Отдых

Лагерь 2.0: рыба и нож

Лагерь 2.0: рыба и нож

Чем помогает рация и не помогает анти-комариный браслет, зачем учиться потрошить рыбу, как правильно бить отцов и почему наши спектакли такие несовременные - вторая часть репортажа из семейного лагеря в Белоруссии.

Фотографии: lideikafront-ieremamakatty, alexandrushka, sonchen

Перечитал первую часть репортажа - и подумал, что если судить по этому тексту, лагерь у нас какой-то ботанический вышел. Верёвки там, детские книжки, картинки из риса... Нужно ли ради этого ехать в такую даль? Видимо, нужно. Во-первых, потому, что всеми этими вещами интересней заниматься в хорошей компании и за городом. Город мешает.

Хорошо, но зачем тогда дикая Белоруссия, если сейчас нам доступно множество приличных зарубежных курортов? Да, возможно, что и наш лагерь на следующий год окончательно перебазируется куда-нибудь в Турцию. Но мне в этом случае будет очень не хватать того рыбалочно-туристического настроя, который тут получился. Родные леса, короче. И вторая половина репортажа - как раз про эту часть программы.

Лесные технологии

"Вчера Ева во сне свалилась с непривычной местной кровати - сама не пострадала, но расстроилась, что нас с Китом нет, мы рыбу ловили. Хорошо, что сосед Алексей за мной сразу пришел".

Очень в тему оказалась новая пара раций. Теперь, если Ева проснулась ночью, то Midland G9 в моём кармане говорит спокойным голосом:  "Папа, я хочу пить. Приём-приём!" Возвращаюсь - сидит в кровати с фонарём и рацией, деловая такая колбаса.

Раций в лагере много, с некоторыми мы даже состроились, хотя серьезных поводов использовать массовую коммуникацию не было. Точнее, был один - финальный Квест, который проходил в лесу. Мы там сидели в засаде слишком долго, потому что один отряд немного заблудился. Хотя потеряться негде было, просто лишние полчаса шли. Но я тогда подумал, что надо было дать ведущим рации. Однако обошлись и без них.

Заметил также, что многие общаются по рациям на стандартных каналах и никак не шифруются:  включаешь скан и слушаешь чужие разговоры. Это несколько непривычно после мобильников, которые как бы приватные.  С другой стороны, сразу понимаешь, что это самое "как бы" ровно такое же. Только в случае рации ты можешь сам управлять процессом, меняя каналы и коды. А у мобилы всё скрыто: ты просто не знаешь, какие ещё люди тебя слушают.

Впрочем, есть и минусы. Кит озадачил интересным вопросом: почему у рации нет функции "пропущенные вызовы"? И действительно, не такая уж сложная фича. Но на рациях я такого не видал ни разу, даже на профессиональных. А может, всё-таки бывает?

Ещё из новых технологий: тестировали анти-комариные браслеты, с маслом какого-то цитрусового. Не работает нифига. Вернулись к классическим аэрозолям и фумигаторам.  Но вообще комаров в этом году было меньше... или мы привыкать начали?

Кстати о привычках: ни в прошлый раз, ни сейчас я ничего не писал про быт и питание в лагере. Но некоторые участники уже отметились комментариями в духе "как это ужасно - кушать кашу вилкой". И конечно, их тут же поддержали френды из разряда тех, кому очень хотелось оправдать своё не-участие в таких лагерях.

Что тут скажешь? Я в последние годы как раз стараюсь показать детям технологии самостоятельной жизни. И где, как не в летних лагерях,  это делать. До того, как поехать в лагерь Жени,  мы с Китом проходили туристический интенсив в другом, по-настоящему лесном лагере, где люди живут в палатках, еду готовят на костре, моются в бане из полиэтилена, а электричество добывают на короткое время из генератора. И когда ночью, спасаясь от холода, пытаешься залезть во второй спальник, будучи уже в застегнут в одном спальнике, да при этом тебя кусает в темноте оса - вот это действительно неудобно.

После этого покушать кашу вилкой и пойти спать в домик с постельным бельем и электричеством - милое дело. А если помнишь туристическое правило КЛМН (иметь собственную Кружку, Ложку, Миску и Нож), то можешь и ложкой покушать. Я, кстати, это правило постоянно забываю: в этот раз не взяли своих кружек, пришлось чужие цыганить.

Зато расчёсываться в лагере необязательно!

eva_kalya.jpg

 А еще можно ходить босиком и на голове!

kids.jpg

 

"И вот на эту последнюю удочку, на последнего червяка, за час до отъезда, я вытаскиваю самого большого подлещика. Прямо такая замануха: "а если бы вы не уезжали..."

Пару удочек сделали в первый же день:  помня о прошлогодних дубинах из рябины, я более тщательно обыскал лес и нашёл орешник. Из него удочки прямые и легкие.

Основной рыболовный мастер-класс развернулся в следующие два дня. Теперь мы сразу стали ловить на червя и опарыша, и рыба пошла явно крупнее, чем в прошлом году на булку.Даже Ева вытащила окуня на полкило. Кит поймал несколько хороших подлещиков. Плюс еще краснопёрки, уклейка - в общем, вполне познавательный аквариум вышел. А Соня поймала отличный момент в кадр:

fishing1.jpg

 

В выходные дожди утихомирили детвору, зато пошла рыбалка взрослая. В понедельник мы даже умудрились встать в 6 утра и половить в прекрасном утреннем тумане.

А потом начался северный ветер, нагоняющий волны прямо на наш берег. Вначале казалось, что рыбалке конец; но местные рассказали, что именно с ветром приходит к берегу лещ. И точно: в следующие два дня я трижды наблюдал, как пацаны поднимают над водой здоровых рыб килограмма на два... рыбы висят пару секунд, как бы в качестве шоу, а потом лениво дергаются - и обрывают леску вместе со всеми снастями.

 

fishing2.jpg

Со спиннингом я тянул целую неделю, но когда ветреный лещ наконец перестал клевать, добрался и до блёсен. Особенно весело было вытащить первую щуку в четверг, сразу после слов Кати "Ну, наверное теперь уже до конца смены рыбы не будет...". Вторую щуку, поменьше (на килограмм примерно) вытащил в пятницу.

А еще в этом году мы довели "рыбный цикл" до конца - то есть поели этой самой рыбы, которую поймали. Правда, первый опыт с завяливанием лещей оказался неудачным, до них добрались какие-то жуки. Зато щук запекли в фольге на углях. Первая вышла очень вкусная, вторую пересушили, но тоже ничего.  

pyke.jpg

С рыбой возник ряд неожиданных педагогических вопросов. Вначале немного достали девочки, которые приходили на пирс и давили на жалость  окружающих, типа "выпустите бедную рыбку, она же умирает".  Я терпеливо  объяснял, что мы тут другому учимся. Противоположному. Рыба, которую вы в магазине покупаете - она тоже умерла. Её поймали и убили. Пусть дети увидят и поймут этот процесс, а дальше уже сами сделают выводы о своих отношениях с  рыбой.

 
На второй день Кит со своим новым приятелем стали выпрашивать у меня одну рыбину с явно хулиганскими намерениями. Как я выяснил из расспросов, они задумали ее разрезать, чтобы посмотреть внутреннее устройство, а заодно подложить кому-то её голову.  Я конечно отказал, и тут же получил когнитивный диссонанс. Сам ведь только что поощрял ловлю рыбы ради изучения процесса. Разрезать - вполне логичное продолжение исследовательского интереса. Тогда почему я против? В конце концов сослался на паразитов, которые в рыбе. Но для себя противоречие все-таки осталось.

Через три дня я снял его.  Ну, для себя по крайней мере. Пойманных щук перед запеканием надо было потрошить - и вот этот процесс я во всей красе показал Киту. С понятным объяснением причины: мы будем эту рыбу готовить и есть, и для этого её действительно надо разрезать. Это происходит со всеми животными, которых ты потом ешь. Вот и погляди, как это делать. Со следующего года будешь ездить в лагеря без меня - вдруг понадобится самому в лесу прокормиться.

  • Ну ты папа и варвар… - сказал ошеломлённый Кит. - Мне запрещал рыбу резать, а сам ей КИШКИ ВЫПУСТИЛ! Меня сейчас стошнит!

Да, шокирующая процедура, если первый раз видишь. Но с другой стороны, в девять лет пора бы знать. У Евы с этим как-то проще, кстати. Она с самого рождения с мамой на кухне тусуется, всё видела. А этот молодой учёный-идеалист пропустил ряд базовых знаний.

luki.jpg

"Перед сном Ева впервые выступала в театре. При этом дочка заядлого ненавистника автомобилей в своей первой роли изображала легковую машину, "самую удобную и самую красивую". Диалектика, сказал бы Гегель".

В прошлом году у меня случился хороший стимул, чтобы написать обзор лагеря: дурацкая статья в "Большом городе" с рекламой Бахтина, в лагере которого дети ставят пьесы про Собчак и Навального. В этом году я прочитал нечто похожее про "Берендеевы Поляны": там один из ведущих радовался, что преподаватели в лагере обсуждают Болотную площадь.

А по мне, такие разговоры – лишь очередной печальный пример управления толпой. То есть хорошим показателем летнего лагеря (для меня) является  отсутствие заразных политических тематик. Увы, из-за наличия мобильной связи (the media is the virus itself) некоторый запашок навализации просочился и к нам: ах, посадили зайчика! К счастью, большинство наших взрослых оказались действительно взрослыми, то есть людьми с собственным миром. Поэтому о кумирах офисного планктона никто не говорил.

О чем же говорили? Да о разном – это и есть самое интересное. Меня, например, однажды позвали провести биологию для малышей, рассказать о насекомых. Получилось  забавно: начал я около муравейника в окружении четырехлеток, но уже через 15 минут детей рядом не было вообще. Зато стоял хороший кружок взрослых: обсуждали эволюцию, паразитов, прививки и другие насущные биологические темы.

Что касается спектаклей - тут были и «Муха-Цокотуха», и «Груффало», и «Принцесса на горошине», и много ещё всего:

muxa_tsokoruxa.jpg

taz.jpg

А мы с Китом и Евой устроили кукольный спектакль по моему старому стихотворению «Катя и Таракан». Кукол сделали из пары пластиковых бутылок и проволоки. Больше я переживал, выучит ли Ева свою роль. Репетировали всего три раза, а там целых шестнадцать строчек, она постоянно сбивалась.

 
В итоге всё прошло отлично.  Но самое интересное случилось на  следующее утро. Ева разбудила меня около восьми, села рядом на кровати… и прочла наизусть полный текст нашей пьесы. А это уже девяносто строк, между прочим. Неплохо для четырех лет.

eva_katya.jpg

 

tarakan.jpg

"Вообще меня давно интересует, насколько специальные "детские песни" нужны детям. Ну то есть, нужны ли они в таких количествах, как их крутят по "Детскому радио", или на разных детских мероприятиях? -  все эти "динозаврики", "зайчишки", "кузнечики" и прочие "лунтики"... Почему детям обязательно впаривать песни про каких-то уменьшительно-страдательных персонажей?  Есть подозрение, что всё это бело-пушистое музыкальное сюсюкание, возведенное в культ - это просто способ заработка для второсортных поэтов и композиторов".

В прошлом году мы только шутили, что вот-вот начнём петь детям "Гражданскую оборону". А в этот раз практически с неё и начали.

Ну, не первой же песней, конечно.  Процесс обычно так идёт: начинается с каких-нибудь  общепонятных лирическо-бардовских песен. Некое такое вежливое ни-о-чём. Но потом начинает  вскрываться коллективное подсознательное, золотые наши аудио-ключики: "Кино", "Алиса", "Наутилус", "Крематорий"... И вот здесь возникает некое смущение: чего это мы детям поём?

В этот раз на первой же посиделке без смущения прошли эту стадию сразу и пошли дальше, где ГО и Янка. "Уже пели Ноль?" - спрашивает кто-то из  вновьприбывших, и ему отвечают: "Да, уже было".

И только после, ближе к концу смены, добрались до Высоцкого, Окуджавы и прочего русского языка, которым русский рок не блещет. Но без "роковой" стадии в эту часть памяти просто не добраться, по-моему.

И стесняться перед  детьми тут нечего. Это музыка нашей молодости, это наш звоночек собаки Павлова. Нет для человека никакой "более лучшей"  музыки по сравнению с той, на которой он вырос. «О бейби-бейби, ты  просто мышь!»

guitar.jpg

Однако интересно, что такое отношение к песням находится в сильном контрасте со спектаклями, о которых сказано выше. Спектакли-то в основном по детской классике делали. Наша «Катя и Таракан» оказалась самой модерновой пьесой, если судить по году написания.

Почему так? Наверное, потому, что  песня – это лишь отдельное настроение, выплеск эмоций без плана и целей. Настроения могут быть сколь угодно современными, они могут говорить на любом новоязе. И не только могут, а должны: для массового выплеска эмоций очень важна новизна названий, поскольку сам процесс выплеска банален и всегда одинаков, а человеку нужно рациональное объяснение своей причастности к одной конкретной толпе. Тут и работает общее кодовое слово.

А спектакль  - это уже целая ролевая модель, последовательный план коллективных действий. При такой задаче шелуха модных слов слетает довольно быстро. Хотя бы потому, что стройных и небанальных действий в нашей жизни гораздо меньше, чем красивых слов. И совсем не удивительно, если все эти действия описал Чуковский в «Мухе-цокотухе».

Нет, я совсем не против, если мне и моим детям покажут другие, хорошие и разные роли для подражания. Но что-то у современников с этим не клеится - ни в театре, ни в литературе, ни на площадях.  В таких условиях нужно либо самому писать пьесы, либо вспоминать хорошо забытое старое. Что мы собственно и делаем.

"После полдника - Большой Квест! Семь команд, и каждой надо пройти семь баз, чтобы собрать полную Карту, которая ведет к логову Дракона, который украл Ключ от Сладкой Мастерской. На каждой базе - свои трудные задания".

Вообще разных коллективных игр в лагере было много –  Почта, Клады, Гороховый конструктор, Пентагон, Колотилки, Тайный Друг – каждый день что-то такое глобальное. Но составить о них представление можно по моим прошлогодним отчётам. Что в этот раз концептуально отличалось, так это Квест. Вернее, финальная битва Квеста.

В прошлом году дети отбирали ключ у одного Дракона. И разделались они с Драконом довольно быстро. Так что некоторым, особенно старшим, не хватило драматизма, который бы оправдывал длительное выполнение заданий на контрольных пунктах Квеста.

На этот раз возникло более хитрое решение: сделали несколько ключей. И отобрать их нужно было у целой банды Бадов. Честно говоря, до лагеря я был не в курсе этой зоко-бадовской мифологии, и сначала вообще считал Бадов "биологически активными добавками". Это явно отрицательный  герой современности, можно было с таким представлением и остаться. Но когда на меня самого надели чёрный пакет из-под мусора, я понял: выходит отличная психотерапевтическая игра про Избиение Отцов! Ну а что, многие дети мечтают иногда поколотить собственного папашу.

fight.jpg

fight2.jpg

Играть роль монстров собрались не все папаши, а только штук шесть, но общая символика вышла вполне очевидной. Лупили их дети поролоновыми мечами не менее получаса, постепенно отбирая ключи. Я пишу "их", потому что меня лупили меньше: меня свалили довольно быстро, и сразу содрали чёрный прикид монстра. Но остальным папашам досталось. Гештальт жжот!

Потом была Сладкая Мастерская, запуск фонариков и прощальный костёр.  Вымотавшиеся дети заснули очень быстро. А взрослым уже стало грустно.

"У Кита кружится голова в автобусе, а ночью в поезде все малыши заводятся по очереди: Плюша с температурой кричит, Гриша от нее просыпается и бузит, Ева просыпается и расчесывает комариные укусы, Вася падает с полки... Словно мы едем в какой-то неправильный мир - из правильного."

Наверное, в летнем отпуске обязательно должно быть что-то неприятное, чтобы хотелось домой.  Иначе непонятно, что делать, когда ничего неприятного в отпуске не происходит, и ехать обратно в Прорезиненную совсем  не хочется.

В этом году лагерь получился ещё интересней, но в результате и "городняшка" после него сильнее. Хотя понятно, что нужно двигаться дальше,  наблюдать в себе и закреплять полезные изменения, даже маленькие – постепенно, не спеша, так что результат всё равно будет положительный.  Я об этом всем рассказываю, приводя пример, как в прошлом лагере я бросил курить, хотя до этого курил целых 20 лет.

Но всё равно от ломки никуда не деться, вместе с сопутствующей простудой и соплями, в которых я сижу сейчас. Многие точно так же заболели, вернувшись в город. Причём взрослых ломает сильнее, чем детей. Моих так вообще не ломает, наоборот: стали дружнее. Ева после лагеря почти не дерётся с братьями: иногда они больше часа играют втроём в одной комнате, без взрослых и без жалоб, что кажется невероятным.

А взрослым надо всё-таки придумать общие способы борьбы с этой ломкой. Может, просто чаще встречаться? Но не очень хочется встречаться только для того, чтобы обменяться соплями. Значит, опять нужна какая-то Большая Игра. Но пока её нет.

молчим
распалось надвое
бревно в костре

ozero4.jpg

Фотографии: lideikafront-ieremamakatty, alexandrushka, sonchen