Психология6 мин.

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания

Как отличить банальное отсутствие воспитания от серьезных отклонений в развитии, рассказывает психолог Мария Баулина.

Малыши имеют полное право на капризы и непослушание, потому что находятся в самом начале пути социализации и «окультуривания». И чем младше ребенок, тем сложнее понять причины его агрессивности, невнимательности и порой странного поведения. Психолог Мария Баулина объясняет читателям «Летидора», как родители могут самостоятельно определить, когда речь идет о банальной невоспитанности, а когда пора обращаться за консультацией к специалисту.

Проведите тест на воспитанность

Максимально объективно оценить поведение малыша поможет перевоплощение в идеального родителя: нужно постараться хотя бы на несколько дней совсем не повышать голос на ребенка и не показывать свое раздражение или разочарование. При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Если проблемы ребенка связаны с использованием неоптимальных стратегий воспитания, то при их «оптимизации» поведение сына или дочери заметно улучшится. Конечно, вы вряд ли увидите, как у ребенка прорастают ангельские крылышки, но заметите, что с ним стало проще договориться. Главным итогом этого непростого эксперимента должно стать следующее наблюдение: когда вы себя хорошо ведете, ребенок тоже ведет себя лучше.

Заведите дневник

Если никаких положительных изменений за время проведения теста не произойдет, определите главную проблему в поведении малыша, которая вас беспокоит больше всего. Ваши наблюдения в дальнейшем помогут специалистам поставить точный диагноз и дать полезные рекомендации. С этой целью можно начать вести дневник, в котором вы будете отмечать частоту, характер и условия проявления огорчающей вас особенности.

В этот период (да и на будущее тоже) важно не обвинять малыша в непослушании и относиться к нему как человеку, который страдает не меньше вас. При ведении дневника обращайте внимание на следующие параметры:

1. Время суток, день недели, месяц. Настроение и поведение маленьких детей в значительной степени зависит от степени усталости, сонливости, погоды и уровня освещенности.

2. Чувство голода или жажды. Если эти две базовые потребности не удовлетворены, не стоит требовать от ребенка сознательного и примерного поведения. Криками и капризами его организм подает сигнал SOS, к которому необходимо прислушаться.

3. Температура. Для большинства детей «лучше примерзнуть, чем припаяться», поэтому они особенно чутко реагируют на жару. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.

4. Реакция на похвалу и порицание. Чувствительность к оценке родителя – основа воспитания. Если ребенок хотя бы иногда ориентируется на них, это очень хороший признак!

5. Наличие или отсутствие зрителей. Известно, что дети – искусные манипуляторы. Поэтому, прежде чем читать в Сети о разнообразных отклонениях в развитии, понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок, когда думает, что его никто не видит.

После выделения основных показателей, подлежащих вашей оценке, пора перечислить наиболее частые проблемы в поведении ребенка.

Агрессивность

Довольно часто взрослые расценивают агрессивные реакции малыша как немотивированные. Однако чтобы понять, так ли это, нужно взглянуть на проблему глазами ребенка. Например, если очень хочется покататься на качелях, то толкнуть сидящего на них «пользователя» – самый быстрый и эффективный способ добиться своего, ведь переговоры могут надолго затянуться и их результат непредсказуем. А если у ребенка еще и плохо развита речь, его выбор в пользу физической агрессии вполне оправдан.

Когда начать беспокоиться. Если в течение года при условии регулярных и доброжелательных объяснений, демонстрации приемлемых форм поведения малыш продолжает взаимодействовать с окружающими с помощью физической агрессии. Тревожным симптомом является и аутоагрессия – агрессия, направленная на себя: кусание, царапание самого себя, битье головой о твердые предметы и т. д. Отсутствие различий в поведении с близкими и с посторонними людьми – тоже нехороший знак.

Застенчивость

В современном мире существует определенная мода на коммуникабельность. Считается, что она – одна из составляющих успеха, поэтому нежелание ребенка водить хороводы воспринимается в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Но родители должны учитывать такое психологическое «свойство» ребенка, ка к темперамент.

Когда начать беспокоиться. Если практически отсутствуют ситуации, в которых ребенок стремится к общению. Например, он отказывается не только от шумных игр, но и от мысли выйти из комнаты к гостям, которые принесли ему интересный подарок. Или вообще отказывается говорить даже с хорошо знакомыми детьми и поддерживает общение лишь с некоторыми членами семьи. Также стоит обратить внимание на то, уменьшается ли застенчивость в зависимости от времени общения. Если ребенок не «оттаивает», например, к концу детского праздника, визита в гости или в процессе спокойного разговора, необходимо получить консультацию психолога.

Невнимательность

«Глупые» ошибки и неспособность сосредоточиться на занятиях часто беспокоят родителей, т. к. это основные врачи успеха в обучении. Однако многие взрослые чересчур требовательны к малышам: они забывают о том, что до 6 лет ребенок способен сохранять высокий уровень работоспособности в течение всего лишь 15-20 минут. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений, яркого и наглядного материала.

Когда начать беспокоиться. Если, несмотря на интересное, разнообразное и доступное для детского понимания задание, ребенок не способен сосредоточиться больше, чем на 5 минут. Это должно относиться абсолютно ко всем видам деятельности. А вот если у малыша есть любимая игра, в которую он может долго играть, или книжка, которую он листает в течение продолжительного времени, значит, проблема не в его невнимательности, а в том, что вы неверно подбираете задания. Понаблюдайте за тем, на что именно отвлекается ребенок: если он предпочитает бесцельно ходить по дому и трогать все, что попадается под руку, это тревожные признаки!

Повышенная активность

Детскую непоседливость и любознательность крайне трудно отличить от гиперактивности. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер. Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Например, малыш залезает на шкаф не только потому, что имеет возможность залезть так высоко, а потому что он играет в альпиниста или хочет достать коробку с конструктором.

Когда начать беспокоиться. Если повышенная активность сочетается с неловкостью и поступками, которые представляют явную угрозу для жизни и здоровья ребенка. Например, если малыш прыгает с большой высоты, выбегает на проезжую часть, трогает проходящих мимо людей или крупных собак, несмотря на ваши попытки оградить его от опасности.

Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.

Тег: