Из куколки в бабочку: история мамы, которая помогла дочери перестать стесняться
Нам в редакцию написала мама девочки, которая от природы росла скромным, боязливым ребенком, никак не могла адаптироваться в детском саду, пока в ее жизни не произошло событие, перевернувшее ее жизнь с ног на голову.
Эта история очень понравилась нам, мы считаем, что опыт мамы будет полезен многим, поэтому не можем не поделиться им.
«А вы не проверяли ее на аутизм? Нет, ну не то чтоб у нее прям аутизм, может, просто легкая форма?» — вопросы, которые окружающие много раз задавали мне, пытаясь выяснить, что не так с моей дочкой. Всё это я пропускала мимо ушей.
Да, стеснительный ребенок, да, застенчивый, боится людей, неконтактный, ни с кем не здоровается, не любит шумные праздники, ненавидит аниматоров, не отходит от мамы дальше, чем на расстояние вытянутой руки. Ну и что? Это разве диагноз?
Переломный момент случился в 2,5 года, когда мы пошли оформлять медицинскую карту в сад, и как гром средь ясного неба — психиатр отказалась подписать форму 026, искренне посоветовав подумать о домашнем образовании.
Она сказала, что если финансы позволяют, то пусть наш тревожно-мнительный ребенок растет дома с няней и тьюторами.
Двум харизматичным, невероятно общительным и открытым родителям принять этот вариант было сложно…
В тот же день мы расстались с нашей любимой няней, и с понедельника дочка вышла в детский сад. И тут было бы классно написать: «Как же врачи ошибались!» Но, к сожалению, с садиком всё сложилось примерно так, как и предполагали психотерапевты. Адаптация растянулась на много лет и длилась до самого выпускного.
Дочка обзавелась подружками, у нее были две волшебные воспитательницы, которые заботились о ней и любили ее. Но все равно, находясь в обществе, моя малышка не достигала чувства внутреннего комфорта.
Ей всё это было чуждо, каждое утро она со слезами на глазах выходила из своего «панциря» и через неимоверное усилие шла в группу. Она переживала момент расставания — не выносила, когда на нее кто-то смотрел, а ей надо было в ответ поздороваться.
Самым большим страхом в детском саду были утренники, когда родители собирались в зале и направляли на детей десятки зрачков телефонов и планшетов.
«Праздник осени», «день мам», «конкурс чтецов» — для моей дочери каждый из этих дней был стрессом. Все до единого праздника в саду дочь провела у меня на ручках в слезах. О том, чтобы выйти на сцену и прочитать стихотворение, даже речь не шло.
Пару раз я умышленно не вела ее в садик в день праздника, я уже сама начала их ненавидеть.
В 4 года мы призвали на помощь дополнительное образование: пробовали плавание, художественную гимнастику, школу актерского мастерства, балет, модельное агентство, фигурное катание.
Но всё было мимо. Либо занятия приносили слезы и стресс, либо ребенок выходил оттуда с недовольным лицом.
Индивидуальные дополнительные занятия никак не решали нашу проблему.
Читайте также
И тут от одного из психотерапевтов, к которому мы попали на прием, я услышала гениальнейшую вещь, которая и явилась для нас ключиком к разгадке: «Когда человеку не хватает слов, чтобы выразить свои чувства, он начинает жестикулировать. Человеку намного проще выразить себя через движение, через свое тело, через танец. Если ребенок не хочет говорить с окружающим миром — пусть танцует».
Психотерапевт посоветовал нам отдать дочку на танцы. Только непременно на коллективные (а не на индивидуальные или парные), желательно с выступлениями на большой сцене, а также с красивыми костюмами, чтобы максимально заинтересовать девочку.
На помощь пришел Гугл, все параметры были вбиты (с пометкой «желательно поближе к дому»), и тут я впервые узнала про детские ансамбли танца. Выписав в блокнот ближайшие, мы начали обзвон. Первым в списке оказался Народный детский хореографический ансамбль «Калинка» имена А. Н. Филиппова.
На пробном занятии дочке очень понравилась педагог-хореограф.
И хотя первые недели она еще шла на репетиции с мокрыми глазами — расставание с мамой на целых 45 минут давалось тяжело — через некоторое время я увидела, что дочка начинает привыкать к коллективу.
Как-то девочка из старшей группы взяла дочку за руку и сказала: «Пойдем со мной, не бойся». Так за ручку с девочкой она и шла каждое занятие в зал.
Почитав историю ансамбля, познакомившись с ним поближе, в другие места из списка мы просто не поехали. Наше сердце украла «Калинка»!
Через 3 месяца мне позвонили из администрации ансамбля и попросили выйти в субботу на репетицию концерта.
Невероятно, но через месяц дочка вышла на большую сцену концертного зала им. П. И. Чайковского на концерт, посвященный памяти основателя ансамбля А. Н. Филиппова.
В голове всплывали все садиковские утренники. В момент выхода дочери на сцену я даже не смогла разжать глаза и просто дышать. Моя девочка смогла! Я бы даже сказала больше — она получила большое удовольствие, отбросила все свои страхи и раскрылась в новом образе.
За февральским концертом последовал мартовский, за мартовским — отчетный майский, позже была Красная площадь и выступления на знаменитом фестивале «Спасская башня».
Всё закрутилось так быстро, что мы даже сами не поняли, как стали частью большой и дружной семьи.
Вот уже 4 года дочь с удовольствием занимается народными танцами, делает большие успехи, выступает минимум на трех больших концертах в год. На последнем сольном концерте ансамбля у нее было 5 танцевальных постановок, одна из которых — сольная партия, в которой дочка на пару с мальчиком открывала концерт первым номером в абсолютной темноте.
Мне сложно объективно оценивать ее выступления, но какое же это счастье, когда после большого концерта к тебе подходят незнакомые люди с восторженными словами в адрес дочери, пишут хвалебные письма и благодарят за удовольствие, полученное от лицезрения этой улыбчивой девочки в танце.
Занятия народными танцами дали моему ребенку очень много: они научили ее жить в коллективе, так как детям приходится много общаться друг с другом и совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Дети не расстаются даже летом, они вместе с ансамблем ездят на гастроли, фестивали и в летние хореографические лагеря.
У дочки однозначно повысилась самооценка. Она смело выступает на всех школьных праздниках.
Она умеет правильно подать себя не только на сцене, но и в повседневной жизни.
Народный танец — великолепное средство воспитания и развития детей. Ансамбль обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка.
Со дня на день дочке исполнится 8 лет. В сентябре 2018 года она пошла в первый класс со своими друзьями из садика, бежала в школу вприпрыжку и порой забывала даже сказать мне «пока»! Классная руководительница отмечает у нее лидерские качества и не видит никаких проблем в общении со сверстниками или с выходом к доске.
А недавно в младшую группу ансамбля пришла новенькая девочка, которую попросили остаться на репетицию танца. Девочка испугалась, начала плакать и прятаться за маму, а моя дочь очень трогательно взяла ее за руку и сказала: «Пойдем со мной, не бойся».
Фото: пресс-служба хореографического ансамбля «Калинка» имени А. Н. Филиппова