Дети — это другие люди: как понять ребенка и найти с ним общий язык
На прошлой неделе «Летидор» посетил мероприятие в честь запуска образовательно-игрового проекта «Откройте детский взгляд на вещи!» бренда Kinder Chocolate, в котором родители вместе со своими детьми (это важно!) могут окунуться в невероятный мир детского воображения. И этот мир — совсем не похож на наш.
В мире детского воображения живут по другим правилам — здесь и сейчас — и получают от этого неподдельное удовольствие от реальности, которую взрослые часто считают лишь обыденностью. Почему мамы и папы так не умеют? Да потому что дети — это совсем другие люди.
О том, как понять психологию ребенка и помочь ему слышать нас, на мероприятии рассказал приглашенный эксперт — игровой психолог Александр Покрышкин. Мы послушали выступление и решили поделиться с вами самыми важными тезисами.
Как думают и видят окружающий мир дети
• Наглядно. Иногда создается впечатление, что старания мамы и папы не оправдаются, потому что для детей важно что-то другое, совершенно неожиданное для взрослых. Например, из насыщенной и увлекательной поездки в другой город малышу больше всего может запомниться гусеница, которую он заметил на клумбе у вокзала.
Услышав новую информацию, дети рисуют в своем воображении картину своей собственной реальности, а когда что-то вычисляют, часто считают клеточки. А все потому, что ребенку для понимания ситуации нужны конкретные наглядные образы.
У взрослых есть абстрактное мышление, а у детей оно не так развито.
Важно понимать, что если вы пользуетесь фигурами речи, ребенок может понять их по-своему.
• Без временной перспективы. Во-первых, детям очень сложно проставить события во времени. Замечали, как иногда малыши теряются при вопросе «Как тебе сегодня было в детском саду?», «Что ты сегодня ел в столовой?». Многих родителей удивляет эта растерянность, но часто дети действительно не могут вспомнить.
Они также не понимают, в чем разница между «осталось 5 минут» или «подожди 15 минут». Именно поэтому малыш может каждые 10 секунд приставать к вам с вопросом «А пять минут уже прошло?».
Во-вторых, значимость будущего для родителя и ребенка очень отличается. Что нужно взрослому человеку для счастья? Выпить чашку кофе и поболтать с друзьями? Несомненно, но только этого недостаточно. Нам важно знать, какие у нас перспективы, чем закончится этот месяц, будут ли оплачены счета, когда дадут зарплату и так далее. И это естественное состояние!
А вот дети о перспективах не думают — им нужно получать эмоции, удовольствие и нашу заботу здесь и сейчас.
Взрослому важно знание о будущем, ребенку — спокойствие и удовольствие в настоящем.
Вот почему разговоры о том, как хорошая учеба важна для будущего успеха, неэффективны. Чтобы ребенок хорошо учился, его важно заинтересовать самим процессом.
• Эгоцентрично. Вспомним эксперимент. Детям 4-5 лет показывали мультфильм, в котором есть 2 куклы — первая с корзинкой, вторая с коробкой. Первая кукла ходит и собирает разноцветные камушки в свою корзинку, затем она оставляет собранное в комнате, а сама выходит. Тут вторая кукла подходит к корзине и пересыпает камушки в свою коробку. Открывается дверь, возвращается первая кукла…
Детям задают вопрос: «Как ты думаешь, к чему сейчас подойдет эта кукла — к корзине или к коробочке?». Каждый ребенок ответил: «К коробочке». Ведь они уже знают, что случилось в этой комнате, и им сложно представить, что первая кукла думает иначе, так как отсутствовала в комнате в этот момент.
Эгоцентризм — частая причина, по которой ребенок на что-то рассчитывает, а потом расстраивается из-за неоправданных надежд.
• С воображением. Для ребенка воображение имеет бОльшее значение, нежели опыт. Если взрослого беспокоят бытовые вопросы (отсутствие денег, болезни, не забыл ли выключить утюг и так далее), то дети боятся темных шкафов.
Когда малышу говорят «Не выбегай на дорогу, это опасно!», его это меньше останавливает, чем нечто в черном коридоре.
• Эмоционально. Эмоции у детей гораздо ярче, чем у взрослых. К тому же, ребенку ими сложнее управлять.
Саморегуляция нервной системы — способность управлять собой — у детей находится в процессе освоения.
Сломанная машинка или пропущенный мультик — очень серьезная потеря для ребенка, которая может привести к утрате самообладания.
И если взрослый умеет выражать свои эмоции словами, то малыш этому пока учится. Например, о чем может говорить детская игра в перевоплощение в беззащитного щеночка, которого мама должна погладить? Скорее всего, ребенок таким образом пытается получить внимание и ласку. В этот момент он мог бы сказать: «Мам, я сейчас чувствую себя уставшим, мне грустно, мне хочется твоей ласки», но вместо этого он становится собачкой и таким образом пытается удовлетворить свои потребности.
То же самое происходит, когда на детской площадке один малыш толкает другого. Этим поступком он выражает свое недовольство вместо того, чтобы объяснить его словами.
Как общаться с детьми, чтобы они нас лучше понимали
1. Обсуждать и повторять. Непростые темы — зачем людям деньги, откуда берутся дети, что такое смерть и другие — придется объяснять по многу раз.
Часто мы говорим одно, а дети понимают по-другому. Например, объяснить ребенку, что незнакомцам нельзя доверять, — дело не одного дня. Все малыши, которых посторонние люди уводили с детских площадок, были предупреждены об опасности незнакомцев. Что же пошло не так? Вспомним показательный пример. В группу семилеток приходит психолог, представляется Ольгой и начинает занятие по безопасности. На вопрос «А я вам знакомый человек или нет?» почти все дети ответили: «Да, знакомый. Вы — Ольга».
Важно учитывать мировосприятие ребенка и серьезные вещи обсуждать с ним по многу раз.
2. Переводить свою речь на детский язык. Кроме обсуждений и повторений, в общении с ребенком важен максимально понятный язык.
Чем проще мы говорим, тем лучше нас понимают дети.
Фраза «Ты так плохо себя ведешь!» не объясняет ребенку суть проблемы. А взрослым часто кажется, что дети их просто не слушают. Лучше простым языком обрисовать ситуацию, чтобы ребенок учился понимать свои эмоции и их причину. Как это сделать?
Нейропсихолог и нейробиолог Дэниел Сигел в одной из своих книг «Воспитание с умом» рассказывает о способе перевода эмоционального напряжения ребенка из правого полушария (образы) в левое полушарие (слова). В этом поможет увлечение ребенка занятным рассказом о вашей проблеме. Например, «Ты сидел, смотрел мультфильмы. У тебя вообще три любимых мультфильма (упомянуть названия). Ты их очень любишь, а тут прихожу я и говорю: “Все пора одеваться, мы идем на улицу”. А ты такой “Как так, я хочу смотреть мультики”. Но тут я тебе напоминаю, что мы еще давно договаривались, что нам нужно выйти из дома именно в это время. Да, ты, конечно, забыл. А еще и расстроился. Но я тебе напомнила, так что теперь ты вспомнил…»
Попробуйте подключить артистизм и рассказывать с интересом.
3. Уделять внимание эмоциям. Важный навык для детей — учиться понимать собственные эмоции. Но мамам и папам также важно уметь распознавать эмоции своего ребенка — с каким настроением он вас слушает, с каким делает уроки, а с каким ходил сегодня на прогулку.
Однако родительское участие в понимании взрослых и детей сильно отличается. Например, большинство родителей ставят на первое место следующее: почаще целовать и обнимать ребенка, поддерживать его в трудных ситуациях, давать советы об отношениях с друзьями, слушать рассказы о прошедшем дне, помогать в начинаниях и достижениях.
Конечно, все вышеперечисленное очень важно в воспитании детей!
Но, оказывается, у самих детей совсем другие потребностей. И смотрите какие (данные исследования компании Ipsos «Kinder Barometer»):
• играть вместе с родителями,
• смотреть любимый фильм вместе с родителями,
• cмотреть телевизор вместе с родителями.
И ключевое здесь — «вместе с родителями».
Именно поэтому так полезно понять особенности детского воображения и иногда чувствовать себя немного ребенком. Это лучшее средство, которое поможет вам сблизиться с собственными детьми!
Фото: VOSTOCK