«Это дверь в мир нашей психики»: Людмила Петрановская — о пользе сказок (даже страшных)
В издательстве АСТ в начале 2021 года вышел сборник сказок с заметками Людмилы Петрановской — психолог рассуждает, как сказки, легенды и сказания формируют в нас базовые представления о смелости, страхе и любви.
Мы изучили книгу и с разрешения издательства хотим поделиться с вами выжимкой о полезных сказках, с которыми Петрановская рекомендует познакомиться не только маленьким читателям, но подросткам и родителям.
И сейчас вы поймете — почему.
Психолог отмечает, что «сказки — это не просто тексты для развлечения и поучения. Это дверь в мир нашей психики, при чем в той ее части … что связана с нашими подлинными потребностями, с тем, что для нас особенно важно и ценно».
Вот несколько главных плюсов сказок, которые называет Петрановская:
-
сказка ничего не навязывает: каждый ребенок услышит из истории ровно столько, сколько ему необходимо (можно не бояться, что сказка напугает – малыш усвоит из нее ровно столько, сколько ему под силу),
-
сказка говорит о самых важных вопросах без поучения, просто погружая в свой мир,
-
**герои сказок учатся всему, что ребенку только предстоит узнать:**как быть самостоятельным, зачем ему ответственность, как принимать помощь и помогать другим и т.д.
Сказки о силе
Психолог рассматривает сказки о силе, делая акцент на том, что даже взрослые могут почерпнуть из них знания, которые пригодятся, чтобы вырастить настоящего богатыря.
Так, Петрановская справедливо отмечает, что матери в сказках растят ребенка в покое и тишине, уделяя ему достаточно внимания, советуясь с духами предков (то есть принимают опыт предыдущих поколений) и сохраняя связь малыша с живой природой.
«Как не хватает этого современной молодой матери, вокруг которой все толкутся, распоряжаются, всего на свете опасаются. Не много осталось возможностей для покоя и внутреннего сосредоточения на ребенке у современной матери.
Если же говорить о внутренней силе как о части человеческой души, то ведь тоже, чтобы вызреть и родиться, нужны одиночество и тишина.
На берегу в суете, это невозможно. Но кто же даст сегодня человеку сидеть на скамье тридцать лет и три года, или сколько ему надо, чтобы силу в себе вырастить? Давай, скорей, беги, другие уже, а ты еще, жизнь проходит… Никаких условий для выращивания богатырей», — пишет Петрановская.
Психолог подробно раскрывает и другие составляющие, которые нужны современному человеку, чтобы обрести в себе силу и передать ее ребенку, объясняет, почему мы с такой жадностью тянемся к истории про Братство Кольца или киноэпопее о могущих джедаях, а затем советует почитать три классические сказки о силе: «Храбрый портняжка», «Иссумбоси», «Кот в сапогах».
Сказки о таланте
Что такое талант? Кто его дарует и как его раскрыть? А раскрыв, как обращаться? Что делать, если талант у кого-то другого, а не у тебя? И не стоит выдавать чужое за свое, если природа не наделила тебя талантом? На все эти вопросы также стоит искать ответы в сказках. Сказки о таланте также помогут объяснить ценность не результата, а процесса творчества.
Вот что об этом пишет Петрановская: «Ценен не только результат, не только уже готовые творения, но и сам процесс вдохновленного творчества.
И нет ничего, на что творец готов променять этот процесс, будь то поэт или ткач.
Вот текст индийской сказки: «Сагарадатта принялся ткать и забыл обо всем на свете. Он ткал день и ночь, пока не закончил ковер… а потом вдруг рассмеялся и воскликнул:
— Кто поймет, как я теперь счастлив! Я бы мог стать царем — тогда у меня были бы богатства, много покорных работ и льстецов, но ни одного истинного друга. Лесной волшебник мог бы сделать меня богачом, но тогда я бы лишился покоя от страха потерять свое богатство. Чье счастье сравнится с моим, когда я вижу прекрасные узоры моих ковров!»
Чтобы разобраться с темой таланта, психолог советует обратить внимание на сказки «Кельнский зодчий», «Новое платье короля», «Орфей и Эвридика в подземном царстве», «Жемчужина Альдамины».
Сказки о любви
Эти сказки познакомят ребенка с несколькими важными истинами. Например, любовь обладает могучей силой (побеждает смерть и самых страшных врагов, и ради любви на помощь герою приходят животные, природа, волшебные существа), помогает раскрыть в человеке лучшее, что в нем есть.
Сказки о любви открывают множество невымышленных проблем: на пути к счастью герою придется столкнуться с не той любовью, потому что из-за заклятья он забывает свою возлюбленную или вынужден оставить «настоящую» любовь по другой веской причине.
«И разве не так и в жизни?» — задается вопросом психолог.
Еще одна актуальная проблема для современного мира, которая часто встречается в сказках, — желание супруга полностью овладеть партнером, жить его жизнью, проникнуть в самые сокровенные тайны души:
«Узнавание, сближение душ — одно из самых счастливых переживаний, выпадающих на долю человека. Так хочется длить его, углублять, знать о любимом все-все, понимать его до конца, стать с ним одним целым… В этот момент счастье слияния оборачивается угрозой утраты любящими самих себя. Об этом предупреждают сказки с множеством сюжетов Муж и жена не выдерживают того, что у любимого есть тайна («Лоэнгрин») или другой облик («Царевна-лягушка и все сказки с героями-оборотнями»).
Они задают запрещенный вопрос, зажигают запрещенный светильник или сжигают шкурку, и смысл этого действия таков: я не могу вынести, что ты не весь принадлежишь мне, что у тебя есть тайна, есть свой мир, что ты для меня непрозрачен. Ты мой, а значит, будь моим полностью, и ради этого я готов пойти на любой обман и насилие.
Не это ли причина большинства конфликтов и в настоящих, несказочных семьях?»,
— пишет Петрановская.
В третьем разделе книги «Сказки о любви» Петрановская предлагает познакомиться с четырьмя историями: «Король-лягушонок, или Железный Генрих», «Замарашка», «Тристан и Изольда», «Прекрасная Мезулина».
Сказки о воле
Сказки о воле познакомят ребенка с особым чувством, как называет его Петрановская, «ощущением себя летящей стрелой», когда тобой руководит стремление, твердая приверженность цели. Эти истории показывают героя не только на пьедестале победы, но и открывают непростой путь, который герою пришлось пройти, чтобы добиться желаемого:
«Не случайно в сказках герой очень часто летает: на спине волшебной птицы, с помощью крылатых саней, волшебного корабля или ковра.
Все эти сказочные образы — не про грядущие победы самолетостроения. Они про возможность полета, которая есть в каждом человеке.
Впрочем, полет не означает легкости в достижении цели. Птицу-то порой приходится собственным мясом кормить. Сказка сообщает об этом буднично, без надрыва: отрезал кусок собственного бедра и дал. Птице понравилось. Никаких охов про причитания, про жертву, про кровь… (Не так ли в жизни? Тот, кто действительно летел и долетел, про муки обычно не вспоминает и шрамы зевакам не демонстрирует.)
Бывает и так, что взлететь можно, только схватившись, как пушкинский Руслан, за бороду самого лютого врага. Приятным такой полет не назовешь, но разве редко в жизни мы делаем рывок в своем развитии не от хорошей жизни, а в борьбе с обстоятельствами или темными силами внутри собственной души?» — рассуждает психолог.
Найти в себе внутренние силы и стремление самому определять свой путь помогут сказки, опубликованные в сборнике: «Об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Рассказ о Калифе-аисте».
Сказки о мудрости
Последняя глава книги посвящена сказкам о мудрости. Людмила Петрановская справедливо отмечает, что сказочный мудрец — это не тот человек, который наполнен фактами из области чистых знаний:
«Ни о законах природы, ни про дважды два четыре мы от него не услышим. Все изречения мудрецов касаются пути человека, его выбора, жизни его души, отношений между людьми. Это знание, которое не получишь из книг, не купишь за деньги, не повторишь вслед за учителем. Его нужно постичь, пережить, найти самому. А в восточных сказках встречается порой сюжет про то, что иногда высшая мудрость — вообще отказаться знать.
В этом смысле современная цивилизация, нацеленная на освоение знаний, скорее цивилизация ума, а не мудрости.
И в детей мы стараемся впихнуть как можно больше знаний, при этом не давая им возможности получать собственный опыт, рисковать и быть героем своей истории».
Знакомясь с историями, наполненными житейской мудростью, ребенок получит первое представление о том, как искать свой путь в жизни, на какие ценности опираться и где искать силы, чтобы превращать свои мечты в решения и дела.
В этом разделе психолог предлагает познакомиться с двумя народными сказками «Морозко» и «Василиса Премудрая».
Фото: кадры из диафильмов
Устали читать? Тогда слушайте и смотрите! «Летидор» теперь в TikTok!