Эко-гид для родителей: как правильно любить природу?
Говорят, чтобы любить природу, хорошо бы для начала с ней познакомиться поближе. И желательно завести знакомство с самого раннего детства. Тогда лозунги о сохранении окружающей среды будут не просто словами, а тем, что отзывается в сердце и побуждает к действию.
Современные дети много слышат о глобальном потеплении, загрязнении Арктики и перепроизводстве пластика, но все меньше общаются с природой и получают свой собственный уникальный опыт: ходить босиком по мягкому зеленому мху, упасть в поле и смотреть на облака, построить дом на дереве и найти запруду бобра - много ли современных детей могут позволить себе такую роскошь?
А ведь именно эти поэтические воспоминания часто помогают человеку понимать, зачем спасать китов на далеком краю Земли или беречь воду и электричество у себя дома. Люди склонны заботиться о том, что знают.
В 2002 году исследователи выяснили, что 8-летние дети в Англии лучше различают персонажей из мультика про Покемонов, чем виды деревьев и животных (например, такие, как дуб и бобер). А вот как можно проверить себя:
Еще в середине 2000-х американский журналист Ричард Лоув написал книгу "Последний ребенок в лесу" о поколении современных детей, которым недоступны простые радости их родителей: самостоятельные прогулки, походы в лес, общение с миром животных и растений.
5 шагов к культуре заботы о природе
1. Познакомиться поближе
Начать знакомство с природой легко - достаточно оглянуться вокруг и перейти к изучению ближайших окрестностей:
• Что за деревья растут в вашем дворе?
• Какие цветы и сорные травы пробиваются из-под земли?
• Какие птицы сидят на ветках?
• Какие звери бегают по вечерам?
Когда флора и фауна двора станет вам знакома, можно переместиться в ближайший парк. В помощь любознательным детям и родителям замечательные Зина Сурова и Ксения Дрызлова придумали книжку "Находилки". Вооружившись книгой, фотоаппаратом и карандашами, можно отправляться на прогулку.
Если книги под рукой не оказалось - распечатайте бесплатные pdf-странички на сайте KoKoKo Kids!
2. Проводить вместе больше времени
Вы уже слышали про дефицит общения с природой? Это еще не медицинский диагноз, но уже вполне реальный феномен, который изучают исследователи во всем мире.
Современные дети почти не гуляют самостоятельно. На улице много машин, грязный воздух, опасные незнакомцы и совсем нет детей, с которыми можно пускать в лужах кораблики. Да и природы вокруг становится все меньше - с ростом городов зеленые насаждения становятся все больше редкостью.
Американские школьники проводят около 6 часов в день, глядя в какой-нибудь экран. Прогулки на улице сократились почти вдвое, также уменьшается и количество времени, которое дети проводят вне специальных структурированных занятий - просто играя и исследуя мир. Растет количество детей, которые получают антидепрессанты и другие психиатрические препараты для коррекции поведения.
В то же время, терапевтическое воздействие природы на человека известно сотни лет. Современные исследования показывают, что общение с природой благотворно влияет на детей с СДВГ, депрессией, в условиях высокого или хронического стресса.
Во всем мире становятся все популярнее "Семейные клубы любителей природы" - родители и дети собираются вместе и отправляются на прогулку в парк или даже в ближайший лес. Подобные прогулки устраивают мамы в Москве, новости про "Семейные лесные встречи"ищите на страничке сообщества в живом журнале.
Олеся Ханина , инициатор "Семейных лесных встреч": "Свободная игра в естественной обстановке леса жизненно необходима нашим детям для гармоничного развития. Если мы хотим, чтобы наши дети умели сливаться с природой и чувствовать себя ее частью, то они должны регулярно проводить время на природе. Даже московские дети могут себе это позволить – в нашем городе много кусочков достаточно дикого леса, в одном из таких мы и встречаемся."
Если вы читаете по-английски или по-французски, то здесь вы найдете удобное руководство по организации такого клуба у себя в сообществе.
3. Делать подарки
Любовь и забота проявляются в делах. Взрослые хорошо понимают язык денег и благотворительный взнос на спасение гигантских панд вполне укладывается в привычную картину мира. Детям проще воспринимать что-то более конкретное, в чем они сами смогут поучаствовать. Что хотите сделать вы?
• Приготовить печенье для птиц весной?
• Вместе рассортировать мусор?
• Собрать старые батарейки от игрушек и сдать на переработку?
• Устроить соревнование и забраться на свой этаж по лестнице вместо лифта?
• Посадить дерево?
• Ходить в магазин с сумкой и авоськой?
• Взять на прогулку многоразовую бутылку с водой?
• Отправиться волонтерами в заповедник?
• Рассчитать свой след в экологии окружающей среды?
Забота о природе может оказаться настоящим праздником, а может - рутинным повседневным делом. Важно подмечать свои хорошие дела, пусть даже и небольшие. Как говорит известный защитник окружающей среды сэр Пол МакКартни: "Думай глобально, действуй локально".
4. Понять, как все устроено
Иногда людям важно узнать, как устроена та или иная природная система, чтобы начать заботиться о ней. Например, почему нельзя в лесу разрушать муравейник, ведь так интересно узнать, что там внутри? Как мусор вредит птицам? Что едят белки?
На занятиях в Зеленой школе в Парке Горького или в Зоологическом музее дети разного возраста знакомятся с миром животных и растений. Подростков ждут в эко-клубах и школе юного биолога при МГУ им. Ломоносова, а на каникулах - летних экологических лагерях.
Кучу опытов и экспериментов вполне возможно провести дома вместе с детьми.
• Вырастить на балконе огурцы и календулу?
• Устроить муравьиную ферму?
• Собрать гербарий?
5. Рассказать друзьям
Есть дела, которые не под силу одной семье, зато как раз подойдут для группы детского садика или целой школы.
В мире появляются "лесные" школы и садики, где дети в любую погоду гуляют и много времени проводят на свежем воздухе. К счастью, современная одежда для детей устроена так, что даже полежав в луже с мокрым снегом ребенок имеет все шансы остаться сухим и теплым.
Ученые выяснили, что дети, которые проводят время на природе, лучше концентрируются, более наблюдательны и лучше владеют языком. Как обеспечить контакт с природой детям в городских школах и садиках? Создать во дворе учреждения природную площадку, а для занятий после уроков - городскую ферму.
На природной площадке дети контактируют с растениями, песком, камнями, деревом, водой, а иногда и с огнем или снегом.
Такую площадку обычно создают ландшафтные архитекторы и дизайнеры вместе с родителями, детьми и педагогами. А стоит такое место для игры гораздо дешевле типового оборудования. Самые надежные производители оборудования для детских площадок уже давно применяют опыт природных площадок для разработки новых объектов.
Создать природную площадку на школьном дворе или на территории детского сада родители, дети и педагоги могут своими руками при минимальной поддержке экспертов.
Источник фото. Больше примеров здесь.
Самый простой способ начать свое путешествие к заботе о природе - принять участие в ежегодном мероприятии Час Земли.
29 марта миллионы людей по всему миру выключат свет и электроприборы, чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата.
Как помочь детям полюбить природу, нам рассказала директор "Зеленой Школы" в Парке Горького Ксения Будина :
• Дать возможность исследовать ее.
• Не пугать (например, пауками), не передавать своей неприязни или страхов.
• Не принуждать (гулять по три часа или копать грядки). Лучше делать то, что любишь сам. Если любишь копать грядки, сделай это так, чтобы и детям тоже захотелось копать.
• И еще нужно давать общаться с природой - заводить домашних животных или птиц. Это работает. Если даже ребенок не будет убирать сам клетку попугаю, то пусть говорит с ним по утрам - это будет уже очень хорошо.
• А еще, если жалеть кого-то в природе - это тоже хорошо. Когда жалеешь, тогда любишь.
• Нужно обращать внимание ребенка на красивое в природе - отражения, цвета, запахи. Когда видишь красивое, тогда тоже начинаешь любить.
Как мой собственный детский опыт общения с природой помогает мне в работе сейчас? Не знаю, как коротко ответить на этот вопрос. Я любила жить на даче: выходить из задней калитки на лесную дорогу, сразу же за калиткой садиться в самую гущу кустарника черники и сидеть есть ее. Любила сосны вокруг и мох, запах этого леса. Ужасно боялась пауков и паутин. Никогда не боялась червяков или улиток. Потрясали гигантские муравейники в лесу - они были больше метра в высоту. Жуки пожарники - добрые персонажи.
Озеро. Запах сырости и туман на пустой дороге вечером, когда на велике спешишь домой на даче и волнуешься, что уже поздно и ты задержалась, а бабушка уже вышла навстречу. Воспоминания, детство - просто люблю их. Не знаю, как помогают. Наверно, продолжать их любить и искать снова похожих? Разделять их со своими и с другими детьми!