «Малышарики».

Пожалуй, каждый из нас сталкивался в жизни с ситуацией, когда приходилось быть в позиции «новенького», будь то в школе, на работе или в компании. В такие моменты человек испытывает чувства, колеблющиеся от лёгкого волнения до серьёзного стресса, терзаясь вопросами: «Как меня примут?», «Смогу ли влиться в новый коллектив?», «Понравятся ли мне эти люди?»

А теперь давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. В устоявшийся коллектив приходит новичок. На него смотрят с любопытством, возможно, даже с недоверием. Пока он – чужак в этом «клубе товарищей», где все подчинено своим правилам и традициям, где каждому отведена своя роль. Для окружающих он – чистый лист. Кем будет он, этот новенький? Будет ли он частью коллектива или станет держаться в стороне?

Спроецируем эту ситуацию на детский коллектив. В группе детского сада появляется новенький. Конечно, воспитатель представит ребенка и предложит ребятам с ним подружиться. Но как поступят дети?

Обычная реакция – они просто продолжат заниматься своими привычными делами. А новенький, если не обладает недюжинной смелостью, скорее всего станет играть в одиночку. Более активные дети могут попытаться интегрироваться в игру какой-нибудь компании, но примут ли их?

В этот момент малыш испытывает тот же самый естественный стресс, что и взрослые.

Вместе с профессиональными психологами и методистами, работающими над анимационным проектом «Малышарики», разберем подобную ситуацию примере эпизода «Вам почта».

По сюжету, в детском саду появляется новенькая – Тигруня, любознательная девочка, обладающая высоким уровнем эмпатии к окружающим. Воспитательница представила ее и предложила всем ребятам рассказать о себе, что они и сделали. Но маленькая непоседа всех перепутала, наведя суматоху в детском саду.

© Пресс-служба

Комментарий психолога:

Для ребёнка процесс адаптации к детскому саду тесно связан с адаптацией к новому коллективу. Умение знакомиться, общаться, дружить, играть вместе – способствует адаптации и облегчает её.

Малыши были раздосадованы, они просто не понимали, как играть с Тигруней.

Комментарий психолога:

Все дети эмоционально различны. Кто-то более активен, например, как Крошик, в большей степени относящийся к типу «гипертимы». Это энергичные, обращенные к миру дети. Или же такие, как Пандочка – «эмоционально-лабильный тип». Это люди настроения, которое может меняться несколько раз в день. Потому так важно в подобной ситуации объяснить детям, что не нужно оказывать новенькому чрезмерного внимания – это может напугать застенчивых малышей. Лучше дать возможность привыкнуть к коллективу и самому принять решение, когда входить в игру.

Самое лучшее, что может сделать родитель, это научить своего ребенка правильно знакомиться. Начинать это стоит дома, в привычной обстановке. Играя вместе с ребенком в игрушки, познакомьте их другом. Говорите: «Здравствуй! Меня зовут … А тебя как?», «Давайте знакомиться!», «Давай будем дружить».

Дальше поэкспериментируйте уже на детской площадке, среди сверстников малыша. Покажите своим примером, но не давите на ребенка. Попробуйте сами спросить у незнакомого карапуза, как его зовут. А ваш ребенок пусть наблюдает, не подталкивайте его.

Дети отлично считывают модель поведения родителей. Поэтому если вы – веселы и общительны и регулярно общаетесь с разными людьми, то скорее всего и ребенок переймет подобный тип поведения. Поэтому старайтесь собственным примером демонстрировать, что дружба – это здорово, а знакомиться – не страшно.

Следующим моментом в процессе знакомства будет рассказ об увлечениях. Во-первых, в новичке вы сможете сразу найти единомышленника, если круг ваших интересов совпадает, да и кроме того, тем для общения искать не придется.

Комментарий психолога:

Навыки коммуникации лучше всего формируются в общении со взрослыми.

Понаблюдайте за собой. Как знакомитесь и устанавливаете контакт вы сами? Всегда ли выбираете конструктивные способы решения конфликтов или придерживаетесь мнения «отстоять любой ценой»? В общении с ребенком проговаривайте свои действия, рассказывайте, что происходит. Приводите примеры из книг, сказок или мультфильмов.

В серии «Вам почта», воспитательница предлагает малышам сыграть в игру-знакомку. Тигруня становится почтальоном и разносит Малышарикам посылки, соответствующие их интересам: Крошику – мяч, Нюшеньке – шляпку и т.д. В игровой форме знакомиться не только интересно, но и очень весело. А это уже может стать началом настоящей дружбы.

© Пресс-служба

Комментарий психолога:

Развитие социальных навыков – очень важный этап воспитания ребенка. Это основы, которые в будущем помогут легче адаптироваться в учебе, на работе и в целом, в жизни. На примере рассматриваемой ситуации, взрослым важно придерживаться следующих правил:

  • Терпение. Не подталкивайте малыша первым начинать знакомство с новеньким. Иногда ребенок не хочет взаимодействовать ни с кем. В особенности это касается осторожных и тревожных детей либо тех, кто привык быть в центре внимания. Не стоит оказывать новенькому чрезмерного внимания – это может напугать застенчивых детей. Даём возможность привыкнуть к новому коллективу и самому принять решение, когда входить в игру. Случается, что «новенького» сразу берут «в оборот». А тот стесняется отказать, чтобы не остаться одному или не попасть в общественную немилость.
  • Примеры. Сказки, книжки и, конечно, любимые мультфильмы сослужат хорошую службу. Ребенку всегда понятнее сначала посмотреть на ситуацию со стороны. Хорошим подспорьем могут послужить детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях и их увлечениях по фото.

  • Если вы идете в кино, в театр, в музей или устраиваете какие-то праздники, приглашайте других детей. Пусть у ребят появляется больше тем для обсуждения.

  • Помните, что рядом с вашими детьми всегда есть педагог — взрослый, который отвечает за отношения и психологический климат в группе. Не бойтесь подходить к нему и обсуждать волнующие вас вопросы взаимодействия детей между собой.

Самый лучший вариант – предложить новенькому разные игры и дальше предоставить выбор ему. Не настаивать и не подталкивать.

Через какое-то время, когда малыш освоится и привыкнет, он, скорее всего сам включится в игру. А если ему будет трудно, поможет мудрый воспитатель.

Пусть вашим малышарикам будет комфортно в детском саду и все новенькие легко и быстро станут добрыми друзьями.

Кадры из мультфильма «Малышарики»: пресс-служба