Отдых

Спокойный отъезд: что стоит сделать перед поездкой в детский лагерь

Спокойный отъезд: что стоит сделать перед поездкой в детский лагерь

Активные или сдержанные, застенчивые или бойкие – из года в год в зимнем лагере собираются очень разные дети. При этом каждый чувствует волнение перед долгой разлукой. Смогу ли я жить в коллективе? Кто поселится со мной в одной комнате? Примут ли меня другие? Каковы вожатые? Говорим о том, как родителям помочь детям преодолеть тревожность.

Чтобы ребенок уезжал смело, попробуйте себя в роли персонального тренера и помогите ему перед отъездом подготовиться к отрядной жизни. Воодушевленный, он сможет легко приспособиться к новым ситуациям, расширить свои горизонты и открыться другим – качества, которые помогут ему выстроить свою личность.

  1. Если ваш ребенок не привык расставаться с вами, перед отъездом увеличьте количество выходных, проводимых им у бабушки с дедушкой в одиночестве. Это будет лучшей тренировкой.

  2. Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, чтобы не привить отвращения к этому на всю жизнь. Поэтому лучше отправляйте его в лагерь, где есть возможность выбирать занятия по своему усмотрению, а не посвящать все время чему‑то одному, будь то танцы или тот вид спорта, который вашему ребенку явно не очень интересен.

  3. Не говорите ребенку, как сильно вам будет его не хватать и что вы уже считаете дни до его возвращения. Вы рискуете вызвать у него чувство вины и уничтожить всякое желание ехать в лагерь.

  4. Чтобы он не чувствовал себя забытым, присылайте ему сообщения по электронной почте или SMS, если у ребенка есть мобильный. Он будет рад получить новости от вас и узнать о последних семейных событиях до своего возвращения из лагеря.

  5. Заодно предложите и бабушкам-дедушкам отправить письмецо любимому внуку (внучке). Но самому ребенку не надоедайте, требуя от него подробных ежедневных отчетов о лагерной жизни. Основную информацию вы всегда можете получить у руководства лагеря, а все подробности узнаете потом – приберегите свои вопросы ко дню возвращения вашего путешественника.

  6. Если накануне отъезда ребенок очень сильно волнуется, не отправляйтесь на место общего сбора слишком рано. Расставание пройдет легче, если ребенок сядет в автобус или поднимется в поезд сразу после того, как вы прибудете на стоянку или вокзал.

Николя Кртолика, вожатый в лагере:
Как отличаются правила поведения и вообще жизни в лагере от тех, что существуют дома и в школе? Лагерь – это исключительный момент в жизни ребенка, поскольку он ограничен по времени и в нем нет тех, кто обычно правила устанавливает (родителей, учителей), а кроме того, он отчасти позволяет ребенку «начать все сначала», стартовать еще раз, безотносительно к его прошлому. Если семья и школа учат ребенка серьезным вещам, лагерь вносит свою лепту в его развитие с помощью игр и развлечений. Лагерь сохраняет все правила жизни в коллективе, принятые ранее (уважение к другим, к месту, к вещам и т.д.), но добавляет в них игровой элемент.

Ребенок на своем опыте выясняет, до какого предела можно наслаждаться жизнью, не нарушая при этом правила коллектива. Мы учим детей быть гибкими, любознательными, узнавать других, не нарушая их личное пространство. Лагерь также учит правилам самообслуживания. О ежедневной уборке напоминается до тех пор, пока дети не научатся делать это автоматически.

Чему учит ребенка жизнь в коллективе? Жизнь в коллективе учит ребенка всему тому, что будет составлять его повседневную жизнь. Одно из основных правил лагеря – это взаимопомощь. Мы подталкиваем ребенка обращать внимание на своего соседа, если у того возникают трудности. Также мы даем понять детям, что соблюдение правил коллектива – обязательное условие для каждого. Например, все дети, живущие в одной комнате, ответственны за их общее пространство, мы призываем соблюдать их правила вместе. В случае нарушений наказание (на самом деле оно сведено к минимуму, чтобы не портить пребывание в лагере) применяется ко всем обитателям комнаты. Таким образом, ребенок понимает, что каждое его действие влияет на жизнь и самочувствие других.

Как поддерживать хорошие отношения с коллективом

 

детский лагерь зимняя программа.jpg

Восьмилетняя Лиза впервые едет в лагерь и задается множеством вопросов. Должна ли она слушаться вожатых так же, как классную руководительницу? Кто будет ею заниматься, если она заболеет? Как себя вести, если у нее нет настроения или она с кем‑то поругалась? «Чтобы дружно жить в группе, надо хорошо относиться к другим и вместе с этим быть самой собой», – объясняет Лизе мама. А для этого надо рассчитывать на свои собственные силы. Лиза спортивная, смелая, веселая и любит помогать другим. Человеку с такими прекрасными качествами очень нужен друг нежный и спокойный, который сможет утешить в случае неудачи или во время болезни. Остается выбрать подходящего человека, чем‑то похожего по характеру на ее доброго папу, к которому Лиза всегда может обратиться за поддержкой и сочувствием. Также она хорошо знает, что если вы говорите с кем-то без агрессии, то собеседник отвечает вам в той же манере.

Чтобы легко уживаться с коллективом, важно иметь крепкую веру в себя. Поэтому лучший способ подготовить ребенка к лагерю – чаще подчеркивать его сильные стороны и внимательно следить за тем, чтобы не делать пустых комплиментов. Ведь чтобы быть в состоянии помочь кому‑то или организовать игру, необходимо понимать, что у тебя это здорово получается! Помогите ребенку получить правильное и четкое представление о себе.

зимняя программа отдыха.jpg

Семилетний Денис мечтает поскорее поехать в лагерь… но в то же время боится конфузной ситуации, которая может произойти ночью. Время от времени он писается в постель, и ему страшно представить, как отреагируют другие мальчики, если они это заметят. «Будь уверен, не только с тобой время от времени происходят подобные ночные неприятности, – говорит ему папа. – Сделай так, как делал я, когда был маленьким: потихоньку вытаскиваешь запасную пижаму из тумбочки, в случае если ты проснулся уже мокрым. Встаешь чуть раньше других, чтобы принять душ и предупредить вожатых, которые помогут тебе незаметно поменять простыню. Даю тебе еще одно поручение: помоги тому, с кем произойдет подобная ситуация, и тихонько позови вожатого. Поверь, взрослые уже привыкли к таким проблемам».

По возвращении Денис рассказал папе, что лично у него не было никаких проблем, но однажды он помог одному из своих друзей – отдал ему свою запасную пижаму и проводил в душ.

Обратите внимание ребенка на то, что небольшие проблемы – экзему, шрамы под одеждой, родимое пятно – может иметь кто угодно. Это помогает ребенку быть доброжелательным к другим и не чувствовать разницы с ними.

Первый раз в детском лагере.jpg

Девятилетний Николай едет в лагерь впервые. Незадолго до отъезда он начал волноваться и признался маме, что боится не найти там себе друзей и остаться без компании. Чтобы успокоить его волнение, мама приглашает домой одного из приятелей Николая, который бывал в лагере уже много раз и ездит туда с большим удовольствием. За ужином его с интересом расспрашивают о жизни в отряде, и мальчик охотно делится разными тонкостями: как найти друзей, как не попасться вожатому, когда все дурачатся вечером в комнате, или как распорядиться карманными деньгами, чтобы не оказаться на мели в середине смены.

Картины такой жизни, описанные приятелем, оказываются такими захватывающими, что заставляют Николая забыть о своих волнениях. У него остается только одно срочное дело – сегодня же вечером попросить у папы денег на карманные расходы!

Друг, хорошо знакомый с жизнью в лагере, – идеальный советчик для ребенка, который едет туда впервые. Имея опыт, он объяснит новичку, как правильно действовать и как не стоит себя вести. Эти сведения избавят ребенка от беспокойства и помогут ему лучше адаптироваться к новому образу жизни.

Из книги Мадлен Дени «Трудности взросления», издательство Clever.