Право

Как говорить с детьми о плохих новостях из СМИ

Как говорить с детьми о плохих новостях из СМИ

Сегодня дети в любой момент могут увидеть новости (по телевидению, радио или в Интернете). Согласитесь, не все из них несут угрозу для детской психики. Некоторые даже могут стать положительным примером или вызвать интерес ребенка к тому или иному предмету. Но если новость связана с демонстрацией жестокости, родителям следует быть внимательными.

Такое из ряда вон выходящее событие как атака террориста может вывести из равновесия и взрослых, а ребенку испугаться – еще проще. Малыш может подумать: «А вдруг это случится со мной? А вдруг это произойдет с моими родителями?». Его тревожность начнет проявляться в повседневной жизни. Все это может привести к тому, что теперь ребенок начнет бояться даже того, что раньше воспринимал спокойно (например, раскатов грома).

Под впечатлением от съемок нападения, стрельбы на улицах, похищения детей, а также природных катастроф, уничтожающих все на своем пути, ребенок может перестать доверять окружающим людям и миру вообще, считая, что это недружелюбное место. Как быть родителям в такой ситуации? Непременно разговаривайте со своими детьми о том, что они смотрят или слушают, чтобы вовремя аккуратно объяснить особенности того происшествия, которое их шокировало.

Как дети воспринимают новости

В отличие от фильмов и развлекательных программ, новости реальны. Но в силу своего возраста дети еще не могут понять разницу между фантазией и действительностью. Все, что они видят на экране телевизора, кажется им реальным. Для некоторых детей яркие впечатления от увиденной новости могут трансформироваться в уверенность, что это произойдет с ними.

Девочка, которая видит репортаж о теракте в автобусе или метро, вдруг подумает: «А что, если я буду следующей? Это может произойти со мной!». Она вполне может начать бояться общественного транспорта. Мальчик, который видит, как чей-то дом смыло наводнением, не уснет всю ночь, переживая о том, способна ли выстоять его многоэтажка, ведь за окном ливень.

Безусловно, новости нужны. Правда, они, с одной стороны, позволяют людям быть в курсе того, что происходит в противоположном полушарии, но, с другой стороны, ограничивают наше восприятие, предлагая подчас слишком высокую концентрацию жестокости. Портрет современного общества получается не самый радужный и, безусловно, ограниченный. Это тоже следует иметь в виду.

Читайте также:

Мир за стеклом: стоит ли ограждать детей от плохой информации

дети у тв.jpg

Чтобы успокоить ребенка, родителям нужно быть готовыми к тому, что следует говорить правду. И только правду. Но не больше, чем нужно услышать малышу. Главное здесь – не рассказать историю в деталях, а помочь ребенку почувствовать себя в безопасности. Несмотря на то, что некоторые вещи, к примеру, наводнение или землетрясение, неуправляемы, и в этом случае вполне реально подбодрить детей. Важно, чтобы они открыто говорили о том, что их пугает. А для этого необходимо взаимное доверие.

Детям постарше, безусловно, будет недостаточно простого объяснения. Подростки нередко скептически интересуются не тем, о чем говорят в новостях, а тем, как это происходит и сколько это стоит. Впрочем, такой настрой может скрывать внутренние опасения. Если тинейджеры беспокоятся из-за определенной истории, помогите им справиться со страхами. Поверьте: даже простая готовность взрослого выслушать станет для ребенка очень ободряющим знаком.

Подростков можно отвлечь обсуждением того, что стало причиной появления на экране именно этого душераздирающего репортажа: чтобы повысить рейтинг программы или потому что это действительно событие, достойное общественного резонанса. В этом случае пугающая история превращается в интересную дискуссию о роли новостных программ как таковых.

Читайте также:

Признаки стресса у детей

дети смотрят тв.jpg

• Обращайте внимание на передачи и новости, которые увлекают вашего ребенка. Это позволит лучше понимать, что влияет на его поведение.

• Смотрите новости с детьми, чтобы вовремя оградить их от нежелательных, пугающих эмоций.

• Регулярно обсуждайте с ними происходящие события. Важно помогать детям разбираться в историях, о которых они постоянно слышат. «Что вы думаете об этих событиях? Как вам кажется, почему они произошли?» – эти вопросы позволят вывести разговор на другой уровень.

• Преподносите истории в ясном контексте. Демонстрация того, как одно событие связано или, наоборот, не связано с другим, позволяет детям лучше понимать происходящее.

• Переводите дискуссию от волнующего сюжета к более широкой проблеме. Например, от истории о наводнении можно перейти к рассказу о благотворительности. Говорите о том, как вы и ваши друзья могли бы помочь пострадавшим. Дети смогут вновь почувствовать уверенность в завтрашнем дне и ощутить себя в безопасности, если вы расскажете им о взаимопомощи и сочувствии.

• Обращайте внимание на маркировку программ и телешоу в зависимости от возраста детей. Если вам кажется, что содержание передачи или репортажа не подходит для ребенка такого возраста, как ваш, никто не осудит, если вы переключите канал.

Новости не обязательно сопровождаются агрессивными иллюстрациями. К примеру, специальные телепрограммы, журналы и прочие издания, созданные для детей, обычно не так сильно впечатляют и уж точно меньше расстраивают, но при этом также дают малышам нужную информацию.

Читайте также:

10 телеканалов для детей