8 игр, которые научат ребенка понимать свои эмоции
Что такое «эмоциональный интеллект» раньше знали лишь психологи, а сегодня этим определением активно пользуются современные родители. Каждый из нас понимает, что от того, насколько ребенок научится понимать и принимать свои эмоции, зависит его успех в будущем.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом не тратит много времени на саморефлексию, умеет слышать себя и заботиться о себе. А также — заводить друзей, формировать рабочие связи и находить решения проблем, не вступая в конфликты.
Звучит заманчиво, согласитесь?
Думаем, что каждый родитель был бы счастлив наградить своего ребенка этими способностями. О том, как научить дошкольников и школьников понимать и принимать свои эмоции и эмоции окружающих с помощью простых игр, мы попросили рассказать педагога, старшего тренера проекта «МОЗГОШКОЛА» Татьяну Барзаковскую.
Почему все эмоции так нужны и важны
Раньше дети могли естественным образом совершенствоваться в развитии эмоционального интеллекта: общались во дворе без присмотра взрослых, свободно играли в детском саду (тогда каждая минута не была посвящена занятиям), проводили время без гаджетов. Но сейчас малыши, да и школьники часто лишены нормального общения.
Именно во время живого общения человек задействует зеркальные нейроны, отвечающие за обучение по принципу подражания. Чем активнее включаются в работу зеркальные нейроны, тем лучше у нас получается оценивать эмоциональное состояние окружающих, считывать и применять успешные модели поведения.
Так что организовать малышу компанию друзей — одна из первых задач семьи, которая хочет развивать у ребенка эмоциональный интеллект.
Задача номер два: научить идентифицировать ребенка его эмоции и проживать их.
Наши родители часто говорили нам «не плачь!», «не бойся!», «успокойся!», подавляя наши чувства. В итоге мы не понимали, что с нами происходит и старались подавлять «плохие» эмоции. Это не самая удачная стратегия для тех, кто хотел бы развить эмоциональный интеллект.
Все эмоции нужны, важно лишь понять, как с ними работать.
Если вы будете учить ребенка блокировать негативные чувства, то это рано или поздно сыграет свою роль.
Так, когда человек испытывает страх, раздражение, гнев, эффективность его работы оказывается практически на нуле. Некоторые отделы мозга отключаются (нарушаются нейронные связи), когда уровень испытываемого чувства переходит допустимый предел. И подавить эмоцию по-прежнему можно, но решать творческие, интеллектуальные задачи при этом человек уже не сможет.
Поэтому так важно научиться жить в ладу с собой.
В техниках, развивающих эмоциональный интеллект, есть 4 этапа:
• осознавание своих эмоций;
• осознавание эмоций других;
• управление своими эмоциями;
• управление эмоциями других.
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Эти игры мы активно и с успехом используем в своей школе.
1. Фото с эмоциями других. Здесь участники группы угадывают эмоции людей, изображенных на фотокарточках с эмоциями. Не всегда мнение детей может быть единодушным. Но интересно обсудить, что думает каждый ребенок.
2. Карточки с эмоциями, оттенками эмоций. Нужно молча показать эмоцию, написанную словами на карточке. Все участники группы вытягивают по одной карточке и по очереди показывают.
Здесь важно уметь различать оттенки эмоций: страх, испуг, ужас; радость, восторг, восхищение.
3. «Эмоциональный скульптор». Группа делится на пары (или ребенок с родителем). Договариваются между собой, кто в паре – скульптор, а кто – модель. Каждая пара получает карточку с эмоцией, написанной словами. Скульптор должен поставить модель в позу, изображающую эмоцию с карточки. Можно двигаться, но говорить и издавать звуки нельзя.
Когда вся группа готова, пары по очереди показывают, остальные угадывают. Потом роли в паре меняются местами и создают новую скульптуру с другой эмоцией.
4. Цвет настроения/эмоции. Во время игры в «Эмоционального скульптора» можно спросить у скульптора и модели, какого цвета эмоция, которую они изображают. Не факт, что их цвета совпадут. Про цвет эмоции можно спросить и во время игры с карточками эмоций.
5. Отслеживание состояний в процессе переживания эмоции: показываем, где в теле находится эта эмоция: радость, печаль…
6. Все чувства нужны. Не бывает лишних. Называем эмоцию, а ребенок объясняет, в чем ее польза.
7. «Компот счастья». Ведущий (взрослый) берет настоящую емкость или изображает ее в руках. Обходит несколько раз всех участников группы. Каждый кладет эмоцию-ингредиент в единицах измерения, чтобы «сварить компот счастья». Когда «компот счастья» готов, все по очереди «зачерпывают и пьют», а потом обсуждают из чего для каждого складывается это прекрасное чувство.
Например, можно положить 100 кг веселья, 5 тонн радости, 300 г шалостей, 10 км ощущения полета и т.д.
8. Во время просмотра незнакомого фильма или мультфильма выключить звук телевизора и попросить ребенка угадать, что проживает сейчас герой. Потом включить звук и проверить, о чем идет речь. Это может быть забавной игрой. Интересно взять знакомый мультфильм или фильм и понаблюдать, насколько малыш был внимателен к переживаниям героев.
Именно управление эмоциональным состоянием, умение быстро распознавать свою эмоцию и помочь в этом окружающим и близким — бесценный навык, который лучше всего формируется в детстве.
Не упустите момент, уделяйте хотя бы 10-15 минут в день на развитие эмоционального интеллекта, и уже совсем скоро вы увидите, как малыш шаг за шагом будет внимательнее относиться к себе, а затем и к окружающим!
Фото: Depositphotos