Психология

5 произведений русской литературы с самыми яркими образами учителей

© VOSTOCK

Возможно, среди этих образов вы найдете учителя из ваших школьных лет или педагога своего ребенка!

Ко Дню учителя редакция «Летидора» вместе с онлайн-сервисом по подбору репетитора Tutor.ru вспомнила, как в русской литературе от эпохи классицизма XVIII века до современности изображали учителей, гувернеров и тех, кого мы теперь называем репетитором или тьютором.

Попробуйте найти среди описанных типажей своего преподавателя!

«Недоросль» Д.И. Фонвизина

Кадр из фильма «Недоросль» 1987 года

В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям.

Во второй половине XVIII века дворянские дети могли оставаться на домашнем обучении, учителя приходили к ним сами, а зачастую были приставлены к ребенку и проживали вместе с семьей. Из-за границы выписывали гувернеров, которые обучали дворянских отпрысков языкам и манерам. Но не всегда эти люди были компетентны.

Так что родители по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров.

Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому. Что получилось из ученика таких педагогов, можете судить по комедии Фонвизина. А чтобы не повторять ошибок, ищите проверенных репетиторов, обращайте внимание на образование и методику педагога. Ведь хороший преподаватель ценится не только за знание своего предмета, но и за умение качественно объяснить его ребенку, а главное, заинтересовать им.

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Кадр из фильма «Капитанская дочка» 1958 года

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», — эти строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» стали афоризмом. Действительно, образование складывается не только из школьных уроков, но и всех прочих занятий, которым посвящает свое время ребенок. А в учителе важны его харизма и человеческие качества.

Так, в романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова».

Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.

«Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Без сомнения, ребенок только порадуется, если учитель будет травить байки о собственной жизни весь урок и не задаст домашнего задания. Только вот на экзамене байки вряд ли помогут.

«Детство» Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой с детьми

Во второй половине XIX века образование стало более доступным, педагогические идеи заняли умы самых разных революционно настроенных мыслителей, от Писарева до Чернышевского. Важным вопросом стало женское образование, появились Высшие Бестужевские курсы, где готовили в том числе и преподавателей. Образ учителя в литературе тоже менялся.

В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.

Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки по им же написанным учебникам и отменил наказания. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.

Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Реализовать толстовский индивидуальный подход в школе сложно, с репетитором выработать персональную стратегию обучения проще. А насколько предоставлять ребенку свободу творчества, которая в перспективе разовьет его потенциал, — это выбор каждого родителя. Главное, не переборщить и не избаловать.

«Уроки французского» В.Г. Распутина

Кадр из фильма «Уроки французского» 1973 года

В годы Великой Отечественной войны от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время.

Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги.

Этот ее поступок школьной администрацией был расценен не как помощь, а как «растление и совращение».

В спорной ситуации между вашим ребенком и учителем постарайтесь выслушать обе стороны. Порой может возникнуть недопонимание, ребенок иногда пытается манипулировать мнением родителей, обращая ситуацию в свою пользу.

Очень важно, чтобы доверительный контакт установился не только между репетитором и учеником, но и между родителями и педагогом.

«Географ глобус пропил» А.В. Иванова

Кадр из фильма «Географ глобус пропил» 2013 года

Подчиняться школьным порядкам или отстаивать индивидуальный, нестандартный подход в современной школе — проблематика романа Алексея Иванова, написанного в 1995 году.

Виктор Служкин, которого в одноименном фильме Александра Велединского сыграл Константин Хабенский, — уволенный из НИИ молодой ученый, который устраивается работать учителем географии в школе, но сталкивается с отсутствием заинтересованности подростков-учеников в предмете.

Как мотивировать учиться детей, которых беспокоят совсем другие проблемы личного характера? А главное, как заслужить их уважение, авторитет?

Не всегда дисциплину можно установить традиционными методами оценок и наказаний, в современной школе нужно исходить из доступных возможностей, как сделать предмет интересным и актуальным.

Служкин придумал отвести детей в поход, где показал им родные края, а заодно и проверил на прочность их принципы.

Конечно, школьные власти его самодеятельность не оценили…

Репетитор на своих занятиях может использовать нестандартные методы обучения — показывать фильмы, обучающие видео, рекомендовать игры и приложения. Не стоит воспринимать это как угрозу традиционному образованию, зачастую такие решения идут только на пользу. Но во всем важен баланс.

Фото: VOSTOCK, кадры из фильмов, фото спектаклей

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!