Образование

Я сравнила школы в Москве, Казани и деревне, и вот кто «победил»

Постоянный колумнист «Летидора» и мама пятиклассника решила рассказать о том, почему ее сын третий раз за четыре учебных года меняет школу и с какими трудностями ей пришлось столкнуться.

Нурия Архипова скоро во второй раз станет мамой, поэтому она уже рассказала нам о том, как можно сэкономить на покупке крупных вещей для младенца и на гардеробе будущей мамы, где лучше вести беременность – в ЖК или платной клинике, почему беременный работник – это особенный работник.

А сегодня наш колумнист рассказывает о старшем сыне, который в этом году идет в пятый класс в новую школу – уже третью за весь период обучения.

В этом году в моей жизни произошло много изменений и событий. Одно из важнейших – переезд моего сына ко мне. Моему мальчику 11 лет. Ввиду отсутствия собственного жилья и условий для правильного развития ребенка я приняла решение, что на период учебы в школе мой сын будет жить с моими родителями.

Воспитание и отношения на расстоянии с сыном, конечно же, тяжелый период для любой матери. Я безумно благодарна своей маме за воспитание моего сына в момент, когда я занималась работой, собой и созданием условий для семьи.

Многие, конечно, меня осуждали и не поддерживали – называли кукушкой,

однако не это является темой сегодняшней статьи. Это, так сказать, предыстория.

Несмотря на отсутствие в моей жизни сына на постоянной основе, мы находились в режиме общения онлайн. Я, конечно же, принимала участие в особо важных событиях в жизни Ярослава. Все праздники мы проводили строго вместе, каникулы он также проводил со мной.

Сложилось так, что за четыре полных учебных года Ярослав идет сейчас в третье учебное заведение.

И все три школы оказались очень разными.

Школа в Казани

Несмотря на то что мы выбрали школу, ближайшую к дому, сына необходимо было возить на автомобиле. Эта школа находилась гораздо ближе районной, в которую мы должны были ходить по прописке.

Мы обивали пороги кабинета директора школы, и все же нас приняли.

Это была новая школа № 35. В принципе, самая обычная. Образование на бесплатной основе. Учебники предоставляла школа. Единственное, за что мы платили, – это питание, в районе 6000 рублей в месяц. Это 272 рубля в день на завтрак и обед.

Среди требований школы не было ничего особенного. Обычная школьная форма темно-синего цвета. Однако собрать сына в школу в первый класс в общей сложности обошлось мне в 50 тысяч рублей. Купили все нужное и ненужное: от ластика до букета учителю. Это сейчас я понимаю, что первоклашке много не нужно. Тем более не стоит покупать ему дорогой костюм, так как в первом классе дети еще не отвыкли от детского сада. В общем, костюм сын испортил очень быстро.

В классе сына было человек тридцать. И таких классов пять. Несложно догадаться, что индивидуального подхода к детям в таком потоке не было.

Отучились мы в школе всего две четверти.

К концу второй четверти меня вызвали в школу для серьезной беседы.

Мой сын не был никогда идеальным в плане поведения, он с детства рос гиперактивным, как принято сейчас говорить. Хотя я очень строгая мать, порой даже слишком. Я не берусь защищать действия своего ребенка. И, как адекватный родитель, я готова нести ответственность за своего сына.

Но как поступили учителя школы во главе с директором – было верхом абсурда.

Наша встреча с директором школы состоялась в конце полугодия. Созвали целый консилиум. На встрече присутствовали директор школы, завуч, классный педагог сына, школьный психолог. Моя мама поехала вместе со мной. Однако директор попросила ее выйти. Скажу прямо, я, как руководитель и управленец, понимаю, для чего меня оставили одну. Дабы оказать психологическое давление на меня и сделать максимум для того, чтобы я забрала ребенка из школы.

Разговор начали с того, что я никудышная мать, бросила сына родителям на шею. А сама отдыхаю в Москве и сижу «такая красивая» в шубе перед ними.

Психолог с серьезным лицом поставила диагноз моему сыну: неадекватность и асоциальное поведение. Директор с завучем грозились обратиться в органы опеки, чтобы отобрать у меня права на ребенка. Я попросила разрешения выйти для совершения звонка.

Позвонила своему юристу и задала один простой вопрос: каким образом и по каким причинам у меня могут «отобрать» ребенка? Хотя, если честно, я использовала это время для того, чтобы перевести дыхание от стресса. Мой сын – самое важное в жизни, и, конечно, я в какой-то момент поверила в то, что так называемые учителя говорят.

Я вернулась в кабинет. Попросила психолога дать письменное заключение о поставленных ею диагнозах, в чем мне по понятным причинам было отказано.

Далее я переключилась на директора школы и завуча, которым также предложила отправить письменный запрос на условия жизни моего ребенка.

И реально попробовать забрать материнские права у нормальной и адекватной мамы. Да, я в разводе. Да, у меня на тот момент не было защиты в виде отца семейства. Да, я жила вдали от сына. Но никому не позволено поступать незаконно.

Я понимаю, ребенок и вправду шаловливый, порой чересчур. Но не стоит забывать, это был первый класс, когда дети еще не совсем умеют проводить грань между детским садом и школой.

Понятное дело, я забрала документы, на что директор школы отреагировала очень позитивно.

Сразу сменился тон общения на более ласковый. В общем, мы покинули школу и освободили для кого-то одно место.

Сельская школа

У моих родителей была квартира в поселке Масловка в 70 км от Казани. Я очень переживала, что образование в сельской школе будет качественно ниже, чем в столице Татарстана.

Как же я ошибалась на этот счет!

Мы обратились к директору масловской школы, чтобы сына приняли в середине года. В нашем классе было десять человек. Индивидуальный подход был обеспечен. Учителей мы сразу предупредили о поведении Ярика.

Как я благодарна педагогам школы за их терпение, за их теплый прием, за их работу с детьми! Я приезжала в школу неоднократно. Заходила в гости к директору школы и классному руководителю. И знаете, что я увидела в школе? Пока мы беседовали в коридоре, к нам подбегали дети, здоровались, обнимали учителя.

Я увидела в этом не просто подход как педагога, а материнское тепло в объятиях.

И такое поведение в школе является нормой.

Подход к обучению меня поразил. С детьми усердно работали. Учителя всем сердцем радели за будущее их учеников. Для них было крайне важным, чтобы при вступлении во взрослую жизнь и при поступлении в высшие учебные заведения их выпускники были готовы.

Образование, конечно же, было бесплатным. Питание в школе составляло в районе 500 рублей в месяц (только обед).

Московская школа

Живем мы в чудесном районе Совхоз имени Ленина. В этом году как раз открыли новую школу, которая является филиалом московской школы № 548 и располагается рядом с нашим домом. Именно это и стало приоритетным для нас при выборе района для жилья.

Для поступления в пятый класс необходимо было сдать тестирование по математике и русскому языку.

Меня очень порадовал факт человеческого отношения со стороны руководства школы.

Мы немного опоздали с подачей документов, однако нас приняли ввиду того, что мы являемся жителями Совхоза им. Ленина.

Мы приехали для тестирования в июле. В этот же день работу сына проверили и дали ответ. Как оказалось, решения были правильными, но сыну не хватает скорости, а для этой школы скорость имеет серьезное значение. Нам были даны рекомендации для адаптации ребенка к школе и обучению. Только при беседе с Надеждой Владимировной я узнала, что у школы математический уклон и, вообще, она является инженерной. Я сама училась в физико-математической гимназии.

Для меня нет ничего лучше образования с упором на математику.

Мне выдали отрывной талон о возможном принятии в новую школу. С ним мы обратились в старую школу для получения документов. Параллельно в личном кабинете на портале gosuslugi.ru я оформила заявку на обучение.

28 августа нас вызвали на оргсобрание в школу. Я была приятно поражена самой школе и организации собрания. Здание современной постройки, внутри все ярко и все для детей. Везде полки с книгами. Есть стена для скалолазания. Большие панорамные окна. Современные оборудованные классы.

Если честно, мне самой захотелось учиться в этой школе.

Собрание проводилось в актовом зале. Темы – общая дисциплина, организация, система обучения, знакомство со школой и учителями. В нашем классе по системе школы два учителя. Программа обучения довольно сложная, у детей пятого класса по 6-7 уроков в день.

Каждый класс поделен на три категории подготовки учеников. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Несмотря на то что в классе 35 человек, на одном уроке одновременно должны присутствовать не более 12-15 учеников.

Образование и учебники бесплатные. Нет жестких ограничений по школьной форме. Упор на синий цвет, но обязательна синяя жилетка определенного производителя. Даже разрешены классические джинсы темно-синего или черного цвета.

Кстати, своему сыну я решила об этом не говорить, так как считаю, что через классическую форму у ребенка сложится более уважительное отношение к школе.

Стоимость питания: завтрак – 79,95 рублей и обед 147,29 рублей. То есть всего 227,24 рублей в день. В месяц выходит около 5000 рублей. Это дешевле, чем в казанской школе.

Что мне очень понравилось в этой школе, так это их акция «Дети вместо цветов». Она заключается в следующем: руководство школы просит отказаться от привычной нам всем традиции дарить цветы учителям, а пожертвовать данные деньги в благотворительный фонд школы. Эти деньги строго идут нуждающимся ученикам – к примеру, детям, у кого случилась трагедия с родителями или проблемы со здоровьем. Школа ведет строгую отчетность по деньгам и несет ответственность за реальность жизненных историй. Я решила, что наша семья примет активное участие в этой акции.

Есть масса бесплатных и платных кружков для детей. В бесплатные, как я поняла, попасть нереально. На платные полегче. Среди платных меня заинтересовали два: роботомоделирование и китайский язык. Однако пока что я не буду торопиться – дам сыну недельку-другую на адаптацию.

Конечно, по масштабам эта школа ни в какое сравнение не идет с сельской. А об образовании и его качестве, о профессионализме учителей говорить пока рано.