Нужно ли читать дочкам сказки только о хороших девочках
© Кадр из фильма «Морозко»
Крошечка-Хаврошечка, Василиса из сказки про Бабу-Ягу, Настенька из русской сказки «Морозко», а также Белоснежка, Краснозорька, Дюймовочка, Красная Шапочка — все это хорошие девочки, они одинаково кротки, добры, вежливы и неизменно предстают как пример для подражания.
Конечно, сказка кроится по особым шаблонам, в ней каждый персонаж должен быть максимально понятен ребенку и быть либо черным, либо белым — середины не дано. И хорошая девочка в сказках — это классический архетип. Сразу оговорюсь, что не буду анализировать сказки с точки зрения взрослого человека и тем более ученого — немало интересного на эту тему можно найти, например, у В. Я. Проппа в работе «Исторические корни волшебной сказки».
Мне больше интересно, как воспринимают сказки дети, а им, по моему наблюдению, многие моменты откровенно непонятны… Вот вы же не станете объяснять ребенку, что момент, когда отец бросает в лесу собственных детей, — это дошедший до нас отголосок древнего обряда посвящения? Ему это будет неинтересно. Жестокость отца в данной сказке может ввергнуть чадо из благополучной семьи в тягостное недоумение.
Сказки как кладезь народной мудрости
Общепринятое мнение таково, что детей надо знакомить с народными сказками с самого раннего детства, ведь в них содержится многовековой опыт русского (или иного — если речь идет о немецких, французских или еще каких-то иностранных сказках) народа!
Но так ли это? Если посмотреть на реальное положение дел, то мы увидим, что многие современные дети не любят старые сказки. Не любят они также смотреть старые художественные фильмы-сказки. Для них это — «отстой». Почему это так, легко догадаться: подрастающее поколение воспитано на красочных современных блокбастерах, компьютерных играх и фантастических книгах, а сказки из классического сборника А. Н. Афанасьева оно воспринимает как нечто устаревшее и пропитанное нафталином.
Однако прежде чем горевать об «оболванивании» новых поколений, стоит задуматься — а так ли они неправы?
Ведь пресловутая «народная мудрость» пришла к нам, по существу, из средневековой деревни, где детская смертность была выше, чем в современной Африке, а средняя продолжительность жизни составляла 20–30 лет.
«Мудрые» крестьяне (как в России, так и в иных странах) в не столь давнем прошлом жгли ведьм и колдунов за наведение «порчи». Для этих людей детские браки были нормой, а вот женитьба без благословения родителей — неслыханным проступком. Основным развлечением было пьянство, а избиение пьяным главой семейства жены и детей считалось вполне обыденным явлением.
Поэтому странно представлять себе народные сказки как некий кладезь истины: отнюдь не все, чему учат сказки, полезно в жизни.
Если ваш ребенок скучает, когда вы читаете ему «классические» сказки, подойдите к этому творчески — ну не обязательно же русские народные, есть чудесные японские, монгольские, африканские сказки и мифы.
Опять же сейчас многие детские авторы создают очень даже захватывающие ребят сказки — того же «Мимбо-Джимбо» мой сын заставлял перечитывать несколько раз, а кому-то нравятся сказки «Кролик Питер и его друзья», ну и так далее.
К тому же необходимо сознавать, что привычные нам классические сюжеты — это адаптация для горожан индустриальной эры. Подлинные, неприглаженные народные сказки в современном мире проходили бы в категории 16+.
За примерами далеко ходить не надо — так, братья Гримм записали со слов немецких крестьян народный вариант сказки «Золушка».
Финал там совсем не такой, какой можно увидеть в современных детских изданиях (или тем более в гламурных голливудских экранизациях) — в народной сказке злые сестры режут собственные ступни по размеру хрустальных башмачков в тщетной надежде охомутать принца. Однако к принцу на помощь прилетают голуби и выклевывают девушкам глаза. В итоге сестры заканчивают свои дни слепыми нищенками, в то время как Золушка наслаждается счастьем во дворце.
А в оригинальной народной сказке «Белоснежка» прекрасный принц заставляет злую мачеху танцевать в башмаках из раскаленного железа — пока несчастная женщина не погибает, к радости молодоженов.
Признайтесь честно: вы могли бы прочесть подобное своим детям?..
«Эта сказка учит нас смирению…»
И вот я уже подхожу к теме статьи: какой вывод сделают малышки, которым прочли сказки, например, про Дюймовочку или Крошечку-Хаврошечку?
Дюймовочку спасла от свадьбы с кротом и жизни в подземелье ласточка, которая случайно пролетала мимо, а Крошечка-Хаврошечка не вышла бы удачно замуж, если бы не помощь волшебной коровушки. Как написано на одном из интернет-сайтов для родителей, «сказка учит добру, терпению, трудолюбию, смирению и напоминает юным читателям, что однажды справедливость восторжествует».
Мы видим, что хорошую девочку в сказке неизменно спасает чудо или счастливая случайность.
Сама она ничего для этого не делает, только терпит или слушается советов волшебного помощника (куколки, коровушки и др.).
Но вы и сами знаете, часто ли в нашей жизни случаются чудеса и торжествует справедливость. Счастливых случайностей, конечно, больше, но столько же случайностей и не очень счастливых. Не надо учить девочек быть милыми в ответ на плохое обращение. И в ответ на издевательское «Тепло ли тебе, голубушка?» отвечать, стиснув зубы: «Ой, тепло, голубчик Морозушко!»
Терпение и жертвенность, по убеждению очень многих людей, — это именно те самые исконные качества настоящей женщины (от них вы услышите сентенции вроде «кроткое слово гасит гнев» и призывы типа «ты же женщина — будь хитрей!»). Тетка поучает героиню сказки: «Там тебя, племяннушка, будет береза в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты им под пяточки маслица подлей; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай».
И почти во всех сказках хорошие девочки демонстрируют нам эту тактику — подлаживаться к окружающим, терпеть и надеяться на лучшее.
Почему? Потому что в реальной жизни им приходилось делать то же самое.
Нет, я не призываю закинуть книгу сказок в дальний угол, но думаю, что, читая сказки про хороших девочек детям, нелишне объяснить им, почему героини ведут себя именно так.
Почему Настенька говорит, что ей тепло, хотя на самом деле холод пробирает её до костей?
Почему Дюймовочка не пытается убежать от мыши и крота, а покорно ждёт свадьбы?
Почему Алёнушка так пугается, что ей влетит от родителей, когда гуси-лебеди уносят её братца? И почему когда всё заканчивается благополучно, она всё равно ничего им не рассказывает?
Почему Василиса Прекрасная терпит своего недотёпу-мужа (хоть и царевича), неужели она не могла найти себе кого-то более умного и предприимчивого?
Почему Гензель и Гретель, вернувшись домой, радостно бросаются на шею к отцу — а ведь он намеренно завёл их в лес и оставил там погибать?
Все эти вопросы легко находят себе ответ, если вспомнить, что женщина во времена Средневековья особо не могла изменить свою жизнь. За неё всё решали другие. Родители могли обращаться с девочкой как угодно (не было понимания ценности отдельной детской жизни), затем выбирали ей мужа, который тоже мог вести себя как ему заблагорассудится. Сбежать из деревни… а куда? Это сейчас мы можем менять города, и квартиры, и место работы, позволить себе и крутые повороты в личной жизни. Тогда вся жизнь женщины была тесно связана с её семьей, с общиной — а общинная психология, как известно, жестока в том плане, что все следят друг за другом и все про всех знают.
Поэтому ничего иного, как примириться с обстоятельствами и действительно надеяться на чудо, не оставалось.
Хорошие девочки из сказок были таковыми от безысходности, потому что «плохие» — излишне свободолюбивые, языкатые и гордые — вообще не имели шансов устроиться в этой жизни.
Немного отвлекусь от детской темы и вспомню чудные слова Сансы Старк из «Игры престолов» (не помню, есть ли они в фильме, но точно есть в книге Дж. Мартина): «Учтивость — доспехи дамы». Они — про то же самое, про притворство, ставшее вторым «я» множества женщин, у которых не было иного выхода.
Не принцесса, не падчерица — а хозяйка своей жизни
Со времен Средневековья многое изменилось. Я не очень понимаю современный феминизм, потому что на гребне волны в нём пока — накопившиеся обиды, боль, и горечь, и несбывшиеся ожидания… Но я за простые и чёткие законы, которые не допустят материальной, моральной и физической дискриминации женщин. Пусть тебя и обзовёт тупой курицей товарищ, машину которого ты лихо обогнала вчера по дороге на работу; пусть комментирует твои стройные или не очень ноги компания с пивом у подъезда; пусть вместо тебя, находящейся на последнем издыхании, плюхнется на сиденье в метро бодрый хипстер… Это мелочи жизни.
По большому счёту, у женщин в наше время гораздо больше возможностей. У нас есть образование, мы можем устроиться на работу и обрести самостоятельность. Не ждать Ивана-царевича, сидя в болоте, а путешествовать и узнавать новое. Не терпеть леденящий холод, а пойти и купить обогреватель. Не приноравливаться к советам многочисленной родни, а жить своей жизнью.
Наши русские сказки — это богатый, красивый язык, это таинственные обстоятельства, волшебные превращения и приключения, которые так интересно себе представлять…
Но их лучше преподносить именно как сказки, а не как руководство к действию, потому что дети часто понимают прочитанное им буквально.
Если малышка уже начинает понимать что-то в жизни, после чтения сказки про Красную Шапочку полезно будет заметить, что нельзя наивно доверять первому встречному — он может оказаться и Серым волком. Сказать, что если бы Золушка оставила принцу свой адрес, ему было бы легче найти её. И, конечно, посоветовать девочке не пытаться заслужить любовь людей, которые плохо с ней обращаются. Хотя эти мои рекомендации, возможно, отдают мелочностью — повторюсь, нельзя подходить к сказкам с мерками обычной жизни. Можно сказать дочке, что на каждый случай существуют свои варианты поведения, и читать ей не только сказки о хороших девочках, но и о воительницах (вспомните ту же Марью Моревну, прекрасную королевну), и весёлые приключения, и смешные истории.
Но лучшая, так сказать, методическая рекомендация, в которой я не сомневаюсь, — это ваша, дорогие мамы, собственная жизнь и ваш пример. Если вы не пасуете перед трудностями, если умеете одерживать победу над обстоятельствами и сохранять своё человеческое достоинство — вы научите этому и ваших дочек. И время, когда вы читали вместе сказки, ваша дочь, став уже взрослой, будет вспоминать как волшебные, нежные минуты…
Автор — Мария Ланда, основатель блога «Книжный Котобус» на Яндекс.Дзен
Фото: VOSTOCK, открытые источники