Не могу сказать «пока»: как правильно расставаться с детьми
Не могу сказать «пока»: как правильно расставаться с детьми
Для маленьких детей мама и папа – это символы огромного, нерушимого мира. Младенцы счастливы, когда находятся на родительских руках, и спокойны, пока любимые люди не исчезают из поля зрения.
Но едва малыши начинают ползать, а затем и ходить, они вдруг ощущают себя отдельными от родителей единицами и испытывают первое беспокойство: «Я могу уйти далеко от мамы! Мама может меня покинуть!» Естественный страх – потерять из вида хотя бы на минуту того, к кому малыш привязан, ведет к тому, что маленький хвостик всегда бегает за родителем. Как правило, таким родителем становится мама, которая посвящает ребенку больше времени. Ей не дают отлучиться в ванную, устраивают слезные сцены при попытке оставить с бабушкой, в общем, открыто противятся любой идее отпустить маму по своим делам.
Такое детское поведение считается нормой развития, впервые проявляется еще до года и обычно длится до 3-4 лет, хотя в некоторых случаях может и затянуться. Распространенная родительская реакция на детские слезы при расставании – уходить тайком, отвлекать ребенка и выскальзывать за дверь, пока он замешкается, обещать принести что-то вкусное, а в некоторых случаях и стыдить: «Такой большой, а все плачешь». Увы, эти методы трудно назвать помощниками. И все же работа, личные дела и желание родителей отдохнуть от забот семейных никуда не исчезают. Как настроить детей на то, что временные расставания – это нормально, и сделать так, чтобы разлука на несколько часов переживалась легче?
Как ни странно, улучшить ситуацию поможет именно практика недолгих расставаний. Желательно, чтобы в окружении малыша с рождения были люди, готовые время от времени за ним присматривать: родственники или няня. Чтобы ребенок привыкал к их обществу, приезжайте друг к другу в гости и не ограничивайте совместное общение. Только при непосредственном контакте малыш привыкает к лицу и голосу бабушки, а та узнает характер ребенка, учится с ним играть, отвлекать, успокаивать. Если ребенок хорошо знает человека, который заботится о нем в отсутствии мамы и папы, он ведет себя более спокойно при расставании, а слезы, если они все-таки случаются, высыхают быстрее, ведь бабушка знает, чем заинтересовать малыша и как переключить его внимание.
Поначалу удаляйтесь на короткие периоды: в магазин на 10 минут, в кассу в парке аттракционов – купить билет на карусель, пока малыш останется возле карусели с папой или другим родственником. Иногда ребенку проще расстаться, если «пока» говорит он сам – придумайте интересное дело, которым можно будет заняться без вас: например, малыш с бабушкой идет гулять в парк и сам машет вам рукой, а после их ухода отправляетесь по делам и вы.
Опыт недолгих разлук полезен для ребенка тем, что у него складывается понимание: у взрослых есть и другая, важная для них часть жизни: работа, отдых, хобби, удовольствия. Отпуская маму и папу, ребенок постепенно учится уважать их интересы, даже если эти интересы не связаны с ним. К тому же время без родителей – это обучение самостоятельной игре. В присутствии другого взрослого ребенок учится общаться с разными людьми, занимать себя, придумывать из набора окружающих предметов новые игры. Да и опыт недолгого «скучания» по родителям тоже важен.
Чаще всего детьми движет иррациональный страх, что с мамой или папой может случиться что-то нехорошее, едва они выйдут за дверь. Поэтому главное, что могут сделать родители – выразить уверенность в том, что с ними все будет в порядке и они обязательно вернутся. Сдерживайте данные детям обещания и приходите вовремя, даже если дети в силу малого возраста не различают часы и минуты. Объясните, во сколько вы будете дома, с помощью понятных ориентиров: после тихого часа, к началу передачи «Спокойной ночи, малыши», когда маленькая стрелка будет на цифре шесть. Будьте уверены в том, что ребенок не смотрит пугающие телевизионные передачи, не слышит от родственников о криминальных происшествиях и других негативных новостях, чтобы он не переносил подобные сцены на свои переживания о разлуке с родителями.
Как вести себя при расставании?
• Не исчезайте тайком. В ситуации «побега» легко лишь родителям: они не видят детских слез. Ребенок же может почувствовать себя обманутым: только что мама с ним разговаривала, попросила принести машинку из детской комнаты, а вот уже ее нет в квартире. В следующий раз, опасаясь внезапного исчезновения мамы, ребенок просто будет ходить за ней по пятам или бросаться в плач, едва завидев на пороге няню или бабушку.
• Говорите правду. Неважно, отправляетесь вы на работу, в кино, в ресторан или на встречу с друзьями – простыми словами объясните малышу, где вы будете и что вы там планируете делать: «Я еду на работу считать цифры» или «Мы с папой идем на день рождения, где будут только взрослые». Чтобы ваши слова были понятны детям, рассказывайте им о своей жизни вне дома: как вы проводите время на работе, с кем сегодня встречались, кто из родственников передавал вашему малышу привет и гостинец с взрослого юбилея.
• Будьте настроены уверенно и доброжелательно. Дети хорошо считывают интонацию, и, заметив неуверенность и страх взрослого признаться, что ему нужно в парикмахерскую или в магазин, они готовы воспользоваться главным своим оружием – слезами. Скажите спокойно: «Я иду в парикмахерскую сделать красивую прическу» или «Мне нужно купить продукты, чтобы испечь твой любимый пирог», улыбайтесь, не тяните время и не уговаривайте малыша вас отпустить.
• Не откупайтесь угощениями или подарками. Дети, хотя и любят подарки, не ассоциируют ваш уход с заменой на сладость или игрушку: это не равноценные для них понятия. Будет лучше, если без всяких обещаний вы принесете малышу что-нибудь приятное, тогда он будет понимать, что, даже находясь далеко, вы о нем думали.
• Составьте для ребенка список дел. Перед своим уходом расскажите, что он будет делать без вас. Можно нарисовать или написать крупными буквами список, в котором малыш будет зачеркивать выполненные пункты: поесть, посмотреть мультфильм, порисовать, почитать, помочь бабушке приготовить ужин и так далее. Всегда по-доброму отзывайтесь о человеке, который остается с ребенком: «Какие вкусные блинчики печет наша бабушка, с чем ты их будешь есть: с джемом или со сметаной?», «Я слышала, что вы с няней сегодня будете лепить Деда Мороза? Сфотографируете его на телефон и отправите картинку мне на работу?»
• Придумайте ритуал ухода. Даже годовалому малышу необходим условный знак, означающий, что вы уходите: махание рукой, объятие, поцелуй, шуточная фраза. Повторяющиеся действия, ставшие традицией (поцеловать, закрыть за папой или мамой дверь, помахать рукой в окно) помогают ребенку проще воспринимать не самую любимую его ситуацию – расставание с близкими. Может быть, ритуалы начнут помогать не сразу, но, если они будут повторяться, ребенок постепенно проникнется доверием к тому, что, даже если мама или папа сейчас уйдут, они, как это всегда происходит, обязательно вернутся.