Зачем учить ребенка плавать в одежде: российский спасатель — об опыте голландцев
По данным Всемирной организации здравоохранения утопление — третья причина смертности от непреднамеренных травм в мире. По оценкам экспертов, ежегодно тонут около 360 000 человек.
Самые высокие показатели утопления приходятся на детей — наибольшему риску подвержены группы от 1 до 4 лет и от 5 до 9 лет.
В развитых странах давно знают об этих рисках и предпринимают соответствующие меры. Так, в США ни один бассейн (в спортивном комплексе, доме отдыха и где бы то ни было еще) не может функционировать, если при нем нет спасателя (lifeguard), работает множество сертифицированных пляжей, где заботятся о безопасности людей.
В России в обязательном порядке спасатели работают только в аквапарках и на пляжах, допущенных санитарной инспекцией.
В обычных бассейнах обязанности по безопасности часто возлагаются на тренеров, которые должны не только выполнять свою работу — учить плаванию, но и следить за каждым человеком на воде. В бассейнах, открытых на территориях спа-центров, домов отдыха, и на открытых водоемах за безопасностью отдыхающих вовсе никто не следит.
Мы не знаем, как тонут дети
Спасатель международного класса с 22-летним стажем работы Сергей Ковалев уверен, что так быть не должно.
«К сожалению, трагедии на воде происходят достаточно часто. Виной тому две причины, — рассказывает Сергей. — Первая — люди не заботятся о своей безопасности. Вторая — многие просто не знают, что происходит, когда человек тонет, и как это выглядит».
Всю информацию о тонущих людях мы получаем из художественных фильмов (часто не очень хорошего качества), где задача режиссера и актеров — показать утопление красиво и зрелищно. Все хлопают руками по воде, кричат: «Тону! Помогите!»
«На самом деле люди тонут не так, они тонут тихо и беззвучно. Ни одного всплеска или звука,
— объясняет Сергей. — Сейчас человек на воде — через секунду уже утонул. Особенно часто так происходит с детьми».
Дети, которые не умеют плавать, часто тонут в метре-двух от родителей. Взрослым кажется, что ребенок рядом и все под контролем. Но под контролем он только тогда, когда плавает почти вплотную, на расстоянии вытянутой руки.
Как обезопасить детей во время отдыха на воде — опыт Нидерландов
Несколько лет назад Сергей Ковалев открыл Школу безопасности WST. Сначала главной целью спасателя было подтянуть знания своих коллег, познакомить с новыми методами работы.
Сергей всегда много путешествовал по миру, стараясь перенимать опыт зарубежных спасательных групп, изучил систему подготовки спасателей в США и решил поделиться знаниями, открыв свою школу.
«Сейчас стало модно далеко бегать и далеко плавать. Проходит много соревнований по триатлону, любительских заплывов. Плавают много. Поэтому мы помогаем взрослым чувствовать себя на воде более уверенно», — поясняет Сергей.
Постепенно в Школе появился запрос не только на курсы для спасателей и занятия для взрослых, но и на тренинги с детьми.
Появились занятия по выживанию в лесу, по обучению детей первой помощи, а также занятия по плаванию в одежде.
Последнее звучит необычно, но, оказывается, то, что для нас в новинку, в некоторых странах успело стать частью образовательной программы для школьников.
Занятия по плаванию в одежде Сергей подсмотрел у нидерландцев.
Нидерланды — страна, изобилующая водоемами, и государство, заботясь о безопасности своих граждан, разработало специальную систему обучения плаванию, которая в том числе включает в себя необычные тренинги по плаванию в одежде.
Глава школы WST познакомился с этой системой случайно, когда путешествовал по Нидерландам и стал свидетелем странных занятий.
«Будучи в Голландии, я ходил в местный бассейн. Благо бассейнов в Голландии много, и в них не нужны никакие справки и шапочки. Заплатил 5 евро и плавай! — рассказывает Сергей. — Я ходил в разные бассейны и стал замечать, что каждый раз одновременно со мной на соседней дорожке занимается толпа детей 5-10 лет.
Прямо в одежде они ныряли и делали разные упражнения в обуви и в куртках. Мне стало интересно, и я решил разузнать все об этом».
Так Сергей познакомился с системой обучения плаванию, которая существует в Нидерландах уже четвертый десяток лет.
С 1984 года ее запустил Национальный совет по безопасности на воде, который занимается обучением населения плаванию. Организация ведет большую просветительскую и практическую работу, итогом которой стали 15-миллионов сертификатов, выданных жителям Нидерландов за время существования организации (при населении страны 17 миллионов 300 тысяч человек!).
Программа, которую разработал совет, интересная, разноплановая и позволяет совершенствоваться до бесконечности, уверяет Сергей.
Основу обучения составляют три базовых уровня — А, В и С ,завершив которые обучающиеся получают сертификаты. Обучение добровольное, можно и не тратить на него свое время. Однако большинство нидерландцев предпочитает заботиться о своей безопасности.
К тому же без сертификатов вы фактически связаны по рукам и ногам.
Без него вам разрешат плавать в бассейне только со спасательным жилетом или нарукавниками — таковы правила.
Уровень A дает возможность свободно плавать в бассейне, уровень B — в аквапарке, C — на открытой воде (канал, море).
Если группа школьников едет туда, где предполагается отдых у воды, а у кого-то из детей нет сертификата уровня C, администрация образовательного учреждения может отказать этому ребенку в поездке или попросить одного из родителей сопровождать его.
«Конечно, сертификат не гарантирует 100% безопасности. Однако когда ребенок умеет не только держаться на воде, но и плавать в одежде, это говорит о том, что в экстренной ситуации он будет бороться за свою жизнь по меньшей мере 15-20 минут, за это время его спасут», — уверяет Сергей.
Готовиться к получению сертификатов можно с 5 лет. Ребенка учат плавать брассом, кролем, отдыхать на воде лежа на спине.
Сначала он занимается в купальном костюме, в шортах и майке (уровень A), затем в длинных штанах и рубашке (B), затем в куртке и ботинках (C).
Первый уровень длится 48 часов, следующие — по 12 часов каждый. Занятия проходят 2-3 раза в неделю.
«Здесь не руководствуются принципом “быстро и лучше”, — говорит Сергей. — На сайте совета безопасности написано, что быстрое обучение приводит к быстрому забыванию. И я полностью с этим согласен».
Занятия в одежде нужны для того, чтобы, окажись дети в одежде в воде, они не испугались.
Читайте также
_ «Люди тонут зачастую не из-за того, что не умеют плавать, а из-за паники, которая охватывает их, когда они внезапно оказываются в воде,_ — объясняет Сергей. — Если ребенок вдруг свалился с пирса в одежде в воду, на него действует огромное количество стресс-факторов, которые в совокупности приводят к утоплению. Вода часто бывает холодная, мутная, возможно, в ней есть течение…
Обучая свободно передвигаться в куртках и брюках в воде, голландцы убирают хотя бы один из этих стресс-факторов и создают детям условия, максимально приближенные к реальности. Это отчасти гарантирует, что, упав в открытую воду, ребенок сможет применить свои навыки».
Открыть занятия по безопасности в воде в России — миссия невыполнимая
Переняв опыт коллег, Сергей захотел перенести знания на нашу почву. И тут столкнулся с проблемой.
Выяснилось, что россияне готовы платить только за то, что вызывает острую необходимость. Поскольку навыки выживания на воде и оказание первой помощи в эту категорию не входят, люди разводили руками и задавали спасателю вопрос: «Зачем мне это?»
Администрация бассейнов также не увидела за этой инициативной ни пользы, ни источника дохода.
Несмотря на то что все оборудование и одежда закупается только для занятий и больше нигде не используется (требования к одежде очень строгие: вынимается х/б пыль из карманов, все комплекты и обувь новые), Сергею отказывают в проведении занятий почти все бассейны столицы.
Но он не сдался и, используя дружеские и рабочие связи, все-таки нашел выход из ситуации — сумел договориться о занятиях для детей в двух бассейнах.
Тренинги в спасательных жилетах проходят в бассейне «Буревестник», а плавание в одежде — в небольшом бассейне в фитнес-центре «Гагарин» в подмосковном городе Жуковский.
Сергей выбрал из голландской программы самые интересные упражнения и сформировал свою программу, нацеленную на то, чтобы дать ребенку опыт выживания на воде в условиях, приближенных к экстремальным.
Интересно, что занятиям в спасательных жилетах Сергей придает не меньшее значение, чем плаванию в одежде.
«Спасательный жилет — штука классная, но в ней тоже надо уметь входить в воду и плавать.
Если человек оказался в жилете в воде, наверняка это аварийная ситуация, которая произошла далеко от берега, и здесь тоже нужно знать, как себя вести. В спасательном жилете не утонешь, но есть большая вероятность переохладиться. Поэтому мы учим детей, как правильно двигаться, если оказался в жилете в воде, как сохранять тепло, а также как правильно в нем куда-то залезать и т.д.»,— объясняет Сергей.
Тренинги, разработанные Школой, рассчитаны на детей, которые уже умеют уверенно чувствовать себя в воде и плавать.
На каждом уроке обязательно присутствует двое взрослых. Один — инструктор, показывает и объясняет упражнения на бортике. Второй — спасатель, находится в воде и обеспечивает безопасность детей.
Проект Сергея больше социальный, чем коммерческий, так как из-за редкой специфики у Школы большие затраты на организацию и проведение таких занятий. Несмотря на то что Школа старается сделать цену за одно занятие максимально комфортной для семей (до 1500 рублей за один урок), люди все равно неохотно записываются на тренинги.
Проблема в том, уверен Сергей, что в нашей стране отсутствует социальная культура заботы о своей безопасности.
И скорее люди отдадут 2000 рублей за мастер-класс по гончарному мастерству или сходят в кино, чем вложат деньги в действительно важное дело.
Однако Сергей не расстраивается и уверен, что со временем люди поймут ценность таких занятий. Он считает, что о безопасности на воде и таких занятиях необходимо говорить как можно больше и тогда, возможно, лет через 10 люди не будут задаваться вопросом «Зачем мне это надо?» и будут, подобно нидерландцам, заботиться о себе и своих детях.
Фото: VOSTOCK, Facebook/Nationale Raad Zwemveiligheid, Школа безопасности WST