3 самых необычных социальных эксперимента с участием детей
«Летидор» обратился к психологу, арт-терапевту, энергопрактику и автору методик в области успеха и трансформации жизни Валентине Швец с просьбой прокомментировать самые любопытные эксперименты ученых, в которых участвовали дети.
Давайте узнаем, какие выводы мы можем сделать по результатам этих исследований и на что стоит обратить свое внимание мамам и папам.
Эксперимент №1. Про веру в человека
Вера в человека, будь то взрослый или ребенок, имеет огромное значение! И это подтверждает социальный эксперимент.
Американские психологи выбрали для участия самую обычную учительницу. Однако ей было сказано, что она прошла серьезный отбор.
Также учительнице заявили, что ее задача — обучать одаренных детей по обычной школьной программе и оценить их показатели в конце года. Но на самом деле гениальность этих учеников психологи, мягко говоря, очень сильно преувеличили.
Во время всего эксперимента, который длился целый учебный год, педагогу было запрещено общаться с родителями детей, а также с детьми на темы, не относящиеся к учебе. Она просто давала детям знания. В конце года результаты тестирования удивили исследователей: показатели знаний у детей, участвующих в этом эксперименте, были выше, чем у остальных учеников.
Учительница только развела руками — мол, по какой программе ни обучай одаренных детей, их показатели всегда останутся выше.
Эксперимент превзошел все ожидания, потому что (внимание!) на самом деле в нем участвовали двоечники и троечники!
А учительница даже не сомневалась в том, что она обучает одаренных детей.
Ученые доказали, что вера в людей способна творить чудеса. Мы часто хотим, чтобы наши дети учились хорошо. Но верим ли мы в них?
Рекомендации психолога:
Верьте в своих детей! Позвольте им показать вам, что они могут справляться с задачами сами.
Как часто мы просим ребенка в чем-то помочь, но на самом деле не верим в него до конца, поэтому контролируем или пытаемся выполнять поручение вместе с ним. Этим мы лишаем детей возможности учиться проявлять себя, поэтому во взрослой жизни они могут бояться ответственности.
И не забывайте откликаться на помощь сами, когда ее у вас просят дети!
Помните, все начинается с веры в человека.
Ну, и конечно, без любви тоже никак нельзя.
Эксперимент №2. Про страхи раннего детства
Один известный американский ученый Джон Уотсон занимался исследованиями страхов и фобий.
В его эксперименте 1920 года участвовал маленький мальчик, сирота по имени Альберт. Психолог планировал выяснить, могут ли объекты, к которым ранее человек никогда не испытывал негативных эмоций, вызывать страхи.
Выбор пал на игрушки — белую крысу и белого кролика, а также маску Санта-Клауса с бородой из ваты.
Ребенок с удовольствием играл с этими предметами целых два месяца. А потом условия изменились…
-
Когда маленький Альберт прикасался к крысе, за его спиной Джон Уотсон бил железным молотком по металлической пластине. И мальчик стал избегать контакта с этой игрушкой.
-
Через неделю условия изменились еще. Теперь просто появление крысы сопровождалось звуком от удара молотка. Ребенок заплакал, даже не прикоснувшись к ней!
-
В третий раз эксперимент был проведен через пять дней, когда ребенку показали белого кролика и маску Санта-Клауса из белой ваты (уже без крысы).
Несмотря на то, что не было каких-либо громких звуков, эти предметы вызвали страх и слезы у ребенка.
Этот эксперимент — повод задуматься над тем, в каких условиях растет ваш ребенок. Ведь привычные для вас, но пугающие для ребенка действия могут вызывать страх даже из-за того, что, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к ситуации. Однако объекты страха всегда имеют какую-то связь с пугающими обстоятельствами.
Большинство страхов и тревожность формируются в раннем детстве. И, к сожалению, если с ними не работать, они могут остаться на всю жизнь.
Рекомендации психолога:
Что делать, если ваш ребенок чего-то боится? Нарисуйте вместе с ним его страх на листке бумаги. Потом положите рисунок на другой чистый лист бумаги, который хотя бы в три раза больше первого.
Теперь в глазах малыша страх уже не кажется таким большим!
Попросите ответить на вопросы: «Почему этот страх пугает?» и «О чем страх хочет рассказать?» Пусть ребенок поговорит со своим страхом, а потом поблагодарит его за диалог и отпустит, помахав ему рукой.
Эксперимент №3. Про конфликты и конкуренцию
Этот эксперимент проводился турецким психологом Музафером Шерифом и его коллегами в середине ХХ века.
В нем принимали участие мальчики в возрасте 11-12 лет. Дети были разделены на две группы и пребывали в полной уверенности, что находятся в летнем лагере.
Задачей этого эксперимента стало изучение межгрупповых конфликтов и причин их появления.
- Первую неделю обе группы детей находились отдельно друг от друга. За это время в каждой из групп мальчики успели сдружиться.
-
На второй неделе всех объединили в одну группу. Практически сразу начались противостояния. Конфликты усилились после того, как психологи намеренно создали конкуренцию между детьми из разных групп.
-
Все изменилось на третьей неделе, когда перед участниками была поставлена задача. Им необходимо было решить общую проблему с водоснабжением. Вопреки всем конфликтам и конкуренции они все подружились.
Ученые пришли к выводу, что общее дело способно сплотить конфликтующих детей.
Рекомендации психолога:
Чтобы избежать конфликтов в семье, придумайте вместе с ребенком общее дело, за которое вы будете ответственны оба. Напоминайте о нем друг другу, чтобы не забыть.
Ссорятся братья и сестры? Пусть у них появится задача, которую им вместе важно решить.
Даже если вы сами росли в семье, где конфликты были слишком частыми, поймите, что сейчас вы создали другую семью. И теперь вам ничто не мешает любить своих детей и создавать атмосферу гармонии и счастья в своем доме.
Фото: Shutterstock.com