Отдых

Как рождаются городские легенды: 5 мистических мест Москвы

Научный сотрудник и антрополог Никита Петров рассказал нам, как обычные памятники становятся культовыми и обрастают поверьями, а также развенчал самые популярные городские мифы.

Я антрополог и фольклорист. И если описать мою работу очень кратко, то выглядит это так: я собираю различные предания и легенды по всей России. В этом мне помогают личные беседы, телепередачи, книги, фильмы, Интернет и даже работы археологов. А затем пытаюсь понять, как и для чего люди рассказывают эти истории, что это может дать для понимания города или конкретного места.

В этом, наверное, мою профессию можно сравнить с работой детектива. Чем древнее и крупнее город, тем больше в нем мест, с которыми связаны разные легенды. Особенно много их в Москве с ее бурными и непростыми периодами развития. Причем некоторые поверья появились относительно недавно. Каждый миф, конечно, уникален по-своему, но в его рождении есть свои закономерности, некоторые из которых можно проследить.

Итак, где погулять в столице любителям пощекотать нервы, поклонникам истории и современных традиций.

Улица Большая Ордынка

© depositphotos.com

Призраки из книг

Существует легенда, что ночью на Большой Ордынке можно увидеть призраки кошек. Они гуляют одной стайкой, и встретить их — к большому несчастью. Когда я услышал эту историю, то очень удивился: Ордынка, конечно, старый район Москвы, но почему тут вдруг проявилась кошачья тема — непонятно.

Оказалось, что впервые эта легенда упоминается в книжке 2012 года «Москва мистическая», написанной Еленой Коровиной. Якобы однажды две сестры, державшие большое количество кошек, поссорились из-за жениха. И младшая выгнала старшую вместе с ухажером и домашними питомцами в придачу. «Так, может, эти кошки бродят теперь по округе, призрачные и неприкаянные, выгнанные из кошачьего рая?» — добавляла Елена.

Писательница, как и принято у авторов работ, посвященных «мистическому краеведению», ссылалась на предание XIX века. Но я перерыл все возможные источники того времени — и подобной истории не нашел. Разве что в знаменитой книге XIX века Михаила Пыляева «Замечательные чудаки и оригиналы» есть несколько рассказов о кошколюбивых дамах, но не более того.

Моя студентка даже написала в издательство, которое выпускало книгу Елены. Но и там не могли сообщить никаких ее контактов, даже профиля в соцсетях и фотографий в Интернете не было. Мы начали подозревать, что это псевдоним, а история — вымысел автора. А позже наткнулись на новость, которая могла подтвердить эти догадки: в 2007 году догхантеры на Ордынке перетравили множество собак, и, видимо, следуя мистическому порыву и вдохновляясь историями, изложенными у Пыляева, Коровина именно эту новость облекла в форму городского предания, чтобы привлечь внимание к этой улице.

В свое время похожим образом родилась легенда про большого черного кота, призрак которого возникает возле здания мэрии Москвы. Якобы он появляется тут ровно в полночь, гуляет по Тверской, а после исчезает в подворотне. На самом деле кошачий московский призрак «возник» с легкой руки директора Музея революции, который однажды упомянул в интервью, что видел такого кота.

Музей-усадьба «Коломенское»

© depositphotos.com

По следам археологов

Многие называют музей-усадьбу «Коломенское» мистическим местом. Особенным здесь считается Волосов (Голосов) овраг, где стоит Конь-камень, помогающий мужчинам, и Девий — женщинам. Также тут рассказывают про зеленый туман, пройдя через который, оказываешься в другом измерении. Кажется, будто так было всегда, но на самом деле легенда очень свежая и родилась лишь в конце ХХ столетия. По крайней мере, никто из моих респондентов, живших рядом с Коломенским в 1940-70 годах, не слышал ничего подобного.

Вероятно, всему «виной» — археологические раскопки. Примерно тогда ученые решили изучить овраг Коломенского, на месте которого раньше протекала речка. Жители местной деревни когда-то там стирали одежду, купались и, конечно, ни о каких параллельных мирах не думали. Археологические работы привлекли внимание — раз копают, значит, здесь что-то важное. Место начало обрастать легендами.

Я регулярно наблюдаю, как работа археологов способствует появлению преданий и приурочиванию их к месту раскопок. Например, когда мы ездили в Смоленскую область в экспедицию, местный житель стал рассказывать, что тут в кургане Наполеон закопал свою золотую карету. Я удивился, спрашиваю: «Почему именно здесь?» «Ну как, — отвечает человек, — пять лет назад ученые приезжали, огородили все, экскаваторы работали. Не иначе как карету искали!»

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя

© depositphotos.com

Городские легенды из СМИ

80-е годы ХХ века вообще очень интересны для фольклористики. Контроль над прессой ослаб, и СМИ стали все больше обращаться к мистическим темам. Сначала легенды приводились в журналах вроде «Науки и жизни», а потом появились прямо-таки культовые издания, где фольклор уже всячески обыгрывался и переосмысливался.

Например, именно в то время появилась идея о проклятии места, на котором стоит Храм Христа Спасителя. Легенда гласит, что здесь находилась обитель женского Алексеевского монастыря, монахини которого героически сопротивлялись наполеоновским захватчикам и смогли спасти ценности и другое монастырское имущество. А после войны император Николай I приказал отправить монастырь в Сокольники, а все постройки — снести. Настоятельница обители отказалась ее покинуть и приказала приковать себя цепями к дубу, который рос посреди монастырского двора. Игуменью силой заставили подчиниться, но, уходя, она прокляла это место, предсказав, что «стоять на нем долго ничего не будет». Поэтому современному Храму Христа Спасителя долго не простоять, утверждают городские легенды.

На самом деле, если разобрать источники, становится очевидно, что ничего этого не было. Да и даже представить себе такое невозможно, потому что такое поведение игуменьям никоим образом не положено. Эта история, как и многие другие, появилась в 1980-е годы в одном из журналов того времени — и успешно закрепилась в московском фольклоре.

Лужков мост

© depositphotos.com

Сценарий для жизни

Пожалуй, одна из самых известных городских традиций — вешать замочки на Лужковом и Патриаршем мостах в знак долгой любви, верности или дружбы. Традиция эта не чисто московская — она существует уже по всей России, Западной и Восточной Европе, и всего-то с начала 2000-х. Поводом для нее, вероятно, послужил выход романа, а затем — и фильмов «Три метра над уровнем неба» и «Римские приключения».

Любопытно, что в самой книге ничего про это нет, а в фильме сценка с замочками уже появляется. Идея пошла в народ, и вот уже они начали появляться по всей Европе — сначала разные, кто какой найдет, а позже — миниатюрные, красивые, купленные в специально открывшихся под эту традицию фирмах.

Интересно, как с этим справляется городская администрация, ведь дополнительные сотни килограмм на мосту — это опасно. В Париже, например, один из таких мостов даже рухнул.

Да, можно бесконечно спиливать замки или переживать за устойчивость моста, а можно принять традицию, как это сделал «Гормост», предложив людям специальные железные деревья, на которые эти замочки можно развешивать. И вот один за другим символы супружеских пар появляются уже там, где это безопасно и выгодно администрации.

Станция метро «Площадь Революции»

© МИА «Россия сегодня»

Личные истории

Иногда достаточно какой-то личной истории или шутки в Сети, чтобы легенда начала жить своей жизнью. Я вижу довольно часто в своей практике, как какое-то обсуждение в Интернете обрастает подробностями — и через некоторое время доходит до меня обратно уже через СМИ, блоги или другие источники в новом виде.

Похожая судьба у станции метро «Площадь Революции». Пожалуй, она была обречена на то, чтобы стать легендарной из-за огромного количества скульптур. Скульптуры немедленно вызывают интерес людей, а в рамках городского пространства начинают еще и нести дополнительный смысл, о котором создатели, конечно, и не думали.

Так, памятник Достоевскому возле Библиотеки имени Ленина становится «памятником радикулиту», а собака на «Площади Революции» — символом удачно сданной сессии. Ведь рядом, например, журфак МГУ и много других факультетов. Потер собаке нос — и дело в шляпе. Статуя «Матрос с флажками» (точнее, матрос-сигнальщик с линкора «Марат»), если потрогать флажок, помогает исполнить самое сокровенное желание, а «Революционный матрос с наганом» — провести день удачно, если потереть этот самый наган.

Истории, которые мы постоянно передаем друг другу, воспринимаются уже как реальные и даже подкрепленные личным опытом. Возможно, эта статья тоже заставит кого-то поверить в одну из них. Так, на всякий случай!

Фото №1: Станция метро «Площадь революции» (Depositphotos.com)