6 способов найти общий язык с неговорящими детьми
Во время общения даже говорящие люди используют неречевые способы коммуникации: мы жестикулируем, выражаем что-то взглядом или мимикой. В реальности существует гораздо больше способов общения!
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — это способы, с помощью которых неговорящий (невербальный) человек может общаться.
Самый известный способ АДК — жестовый язык, который используют глухие и слабослышащие люди. А для детей со множественными нарушениями развития есть особенные инструменты, которые специалисты подбирают с учетом возможностей конкретного ребенка.
Октябрь — месяц альтернативной и дополнительной коммуникации для особенных детей. О нескольких популярных видах АДК «Летидору» рассказала Анастасия Сигунова, психолог Центра «Пространство общения».
Коммуникаторы
Они бывают разными. Самые простые — это кнопки, которые воспроизводят записанное сообщение. Например, «Чай!» или «Еще!».
Запись включается, когда человек нажимает на кнопку или какой-то дополнительный переключатель или рычаг.
Коммуникаторы могут быть большие и маленькие, сенсорные, с наклоном или в виде квадратных кнопок, на которые можно приклеивать объемные символы (например, чашку).
Такие простые коммуникаторы подходят детям с ментальными нарушениями, которые только начинают осваивать АДК, или тем, кому не подходят более сложные средства из-за моторных ограничений.
Если простых устройств в какой-то момент станет недостаточно, можно подключать более сложные — например, iTalk2, а потом использовать приложения для планшетов вроде Sounding Board. На YouTube-канале Центра есть подробные обзоры многих из них.
Вспомогательные кнопки
Вспомогательные кнопки, которые также называются кнопками-переключателями или выносными кнопками, подходят для совсем маленьких детей с нарушениями развития или детей, которые еще не освоили, как работает причинно-следственные связи — позже это потребуется, чтобы научиться пользоваться средствами АДК.
Такие кнопки позволяют ребенку изучить связь между их действием и возникающим последствием. Например, они могут запускать электроприборы или игрушки.
Бонус: кнопки не обязательно покупать — их можно печатать на 3D-принтере.
При поддержке Фонда Президентских грантов и ДНГП мы развиваем «Мастерскую ассистивных технологий» на базе Центра и в прошлом году приобрели 3D-принтер. Сейчас активно экспериментируем с разработкой таких функциональных кнопок — потому что, играя, дети также познают мир и учатся с ним взаимодействовать в пределах своих возможностей.
Коммуникативные книжки
Это удивительный инструмент, потому что по факту у каждого ребенка будет своя личная книжка — это словарь с картинками и фотографиями, которые относятся именно к его жизни.
Картинки можно сделать самим или использовать специальные бесплатные программы с большой базой картиной — например, Picto-Selector.
Книжку можно «прокачивать» с помощью закладок: например, на одной странице может находиться вся еда, и она будет отмечена специальным ярлыком.
Кроме того, с помощью книжки ребенок, если у него есть такая возможность, может строить более сложные фразы, перелистывая картинки — например, «Я хочу сок», где слова «я», «хотеть» и «сок» находятся в разных разделах книжки.
Бывают и другие книжки, где весь словарь разбросан по отдельным карточкам: ребенок ищет нужный ему символ — например, «вафли», — и приклеивает на специальную липкую поверхность или дает в руки собеседнику. Таким образом он может, например, попросить игрушку или что-то вкусное.
Коммуникативные приложения
Коммуникативные приложения похожи на книжки — только представлены в цифровом виде. В них также можно составлять индивидуальные словари, но у них есть ряд преимуществ перед «аналоговым» вариантом:
они могут произносить нужные слова за неговорящего собеседника, когда он нажимает на определенную кнопку.
Этот способ АДК больше похож на поддержку реального диалога — как в жизни, когда мы обмениваемся фразами, в чем его еще один бесспорный плюс.
Кроме того, такие приложения легко установить на планшет, который удобно носить собой.
Также у специалистов Центра есть наблюдение: человек с приложением в планшете, скорее всего, будет более успешен в общении, находясь среди людей — просто потому, что окружающим людям привычнее видеть планшет, чем книжку с картинками.
Жесты
Жесты хороши тем, что позволяют сохранять контакт глаза в глаза при общении. Также их можно подкреплять эмоциональной мимикой, поэтому ребенку так проще общаться и понимать других, если он не может использовать жесты сам.
Еще один плюс жестов в том, что они прекрасно дополняют другие виды коммуникации: их можно совмещать с теми же книжками — например, картинку «Привет!» можно «проиллюстрировать» всем известным помахиванием ладонью.
Но в этом виде АДК есть свои недостатки: жестовым языком более глубокого уровня владеют далеко не все люди — партнерам по коммуникации (обычно это близкие люди) тоже придется выучить его.
Кроме того, жесты не всем доступны: они не подходят для людей с моторными нарушениями, потому что некоторые из них могут быть очень сложными.
Встречается еще одна проблема: если ребенок с моторными нарушениями знает много жестов и пытается показать несколько подряд, они в какой-то момент могут начать «сливаться». Например, в нашем Центре занимается мальчик, который показывает слова «мячик», «книжка» и «машина» довольно похоже, и точное значение слово нужно угадывать по контексту.
Айтрекер
Это специальная приставка, которая позволяет управлять происходящим на экране компьютера глазами.
Она считывает движения глаз за счет инфракрасных лучей.
Эту приставку можно откалибровать — настроить индивидуально, чтобы она правильно считывала, куда смотрит конкретный человек с учетом положения его глаз.
Айтрекер подходит детям со множественными нарушениями, главное — наладить зрительный контакт (например, обеспечить неподвижность головы ребенка).
Чтобы им пользоваться, желательно, чтобы ребенок мог держать голову. Поставив одну из специальных программ на компьютер — они бывают как платные, так и бесплатные, — человек сможет общаться, выбирая на экране нужные картинки, или использовать виртуальную клавиатуру, печатая текст взглядом.
Какой способ АДК выбрать
В целом не существует идеального способа АДК. Но хорошо, если разные способы дополняют друг друга, потому что у каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Например, высокотехнологичные средства могут сломаться — и потребуются средства, чтобы их починить.
А если человек пользуется не только, например, планшетом, но и книгой как дубликатом, велик шанс, что ребенок не останется без своего словаря.
Стоит научить ребенка сигнальным жестам — особенно тем, которые могут экстренно пригодиться, например, «Помоги!».
Так ему не придется каждый раз искать эти слова в книге или планшете.
Подбирая средства АДК, специалисты ориентируются на то, что доступно ребенку. Например, он выучил несколько жестов, и, если дальнейшее обучение затруднено из-за моторных ограничений, он может освоить картинки.
Если он пользуется коммуникатором на планшете, то параллельно можно сделать бумажную книгу — на всякий случай, и при этом продолжать работать с жестами.
Следует взять по максимуму из возможностей ребенка, чтобы ему было проще, удобнее и быстрее общаться.
Фото: Depositphotos, пресс-служба Центра «Пространство общения»