Болеть - модно! Почему СДВГ стало популярным и как его лечить?
Если раньше детей, которые доставляли больше всего хлопот родителям и воспитателям, называли «трудными», то в последнее время их поголовно величают «гиперактивными». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) уже больше десятилетия входит в число самых частых и модных детских диагнозов, поскольку его получение снимает значительную часть требований к ребенку и, соответственно, к его родителям и педагогам. Когда действительно стоит беспокоиться? И что чаще всего ошибочно принимают за гиперактивность и дефицит внимания? На «Летидоре» рассказывает психолог Мария Баулина.
СДВГ - это серьезная болезнь?
Несмотря на то, что гиперактивность и дефицит внимания, которые встречаются у детей как в сочетании, так и по отдельности, включены в Международную классификацию болезней, в большинстве случаев они хорошо поддаются коррекции. По статистике, при определенных условиях воспитания и помощи психологов около 70% детей «перерастают» этот диагноз. В то же время многие врачи часто ставят его тем маленьким пациентам, у которых не выявлено признаков каких-либо других психических расстройств, но при этом на их поведение жалуются родители.
Причин развития гиперактивности и дефицита внимания довольно много, и в большинстве случаев их вызывает сочетание нескольких параметров:
-
Наследственность. У многих гиперактивных детей можно найти родственников с аналогичными проблемами.
-
Беременность и роды. Стрессы, курение, употребление алкоголя, некоторых лекарственных препаратов приводят к недостатку в снабжении мозга малыша кислородом, что может вызвать некоторые отклонения в его работе. Также существует связь между низкой массой тела ребенка при рождении, недоношенностью и гиперактивностью.
-
Неправильное питание и нарушение обмена веществ. Сюда относят дефицит жирных кислот в организме, недостаток цинка, магния и витамина В12.
Однако в 25% случаев причиной дефицита внимания и гиперактивности является «свободное» воспитание, а не физиологические причины. Ребенок, которого никто не контролирует, не может сам научиться сдерживать свои порывы. Это касается как детей, предоставленных самим себе, так и тех, кто является абсолютным монархом в королевстве окружающих его взрослых.
В то же время в каждом маленьком ребенке «есть по двести грамм взрывчатки». Неугомонность и любознательность – нормальные детские качества. Многие взрослые, когда дело касается чужих детей, воспринимают их как проявления невоспитанности и гиперактивности, однако не следует верить в абсолютную правоту подобных «доброжелателей».
А там еще немного - и штраф! До скольких можно гулять ребенку?
На самом деле ровно наоборот! В отличие от других детей, у гиперактивного ребенка состояние бодрости каждые 5-10 минут сменяется резким спадом активности и снижением тонуса. Чтобы не заснуть в этот период, ребенку приходится постоянно двигаться и говорить! То есть суетливость и непоседливость – это компенсация недостатка активности.
Раньше при медикаментозном лечении гиперактивности врачи использовали успокоительные препараты, но они лишь ухудшали состояние детей. Поэтому был сделан вывод о том, что гиперактивному ребенку, наоборот, требуется «подзарядка» мозга. С тех пор неврологи назначают стимулирующие средства своим непоседливым пациентам.
Наблюдая за поведением ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью, можно заметить отличия от шаловливости и «непосредственности» обычных детей.
-
Импульсивность и порывистость гиперактивного ребенка практически не зависят от ситуации. Единственным отличием является его эмоциональное состояние: в спокойной обстановке ребенок будет проявлять безудержное веселье, а в шумной толпе довольно быстро начнет проявлять агрессию.
-
Значительная часть действий гиперактивного ребенка носит бесцельный характер. Например, он постоянно берет в руки какие-то предметы не для того, чтобы рассмотреть их или использовать по назначению, а просто потому, что они попали в поле зрения.
-
Импульсивность проявляется не только в действиях, но и в речи. Гиперактивный ребенок перескакивает с одной темы на другую, захлебывается словами, на уточняющие вопросы отвечает невпопад. Если вы пытаетесь его успокоить и предлагаете рассказать обо всем по порядку, ребенок теряет нить разговора.
-
Подвижность маскирует неуклюжесть гиперактивного ребенка. Например, если вы попросите его постоять на одной ноге или попрыгать на ней, то можете увидеть, что он не может удержать равновесие (речь идет о детях старше пяти лет!). Ребенку трудно повторить простую последовательность движений, он часто делает «лишние» движения: например, высовывает язык или морщит нос при рисовании и письме.
Пожалуй, это самое распространенное заблуждение. К сожалению, невозможно прийти к лучшему нейропсихологу или педагогу, вручить ему свое гиперактивное и невнимательное чадо, а через пару месяцев получить обратно вдумчивого и целеустремленного ребенка. Без изменений в повседневной жизни, которые могут внести только родители, все усилия специалистов будут неэффективны.
-
Обратите внимание на режим. Он задает внешний ритм, под который подстраивается неустойчивая активность ребенка.
-
Ограничьте просмотр телевизора до трех раз в неделю по полчаса, полностью отказавшись от боевиков, страшных фильмов и мультфильмов с обилием громких звуков. То же самое касается компьютерных и других электронных игр.
-
Вместо телевизора и планшета предложите ребенку аудиосказки. Их прослушивание работает как своеобразный тренажер для слухового внимания, без которого невозможно успешное обучение в школе.
-
Развитию зрительного внимания и усидчивости способствуют занятия рисованием, лепкой, складывание пазлов, конструирование.
-
Подумайте, как направить энергию ребенка в мирное русло. Запишите его в спортивную секцию или установите дома детский спортивный комплекс.
-
Не переставайте повторять ребенку, что верите в его искреннее желание вести себя лучше. Спросите, как вы можете помочь ему в этом? Имея доверительные отношения с ребёнком, вы оградите его от многих рискованных поступков.
-
Постарайтесь сделать наглядной картину «правонарушений» и способов выхода из трудных ситуаций. Так, можно начертить таблицу, в которой в течение недели вы будете отмечать различными наклейками или рисунками хорошие и плохие поступки ребёнка. Потом можно обсудить с сыном или дочерью причины тех или иных оплошностей, разобраться, как можно было избежать их, и похвалить за те моменты, когда ребёнку удалось сдержать свою импульсивность.