Детские дневники: открытие тайны для самого себя
Детские дневники: открытие тайны для самого себя
Дневник – это еще не литература, но может ею стать. Вести дневник – в сети или на бумаге – полезно и приятно. А вот насчет терапевтического эффекта дневника мнения наших экспертов разделились.
По поводу детских литературных дневников мы пообщались с московским драматургом и ведущей детской литературной студии «Кипарисовый ларец» при Литературном институте имени Горького Светланой Кочериной, и с двумя одесскими поэтами – Игорем Потоцким (ведет детскую литстудию в Библиотеке имени Гайдара) и Борисом Херсонским (не только пишет стихи, но работает психиатром).
Пять аргументов в пользу дневников
Нет ничего старомодного в том, чтобы вести дневник. Дневников в двадцать первом веке не меньше, а может быть, больше, чем раньше. Потому что огромная часть дневников перекочевала в Интернет, а другая огромная часть именно там и родилась. Известно, что дневники вели и ведут большинство писателей, поэтов и других людей литературного труда. Они начинали писать дневник еще в школе и продолжают делать это до глубокой старости. А вот сформировать в зрелом возрасте привычку записывать интересное, печальное, смешное и важное в дневник, на наш взгляд, намного сложнее, чем в юном.
Рассказывает поэт Игорь Потоцкий: «Всем ребятам я говорю, что надо обязательно вести дневник. Это здорово, потому что, во-первых, дневник учит регулярно работать. Во-вторых, дети рассказывают там о прочитанных книгах. Рассуждают, как в тех или иных ситуациях должны были действовать герои. В-третьих, в дневниках ребята учатся ставить цели. Как Давид Самойлов, который в 15 лет написал в своем дневнике, что он обязательно станет настоящим поэтом. И он стал поэтом. Я советую студийцам ставить СВЕРХЦЕЛИ. Дневник поможет этих целей добиться».
В студии «Кипарисовый ларец» при Литературном институте у всех юных поэтов, прозаиков и драматургов есть сетевые дневники. Кроме того, существует жж самой студии, в работе которого участвуют ребята.
Руководитель «Кипарисового ларца» Светлана Кочерина разделила детские дневники и блоги на три большие группы:
« Первая. Дневники литературные, где ребята выкладывают свои произведения. В таких дневниках и блогах убрано все личное. Авторы литературных блогов привлекают с их помощью читателей, участвуют в конкурсах внутри Живого Журнала.
Вторая группа. «Девчачьи» очень личные дневники девочек. Там пишут про родителей, учителей, мальчиков. Эти дневники обычно сильно запрятаны, под замками и кодами. И все же авторам хочется, чтобы их мысли узнали. Пару самых близких друзей допускаются к прочтению таких дневников.
Третья группа. Мальчики ведут аналогичные дневники. Но они более философские. О смысле жизни. И менее запрятанные».
Светлана Кочерина вспомнила и о других гранях пользы дневников:
- учат формулировать мысли,
- помогают анализировать события жизни.
Несколько слов про Анну
Эта история началась так: в день рождения отец подарил Анне Франк тетрадку. 12 июня 1942-го года Анне исполнилось 13 лет, этим же днем датирована ее первая запись. А вот начало записи от 14 июня, рассказывающая о дне рождения девочки:
"Воскресенье, 14 июня 1942 г.
Начну с того момента, когда увидела тебя на столе среди других подарков ко дню рождения. (То, что я накануне сама выбрала тебя в магазине, не имеет значения).
В пятницу 12 июня я проснулась в шесть утра. И не удивительно, ведь это был день моего рождения! Но встать так рано я не могла, так что пришлось усмирять свое любопытство до без четверти семь. Терпеть дольше было невозможно, и я спустилась в столовую, где меня радостно приветствовал наш кот Морши. В семь часов я заглянула к маме с папой, а потом в гостиную, чтобы рассмотреть подарки. Первым увидела тебя - мой самый лучший подарок.
Еще были букет роз и два букета пионов. От родителей я получила голубую блузку, настольную игру и бутылку виноградного сока, которое, по-моему, напоминает по вкусу вино (вино ведь тоже делают из винограда), настольную игру, баночку крема, 2.5 гульдена и талон на две книжки…»
Анна и ее семья скрывались в комнате за шкафом, когда по радио прозвучало обращение министра образования Нидерландов, он призывал жителей страны сохранять все документы, которые станут доказательством страдания народа, оккупированного фашистами. Министр образования упомянул среди важных свидетельств дневники.
Анна решила переделать дневник в роман, и все же книга, которая вошла в историю, называется «Дневник Анны Франк».
Бумажный или сетевой?
А значит, если у ребенка будет большая и красивая, чистая тетрадка (хотя она может быть маленькой и толстой, но обязательно симпатичной), это вероятно послужит толчком для хорошей привычки. Или лучше завести дневник сетевой, и бумагу с чернилами не переводить?
Отвечает поэт и психиатр Борис Херсонский: «Для самовыражения в диалоге с самим собой лучше подходит тайный дневник. Для тех, кому нужны собеседники и популярность – блог». У самого Бориса Херсонского тоже есть дневник в сети.
Поэт Игорь Потоцкий пока не привык к блогам: «Дневник – он таинственный. Его надо прятать. А сетевые дневники делаются на публику. И здесь сразу включается механизм самоцензуры. На бумаге человек может рассказать про плохие поступки, которые он совершил. Что он влюбился в девочку. На публику можно писать стихи и рассказы. Дневник – это открытие тайны для самого себя»
Лечебный эффект
Есть версия, что писание дневника – терапевтическое средство. Вот возникла проблема, и человек описывает ее в своей тетрадке. Смотрит на нее так и эдак. Пишет и плачет. Потом пишет и смеется. Проблема тем временем решается сама. Похоже на разговор с другом.
Игорь Потоцкий с нами не согласился: «На мой взгляд, дневник – это сгусток энергии. Никакое не лечебное средство».
Борис Херсонский тоже отрицает терапевтический эффект дневников: «Дневник - не лекарство. Но самовыражение может помочь узнать себя, посмотреть на себя со стороны».
Светлана Кочерина рассказала о том, как она работает с детскими проблемами, опираясь на их записи в блогах:
«Иногда родители так сильно хотят проникнуть в засекреченный блог ребенка, что идут на разные хитрости, заводят собственный блог от имени подростка, чтобы их отпрыск взял их в друзья, и они получили доступ к записям. Случаются целые детективные истории! Мне, как ведущей студии, дети доверяют свои тайные коды.
За записями студийцев я слежу очень пристально. Они дают мне возможность не пропустить какие-то болезненные моменты: в школе, общении, связанные с самоидентификацией. И потом, – конечно, не в прямую – я могу вынести проблему на обсуждение во время нашей встречи.
Я работаю с вундеркиндами. Представьте себе детей, которые пишут стихи всю свою жизнь. Стихи рождаются у них сами собой, и они к этому привыкли. Потом ребенку исполняется 14 лет – и ни звука. Он не может написать ни строчки! Этот момент важно не пропустить, потому что здесь поломались многие вундеркинды. Я рассказываю студийцам, что такое может произойти, что нужно быть готовым и как пережить эту полосу. Вот одна из ситуаций, на которую указывает дневник».
Образцовые дневники
А еще мы поинтересовались у наших экспертов, какие из литературных – как детских, так и взрослых – дневников повлияли на их жизнь.
Борис Херсонский: "Дневник Анны Франк - одна из самых трагических книг, которые были прочитаны мной".
Светлана Кочерина: "В юности на меня произвел грандиозное впечатление дневник Марии Башкирцевой. Заставил пересмотреть всю мою жизнь".
Игорь Потоцкий: "Есть дневники интересные, а есть скучные. Например, Блок в своих дневниках иногда совсем не талантлив, описывает, как он встал, поел… Но в тех местах, где он рассказывает о встречах с замечательными современниками – это просто захватывающе! Потрясающий дневник у Делакруа. Его мысли о творчестве впитали поколения художников. Образцовый дневник у Эккермана. Эккерман был секретарем Гете и записывал свои впечатления от встреч с Гете, идеи, фразы поэта. И получилась отличная книга-дневник - «Разговоры с Гете»".
Коллекция дневников
Блоги и страницы сетевых журналов, наверное, так и будут висеть в сетях, даже если автор перескочил на другой ресурс, а о старых записях и думать забыл.
Другое дело тетради! Постепенно их образуется огромное количество. Что делать с бумажными дневниками?
Свой вариант предлагает Игорь Потоцкий: «Надо найти коробку, ящик, сундук. Запереть и открыть лет через двадцать. Через двадцать лет подросший ребенок захочет сочинить повесть о своей юности – и весь материал будет у него под рукой»!
_ Читайте также:
Из чего же, из чего же сделаны девочки?
Диафильмы - снотворное нашего детства_