Психология

Дима Зицер: к компьютеру мы подталкиваем детей сами

Дима Зицер: к компьютеру мы подталкиваем детей сами

Педагог Дима Зицер рассказывает, почему компьютер — это не страшно и как избежать компьютерной зависимости у детей.

Фото: страница Димы Зицера «Вконтакте»

Дима Зицер — педагог, автор книг «Свобода от воспитания», «Современная педагогическое искусство. Азбука НО», создатель института «Неформального образования» и школы «Апельсин».

«Летидор» побывал на лекции Димы Зицера, организованной проектом «Baby Guru», и делится самыми интересными мыслями педагога о том, как сделать компьютер инструментом обучения, как самостоятельно не подсадить ребенка на игры, а также как уберечь его от виртуальной зависимости.

Страх родителей перед компьютером — откуда он

Мы не можем называть себя экспертами по детству с компьютерами, потому что у нас его не было. Мы рассуждаем о его вреде или пользе — хотя не можем так делать. Исследования на эти темы только появляются, и пока они супер разноречивы.

Поэтому наши претензии о том, что дети проводят много времени в «компе», по меньшей мере беспочвенные. Но давайте проведем аналогию. Помните, что было после эмансипации? Женщины стали читать, а их родители (наши прапрабабушки) были в ужасе. Потому что в этот момент человек оставил хозяйство: не доил корову, не косил траву. Беда была! Сидели, как «дураки», с книжками.

Раз в нашем детстве не было компьютеров, очевидно, что мы боимся этой ситуации. Так же, как и всего нового. Мы не знаем, как 5-летний человек может провести время перед компьютером. Зато знаем, что в 5 лет можно швыряться камнями друг в друга или в 10 прыгать с крыши сарая. А вот как играть в компьютерную игру в этом возрасте, мы не знаем. Это для нас непривычно.

Жить не по звонку: неформальная педагогика

На самом деле компьютер — это клевая история. Если в вашей семье происходит так, что ребенок круглосуточно сидит за компьютером, а вы говорите, что произошло это только от «вседозволенности», я в это не верю. Отсутствие запретов на компьютер не может привести к таким результатам. Просто вокруг не было ничего интересней. Я гарантирую, что ребенок сбежал в виртуальный мир именно по этой причине. К тому же родителям это могло быть удобно. Возможно, они время от времени покрикивали на него, но он не мешал им лежать на диване и смотреть КВН.

Понимаете, если у ребенка есть папа, который самозабвенно удит рыбу, и мама, которая любит запускать воздушных змеев — нет варианта, что в 6 лет он не подхватит их интересы. Он уходит в компьютер на 100% только тогда, когда ему незачем из него вылезать.

В моей школе один ребенок очень долго болел и подсел в это время на «Майнкрафт». Папа этого мальчика рассказал мне историю: «Мой сын играет сутками в «Майнкрафт». Я как хороший отец решил проверить, как это устроено. Я начал играть, вышел через 3 дня. Игра оказалась ужасно интересной». Понимаете? Это действительно интересно, и если у ребенка нет дополнительных точек интереса, он оттуда не вылезет.

Как сделать так, чтобы дети стали интересоваться чем-то другим, кроме компьютера? Ответ один: сами интересуйтесь всем подряд. Если рядом с ребенком находятся спонтанные, любопытные люди, готовые в любой момент сорваться и уехать в другую страну, позвать гостей — он железно станет таким же.

От многих родителей сейчас часто слышу фразу, которая стала клише: «Современным детям уже ничего не интересно, кроме компьютера и айпада». Это совсем не так.

Человек рождается очень любопытным. Он хочет все потрогать ручками, лизнуть горку языком, поиграть в разные игры. Но бывают такие люди, которые постоянно говорят: «ты еще маленький», «дорастешь — узнаешь», «это маленьким нельзя», «это я потом тебе расскажу», «сейчас у меня нет времени», «потом мы как-нибудь с тобой попробуем» — и таким образом к 7 годам ребенок становится нелюбопытным. Родители научили его, что любопытство — это порок. А потом пришли к нему и сказали, что надо быть любопытным. А он уже не хочет. Ну и кто виноват?

На прощание: вспоминаем лучшие перлы Астахова

Компьютер — часть жизни. Мы можем оградить от него ребенка только искусственно. Но добьемся того же, чего добились родители, заключившие своего сына в башню. Помните эту притчу? Юного принца держали в башне, воспитывали в «чистоте», он был окружен только достойнейшими мужчинами и не знал другого мира. Его родители считали, что он не должен увидеть ни одну женщину. И что было потом? В 16 лет его выпустили из башни. Как вы думаете, на кого он бросился? На новых прекрасных существ, которые называются женщинами. С компьютером ровно такая же история. Рано или поздно ребенок «дорвется» до него.

Компьютер — это все лишь один из инструментов познания мира. Чем раньше мы введем его в жизнь ребенка, тем больше шансов, что мы сделаем компьютер инструментом, а не подсадим на него жестко и навсегда.

Мир здорово рванул за последние 20 лет. Если ребенок просит показать ему дикобраза в планшете, глупо идти в лес и ловить его, когда можно открыть картинку на планшете.

Нужно потихонечку вводить планшет и компьютер в жизнь детей. Вы спросите: «Можно ли смотреть на нем мультики?». Конечно, да. Только рядом с этим должна быть условно та самая рыбалка, которой увлекается папа.

Читайте также:

Американская мечта: мой сын учится в primary school

Учитель обижает ребенка в школе – что предпринять

Слово о педагогах