Опубликовано 26 августа 2017, 09:20

4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Редактор онлайн-школы «Фоксфорд» Соня Самсонова — о том, на что в первую очередь должны обратить внимание директора школ и чиновники от образования.
4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Нас не удивляет, что реформы образования не приносят ощутимых плодов. Правительство тратит миллионы рублей на невидимые перемены, а жизнь складывается из мелочей. Может быть, школа изменится, если начать с маленьких, но важных вещей?

Короткие перерывы между уроками

Обычная школьная перемена длится десять минут, а большая — до получаса. Чаще всего устраивают две перемены по двадцать минут. Часть родителей не видит проблемы в том, что ребёнок питается всухомятку и не успевает отдохнуть. Чем короче перемены, тем раньше школьник приходит домой.

Если не бояться гастрита и рассматривать школу как неизбежное зло, то удлинять перемены не нужно.

Когда школа — не срок, который нужно отбыть, а жизнь, которую стоит прожить, большой перемене отводят достаточно времени. В Японии, Англии и Америке перерыв на обед длится не менее 40 минут, а в школе полного дня — до двух часов. Дети успевают пообщаться и погулять. В столовой ученики покупают обеды или едят то, что принесли из дома, без спешки.

Продолжительность перемен определяет школа, а родители вносят предложения через управляющий совет. Если большинство решит, что детям нужно время на отдых, школа может изменить распорядок дня.

4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Отсутствие мест для хранения

Индивидуальные шкафчики учеников, или локеры, многие впервые увидели в кино. Американские школьники хранят в них учебники, сменку и форму для физкультуры. Польза локеров в том, что комплект книг на весь день и сменную обувь не нужно носить с собой. На дом берут только те пособия, которые пригодятся в подготовке домашней работы.

Зимой российские ученики надевали бы тёплую сменку из шкафчика, а не окоченевшую с мороза обувь.

К тому же туфли, которые хранятся в школе, трудно забыть дома.

Чаще всего на локеры у школ нет ни денег, ни свободного пространства. Некоторые охранные фирмы устанавливают шкафчики в школах и берут с родителей плату за аренду. С разрешения администрации родители сами создают места для хранения, но пока это редкость. Если родители готовы вкладываться, место найдётся.

4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Трёхбалльная система оценивания

Текущие «двойки» в журнал ставят редко, а за четверть или полугодие — ещё реже. «Кол» — это удобный способ отправить ученика на пересдачу, ведь единицу легко исправить на четвёрку. Из «нормальных» отметок остаются «3», «4» и «5».

Оценивание с помощью трёх цифр несправедливо.

Ученик, который справляется со школьной программой, и победитель международной олимпиады получат одну и ту же «пятёрку». Чтобы поощрить старательного троечника, учитель ставит ему «4», как и отличнику, который «может лучше».

Единых понятных критериев оценивания в российской школе нет. Те, кому довелось сменить школу, ощутили это, когда внезапно выбились в отличники или скатились в троечники. Дело не только в программах обучения. Исследователи выяснили, что оценки школьников только на четверть зависят от знаний, а остальное складывается из активности на уроках, сообразительности и поведения. Все неакадемические слагаемые учитель оценивает по своим ощущениям и наблюдениям.

4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Родители, учителя и ученики могут изменить систему текущего оценивания в своей школе. Для этого нужно ввести отметки до семи, десяти или двадцати баллов и договориться о критериях. Учителя будут использовать «1» и «2» балла, а не только верхние отметки. Наивысший балл будут ставить не за отличную, а за блестящую работу.

Для аттестата отметки, конечно, придётся привести к традиционной системе, но процесс обучения станет честнее.

Туалеты без дверей и бумаги

В интернете достаточно взрослых воспоминаний и детских впечатлений о школьном туалете. Как правило, это неприятное место, где легко почувствовать себя беспомощным. Есть по крайней мере два способа разорвать круг, в котором убогое туалетное бытие определяет варварское туалетное сознание школьников.

Путь изобилия выбирают директора и родители с запасом терпения и денег.

Взрослые оплачивают ремонт и работу уборщиц, чтобы в туалетах всегда было чисто. Дорогие диспенсеры полны мыла, а в антивандальных держателях не кончается туалетная бумага. Дети ломают и жгут, взрослые объясняют и ждут. Со временем отношение детей меняется.

Другой способ решить проблему — сделать туалет безопасным местом уединения. Директор одной из московских школ превратил туалеты с унитазом и умывальником в тесные помещения, куда невозможно войти вдвоём. Туалет, в котором нельзя общаться, трудно использовать не по назначению, да и незачем.

4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Большие начинания в образовательной политике ничего не изменили в укладе школы. Взрослым — родителям, учителям, директорам — по силам сделать немногое и при этом значительно улучшить качество школьной жизни. Присоединяйтесь к работе управляющего совета в своей школе, чтобы менять школу изнутри. А если вы устали бороться с системой, переходите на онлайн-обучение.

Фото: Shutterstock.com, МИА «Россия сегодня»